Найти в Дзене
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

По стопам святителя Иннокентия

Продолжая традиции святителя Иннокентия и будучи его преемником, епископ Тихон (Беллавин) совершал трансконтинентальные миссионерские путешествия из Калифорнии на Аляску и с западного побережья США на восточное. Как и его предшественник, святитель Иннокентий, который ежегодно объезжал свою епархию – Камчатскую, Алеутскую и Курильскую – по морю и по суше, подвергая себя и свою жизнь бесчисленным опасностям и невзгодам, так и святитель Тихон уже в первый год своего архипастырского служения в Америке предпринял миссионерское путешествие из Сан-Франциско на север Аляски. Сначала путь этот проходил на корабле вдоль побережья Тихого океана, затем на байдаре по северным рекам Аляски, вдоль которых располагаются поселения эскимосов.

Вспоминается один из ярких эпизодов путешествия святителя на байдаре (байдара – это большая лодка, деревянный каркас которой обтянут тюленьей кожей) по реке Юкону.

«В 4 часа раздались трезвон и салюты, и мы отчалили. Через час прибыли в село Нуналеанхагмют – это летняя резиденция Икогмютского тоена. Тоен и все живущие с ним радостно вышли навстречу своему архипастырю и после принятия благословения от него спешили, как дети любимому отцу, нести ему дары от трудов своих – рыбу, икру и прочие подарки. На берегу реки развели огонь и стали приготовлять закуску и чай. В это время владыка изволил подняться почти по отвесной скале на местное кладбище, находящееся на вершине холма. Помолившись об усопших, владыка любовался открывшимся отсюда на реку и окрестности видом. Не гнушаясь бедной, грязной обстановкой и сильным запахом рыбы, владыка посещал затем семейства туземцев в их летниках и палатках».

Далее путь лежал вдоль притоков этой реки по речушкам, озерам и болотам, местности «совершенно пустынной и дикой», где можно было встретить только диких зверей (медведей, лисиц и выдр) и птиц, а над всем – «мириады немилосердно жалящих комаров».

Близилось к концу это первое миссионерское путешествие по североамериканскому континенту. За 78 дней этого трансконтинентального пути владыка преодолел расстояние в 7 300 миль или более 11 000 километров. Милосердие и любовь архипастыря к своей пастве, заброшенной в дебри крайнего севера Аляски, не останавливали ни расстояния, ни опасности пути, ни угроза его собственному здоровью от эпидемий и болезней, частых у аборигенов.

«Всех провожавших его – здоровых, преосвященный благословил, а к болящим изволил пройти в палатки и летники, нимало не смущаясь заразительностью болезни, грязными помещениями и убийственно-неприятным запахом вяленой рыбы. Каждого больного владыка благословил и утешил и со всеми простился ласковым словом, всем обещая молиться об их выздоровлении».