Найти в Дзене
Алексей Довнар

Слово во вторник первой седмицы Великого поста

Продолжая нелегкий путь Великого поста, мы движемся и в молитвенном бдении, которое отмечено ежедневным чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, приглашающего нас к чрезвычайно важному занятию для каждого человека - обращению взора не на внешний облик (о нем мы заботимся, не покладая рук, в течение всего года и круглосуточно), но на внутреннее состояние души, так сильно тоскующей по непреходящему покою в единении с Богом как нашим Творцом и Промыслителем спасения Своего творения. Накануне, в понедельник, со страниц канона нас знакомили с трагедией первородного грехопадения человеческих прародителей Адама и Евы, которые после всеми знаемых событий были изгнаны из райских обителей. Ныне же преподобный Андрей продолжает описание плачевности последствий: «Яко смоко́вными ли́стиями оку́тан аз в посты́дную одежду, во обличе́ние мои́х страсте́й и своево́лия» и ещё: «Облачи́лся аз в одея́ние посты́дное, запя́тнанное и престу́пно окрова́вленное истече́ниями похотли́ваго и лю

Продолжая нелегкий путь Великого поста, мы движемся и в молитвенном бдении, которое отмечено ежедневным чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, приглашающего нас к чрезвычайно важному занятию для каждого человека - обращению взора не на внешний облик (о нем мы заботимся, не покладая рук, в течение всего года и круглосуточно), но на внутреннее состояние души, так сильно тоскующей по непреходящему покою в единении с Богом как нашим Творцом и Промыслителем спасения Своего творения.

Накануне, в понедельник, со страниц канона нас знакомили с трагедией первородного грехопадения человеческих прародителей Адама и Евы, которые после всеми знаемых событий были изгнаны из райских обителей. Ныне же преподобный Андрей продолжает описание плачевности последствий: «Яко смоко́вными ли́стиями оку́тан аз в посты́дную одежду, во обличе́ние мои́х страсте́й и своево́лия» и ещё: «Облачи́лся аз в одея́ние посты́дное, запя́тнанное и престу́пно окрова́вленное истече́ниями похотли́ваго и любостра́стнаго моего́ жития́».

Поскольку первые жители Рая стали подверженны греху, то это неизбежно сказалось на природе их потомства, особенно отчетливо это видно в поведении Хама - одного из сыновей Адама и Евы. Вместе со своим братом Авелем он принес жертву Богу, которую Тот не принял, поскольку жертвоприношение не отличалась чистотой в том смысле, который закладывался в нормативное предписание того времени. Тогда, будучи огорченным тем, что жертва брата принята, а его нет, он решается на страшное дело - убийство своего брата. Позднее Хам послужит нарицанием непозволительного поведения.

Узнавая впервые о хамовом братоубийстве или воспроизводя его в своей памяти, спустя какое-то время, современный человек может возразить: «Какое ко мне это имеет отношение, ведь за мною не имеется того, что сотворил Хам?» Ответ на вопрос не так однозначен. Да, многие из нас никогда в своей жизни не совершали физическое лишение человека жизни. Но сколько из нас честно может себе признаться в том, что никогда не причинял другому боли, не убивал его словом или своим безразличием? Отнюдь не каждый. А ведь ветхозаветная заповедь «не убий» имеет не единственный запретительный контекст.

Ввиду малозначительности иных форм убийства человека (как известно, и словом ведь убить можно), которую мы им придаем, наше сознание пропускает несущественные для нас, но весьма значимые в очах Божиих поступки по отношению друг ко другу. Всему причиной - личная гордыня, которая со временем воплощается в нечто страшное, о чем читаем в каноне: «Об Иове, на гно́ище наво́зном сидя́щем и Бо́гом спасе́нном, ты слы́шала, душе́ моя́, но не после́довала его́ му́жеству и не стя́жала его тве́рдыя во́ли, и яви́ла свою́ кра́йнюю невоздержанность и малоду́шие, не противоста́вше искуше́ниям ра́зума, зре́ния и чу́вства».

Множество отрицательных примеров приводит гимнограф в своем каноне, чтобы отрезвить нашу душу, пробудить ее ото сна лености и нерадения о своем спасении. Вместе с тем есть на страницах читаемых в эти дни молитвословий образы праведных людей своего времени. Именно к ним необходимо устремлять взоры сердца своего: покаявшаяся блудница, Сим и Иафет, сыновья Ноя, пророк Иона и, наконец, сам Иоанн Предтеча - все эти персоналии лучший пример для подражания. Каждая из них нуждается в более подробном исследовании, чем можно и нужно заняться за время Великого поста.