Найти в Дзене

Почему Каин убил Авеля? Разбираем древний сюжет в живописи

Оглавление

Грех, зависть и кровь на холсте

Тёмный пейзаж, двое мужчин. Один – в ярости, другой – в ужасе. Камень взметнулся в воздух, и через мгновение земля напитается кровью. Каин убивает Авеля – сцена, запечатлённая десятками великих художников. Но почему именно этот древний миф, которому тысячи лет, продолжает вдохновлять живописцев? Давайте разбираться: кто из мастеров видел в Каине жестокого братоубийцу, а кто – жертву обстоятельств?

Гуго Вогель. 1922 г.
Гуго Вогель. 1922 г.

Первая кровь в истории: что случилось между братьями?

История Каина и Авеля – один из первых библейских ветхозаветных сюжетов 4-й главы Книги Бытия, посвящённых конфликту между сыновьями. Два брата приносят жертвы Богу: старший сын Адама и Евы - Каин приносит плоды земли, младший - Авель – лучших ягнят из своего стада. Но Господь милостиво принимает дар пастуха, а подношение земледельца отвергает:

"...Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел."

Каин негодует, его сердце наполняется завистью и гневом. Разве его труд менее ценен? Разве его пот и тяжкий труд на земле не достойны признания? Чем больше он думает об этом, тем сильнее растёт его ярость.

Наступает роковой день. Они оказываются в поле вдвоём, и Каин нападает на брата. В древних текстах говорится, что "восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его". Земля напитывается кровью невинного, и впервые мир узнаёт, что такое братоубийство.

Но что дальше? Господь взывает к Каину: "Где Авель, брат твой?" И тот отвечает: "Разве я сторож брату моему?" Но Бог знает истину. Он наказывает Каина, делая его изгнанником, обречённым скитаться по миру. Однако Он не даёт людям убить его – Каин получает особый знак, защищающий его от мстителей. С этого момента он становится первым изгнанником в истории, человеком, которому нет места среди людей.

Виллем ван Херп Старший, "Каин и Авель работают в поле", XVII в.
Виллем ван Херп Старший, "Каин и Авель работают в поле", XVII в.

Интерпретация истории в исламе и иудаизме

В исламе

В Коране убийство Каином Авеля описано без упоминания их имён. После совершённого злодеяния Аллах посылает ворона, который разрывает землю, показывая Каину, как похоронить брата. Этот эпизод подчёркивает не только вину убийцы, но и его растерянность – Каин не знает, что делать с телом брата, пока не получает указание от природы.

В исламских преданиях также говорится, что причиной убийства стала ревность: Каин возжелал сестру-близнеца Авеля, но Адам запретил ему жениться на ней. Тогда был предложен обряд жертвоприношения, чтобы решить спор, но жертва Каина не была принята. В ярости он убил брата и стал первым в мире убийцей.

В иудаизме

В мидрашах есть несколько версий причин конфликта: спор из-за земли, одежды, строительства храма или женщины. Одна из интерпретаций гласит, что Каин сначала уступил в схватке, но обманом перехватил инициативу и убил брата. Так он стал первым преступником, познавшим не только гнев, но и последствия содеянного.

Альфред Луде. Убийство Авеля Каином
Альфред Луде. Убийство Авеля Каином

Когда живопись становится драмой: как художники изображали убийство?

Мариотто Альбертинелли: за секунду до трагедии

Начать же можно с эпохи возрождения, именно тогда, особенно в Италии, у живописцев появляется всплеск интереса к этому сюжету, а именно к Мариотто Альбертинелли. На его картине "Жертвоприношение Каина и Авеля" изображены братья до совершения ужасного поступка, особое внимание предстает перед нами образ братьев.

Образ Авеля символизирует духовность и умиротворение, тогда как Каин олицетворяет плотские страсти и злые намерения, что подтверждается брошенной дубиной рядом с жертвенником. Два облака, разделенные дымом, показывают, что жертва Авеля принята, в то время как облако над Каином рассеивается.

