Пространный катихизис для обучения юношества православному закону христианскому. Изд. 1-е. Москва, 1786
Катехизис (с греч. – оглашение, устное наставление) – это первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину. Один из первых катехизисов, предназначенный специально для школ, был составлен Феофаном Прокоповичем.
«Пространный катехизис для обучения юношества православному закону», изданный при Учреждении народных училищ в Российской империи, был составлен придворным проповедником, законоучителем наследника императорского престола, членом Святейшего синода, митрополитом Московским и Коломенским Платоном (в миру Пётр Георгиевич Левшин, 1737-1812) в 1786 году по протестантским образцам (как и другие катехизисы Платона). Он разделён на две части: о богопознании естественном (здесь говорится о бытии Божием, Существе Божием, промысле, богопочтении) и о богопознании откровенном (где содержится учение о вере Евангельской, о законе Божием и о молитве Господней). Помимо множества нравственных сентенций в катехизисе Платона есть и философский элемент, стремящийся обосновать вероучение и нравоучение на философских началах.
«Пространный катехизис» Платона множество раз переиздавался и использовался в качестве учебника в народных училищах.
Главным и весьма видным представителем этого нового направления в XVIII–XIX столетиях можно считать Синодального члена, Платона (Левшина), митрополита Московского. «Еще будучи бельцом и учителем пиитики в Московской Академии в 1757 году, он писал и толковал всенародно катехизис, по его собственным словам».Но это были скорее катехизические поучения о догматах веры по руководству символа веры, нежели катехизис собственно. Катехизисы собственно Платоном составлены позже и в связи с его сокращенным Богословием, изданным в первый раз в 1765 году и представляющим собою учебную книгу по закону Божию, сочиненную первоначально для великого князя Павла Петровича. В Богословии этом мы видим все содержание разделенным на три части. Из них первая, самая меньшая, заключает в себе учение о естественном богопознании; вторая – о вере евангельской, при чем большую часть содержания отдела занимает изложение и богословское толкование символа веры; третья – о Божественном законе заключает в себе истолкование десяти заповедей закона Моисеева и молитвы Господней.В этом духе составлены были за тем (начиная с 1766 года) и катехизисы не только прямо принадлежавшие перу самого Платона, каковы: Краткий катехизис для обучения малых детей православному христианскому закону; Сокращенный катехизис для священно – и церковно-служителей и Сокращенный катехизис для обучения отроков, но и написанные или изданные под его сильным влиянием, каков в особенности «Пространный катехизис для обучения юношества православному закону христианскому, изданный при учреждении народных училищ в Российской Империи, в царствование благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины II, первоначально напечатанный в 1786 году, а потом много раз повторенный изданием.
Таков же почти и вышеупомянутый катехизис священника А. Беликова и некоторых других. Мы особенное обратим внимание на катехизис 1786 года, как «рассмотренный Святейшим Синодом». Этот катехизис разделяется на две части: часть I, о Богопознании естественном, в трех главах заключает в себе учение: а) о бытии Божием; б) о существе Божием и в) о Богопочтении; часть II, о Богопознании откровенном, также в трех главах, содержит в себе учение: а) о вере евангельской; б) о законе Божии; в) о молитве Господней.Часть первая крайне мала по объему в сравнении со второю. Все тексты Священного Писания изложены под страницею в виде примечаний. Ни заповедей церковных, ни блаженств евангельских мы здесь не видим. Кроме того, учение о таинствах приурочено здесь не к десятому, как то было в катехизисе Петра Могилы, а к восьмому члену символа веры, как учение об одном из средств «духовного освящения».Но уже и из этого краткого обозрения до Филаретовских катехизисов отчасти очевидно, что, не смотря на видимое сходство в основаниях для заключающегося в них учения, они значительно и даже отчасти существенно разнились между собою по постановке дела. Имея в виду преимущественно два типа до Филаретовских катехизисов: катехизисы Петра Могилы и катехизисы Платоновские, мы разницу эту устанавливаем в следующем: а) в первых катехизисах нет и речи о естественном Богопознании, а в последних оно является на первом плане и, по выражению самого Платона, служит «вождем» к Богопознанию откровенному; б) за то наоборот в первых все катехизическое учение основывается не только на Священном Писании, но и на Церковном Предании. «Члены веры, читаем в катехизисе Петра Могилы, получают важность и твердость свою частью от Священного Писания, частью от Церковного Предания и учения Соборов и Святых отцов»; в катехизисах же Платоновских читаем только то, что «учение о вере содержится в Священном Писании»,и во всех дальнейших подстрочных примечаниях видим исключительно одни цитаты из Священного Писания, а из Церковного Предания ни слова; в) в первых катехизисах, в первой части к учению о первом члене присоединено учение о предопределении Божием, а к учению о девятом учение о заповедях церковных: в катехизисах же Платоновских ни того, ни другого нет; г) в первых катехизисах учение о таинствах приурочено к учению о десятом члене символа веры, а в последних – к учению об восьмом; там это учение приурочено к учению о таинстве Крещения, а здесь оно поставлено, как средство духовного освящения, на ряду с другим средством, поставленным на первом месте, Словом Божиим; д) в первых катехизисах во второй части после изъяснения молитвы Господней следует учение о девяти блаженствах евангельских, а в последних учения о блаженствах совсем нет; наконец е) в третьей части катехизисов Петра Могилы и составленных по его руководству прежде изъяснения десятословия предлагается не краткое учение о добродетелях и грехах, а в катехизисах Платоновских такого учения совсем нет, а прямо предлагается изъяснение десятословия.
Уже из этой разности обоих типов до Филаретовских катехизисов нельзя не усмотреть крайностей, которыми они оба страдали, при видимом сходстве в основаниях для их учения. Нельзя не видеть того, что на сколько первый тип катехизисов, будучи в общем православным, составился во многом «из подражания латинским книгам»,тяготеет к образцам катехизисов римско-католических, на столько же, и даже еще более того, последний тип составился под сильным влиянием богословия протестантствующего.