Альбертинелли Мариотто. Жертвоприношение Каина и Авеля. 1510 г.
Альбертинелли Мариотто. Жертвоприношение Каина и Авеля. 1510 г.

Тициан: эмоции сами наисовываются

Картина была написана в 1543-1545 гг. Тициан работал в церкви Сан-Спирито на росписи храма. Картина «Каин и Авель» изображена на потолке ризницы, рядом с картинами на ветхозаветные сюжеты, такие как: «Авраам и Исаак», «Давид и Голиаф».

Глаза Каина, хоть и плохо видно, но все же, полны ярости и боли, он будто сам не понимает, что делает. Авель же падает от полученной травмы, и в ужасе осознаёт свою обречённость, несмотря на это, он пытается левой рукой остановить брата, тем самым огородить его от совершения страшного греха. Авель изображён мучеником, старающимся всецело бороться за свою жизнь. В то время, как гнев и злоба переполняют Каина, пытающегося столкнуть своего брата в разверзшуюся бездну.

Тициан Вечеллио. «Каин и Авель». 1545 г.
Тициан Вечеллио. «Каин и Авель». 1545 г.

Рубенс: трагедия в движении

Фламандский мастер Рубенс в XVII веке создаёт динамичную, экспрессивную сцену. Его Каин уже занёс над братом орудие, мышцы напряжены, в его лице читается ярость. Авель, в тщетно пытается защититься простирающего вверх руку к небу, взгляд наполнен страхом и отчаянием. С его лица льется кровь, и он находится на грани смерти, прося своего родного брата о пощаде. Картина наполнена движением – складки одежды, ветер, наклонённые фигуры, резкий контраст света и тени. Рубенс делает убийство почти кинематографичным – мы видим его в момент, когда всё уже предрешено, но трагедия ещё не случилась.

Также, рассматривая картину с философской точки зрения: братья представлены как символическое описание двух диаметрально противоположных жизненных путей: Каин - человек земной, привязанного к земле, готового с оружием в руках защищать свою собственность, Авель – человека духовного, устремленного к Богу.

Питер Пауль Рубенс . "Каин убивает Авеля". 1609 г.
Питер Пауль Рубенс . "Каин убивает Авеля". 1609 г.
"Адописные иконы" - как и кто портил старинные религоизные картины
Art Power – Сила в искусстве3 марта

Бугро: жертва и палач

Французский академист Уильям Бугро в XIX веке делает ставку на эмоциональный контраст и его сюжет уже обретает новые краски: Его Авель – это символ невинности и доброты, он прижат к Еве, остерегаясь конфликтов, Каин же напротив, демонстративно встаёт в атакующую позу, его взгляд не скрыт, он наполнен обидой и тьмой, крайне не типичное представление о сюжете, изображая уже зарождающуюся ненависть в Каине.

Адольф Уильям Бугро. "Первые разногласия (Каин и Авель)". 1861 г.
Адольф Уильям Бугро. "Первые разногласия (Каин и Авель)". 1861 г.

Каин: злодей или жертва обстоятельств?

Показательно, что со временем в живописи менялось отношение к Каину. Если в Средневековье его изображали исключительно как чудовище, то эпоха Возрождения внесла сомнения. А в XIX веке и вовсе появились картины, где он представлен не злодеем, а жертвой.

Шотландский художник Дэвид Скотт изобразил Каина в момент бегства. Он не выглядит победителем, скорее, он похож на человека, который сам не понимает, что натворил. В его позе – тоска, в глазах – страх. Как будто он осознаёт: страшнее божественного наказания – это жить с этим грузом.

-8

Но что же стало с Каином после убийства? Согласно Библии, он был проклят, но не убит. Каин стал первым изгнанником, кочевником, человеком без родины. Бог поставил на него знак, запрещая другим мстить за Авеля.

Фреска Бернардо ди Стефано Россели. 1474 г.
Фреска Бернардо ди Стефано Россели. 1474 г.

А какой образ Каина ближе вам – монстр или жертва? Пишите в комментариях!

Также обратите внимание на загадочную и трагичную историю Каспара Хаузера: