Прошло совсем немного времени после распада СССР, но жизнь людей изменилась так, что кажется, будто нас разделяет пропасть. Сегодня немного поговорим о школе и школьниках в СССР, что их отличало от савременных детей.
1. Уважение к учителям со стороны учеников и их родителей.
Специально вынесла этот пункт первым, потому что считаю, что это одна из основных потерь нашего общества.
Учителя и в СССР зарабатывали немного, но то, что это была уважаемая профессия - это точно. Детям и в голову не приходило пререкаться с учителем, а уж тем более оскорблять, в том числе нецензурной бранью, или бросаться с кулаками. В наше же время это случается довольно часто.
Конечно, дети баловались и придуривались и тогда, особенно когда входили в период пубертата - мальчики таким образом выделывались перед девочками, но все строго знали черту, переступать которую ни в коем случае нельзя.
Другими были и родители. Идти разбираться в школу к учителю, который "посмел" сделать замечание ребёнку.... я даже не слышала о таком в свои школьные годы. Родители, как минимум, в 99% случаев занимали сторону учителя.
2. Самостоятельные походы в школу, кружки, на прогулки.
Лично меня в школу мама приводила 1н раз - 1 сентября в 1й класс. Домой в этот день я шла уже одна, то есть с подружками, конечно, но без взрослых. Я не была исключением, у большей части моих одноклассников было также. А во 2м классе меня отдали в музыкальную школу и я самостоятельно ездила 4 трамвайных остановки от дома до школы. Это тоже было совершенно нормально, хотя в "музыкалке" чьи-то бабушки появлялись регулярно, всё-таки не все жили так близко, это же не общеобразовательная школа по месту жительства.
Гуляли дети тоже без взрослых. Конечно, во многих дворах на лавочках сидели пенсионеры, которые всё-таки присматривали за чужими детьми. Наши пенсионерки активно гоняли нетрезвых чужих мужчин, забредших в наш двор, и нам не забывали раздавать замечания.
Во дворе дома родителей до сих пор собираются пенсионерки на лавочках, но делать замечания как нетрезвым мужикам и компаниям, так и "онижедетям" сейчас рискованно для здоровья. И это прямо сказывается на безопасности нахождения самих же детей в одиночестве за пределами дома.
3. Дежурство в школе и отработка на каникулах.
На мой взгляд, это вполне полезная практика. Как минимум, 90% россиян не имеют и никогда не будут иметь регулярных домрвботниц, так что приучение к чистоте и навыкам уборки точно пригодится в жизни представителям обоих полов. А ещё это полезно тем, что ребёнку показывают наличие у него обязанностей и какого-то долга перед окружающими.
Дежурства делились на дежурство по классу и дежурство по школе.
Дежурство по классу было значительно чаще. У нас дежурили по две парты, так как до 10 класса нас рассаживали по принципу "девочка-мальчик", то дежурили 2 девочки и 2 мальчика.
Мальчики вытряхивали мусор из парт, ставили стулья на парты, выносили мусор и носили вёдра с водой.
Поровну мыли доску, оттирали разрисованные парты, подметали и мыли пол. Проблем с разделением труда не было, все были заинтересованны сделать уборку побыстрее. Часто это было довольно весёлое время препровождение, в зависимости от настроения и наличия времени.
Дежурство по школе бывало редко, 1-2 раза в год. Почему-то все хотели оказаться в столовой, там надо было помогать накрывать на столы, убирать со столов, переносить грязную посуду к мойкам, а иногда ее ещё и мыть.
Ещё дежурным поручалось мыть батареи с подоконниками, помогать в гардеробе и библиотеке, а также делать какие-нибудь необходимые в текущем времени дела. В этот день обычно большинство детей на уроки не попадали, поэтому вполне были довольны такому дежурству.
А в летние каникулы всех ждала отработка. В те времена, обычно уже в мае ребёнку было известно как он проведёт свои каникулы, поэтому несложно было составить график отработок.
На отработках лично я всегда попадала в библиотеку. Я всегда любила читать, поэтому мне там нравилось, а ещё во время отработки можно было "поймать" какую-то очень востребованную у детей книгу, на которую в течении года была очередь. В библиотеке требовалось просматривать все учебники и книги и "готовить" их к учебному году - стирать надписи, подклеивать, изымать из оборота самые пострадавшие от рук детей.
Другие варианты отработок - помыть, покрасить, отремонтировать, перенести с места на место.
Совсем несложные элементарные вещи, самым трудным было заставить себя идти в школу в каникулы.
4. Самостоятельное выполнение домашних заданий.
Я не знала ни одного ребёнка, котому бы на постоянной основе родители или репетиторы помогали в учёбе или проверяли правильность выполнения домашних заданий.
То есть сам факт выполнения могли проверить, но вот проверять на правильность - вычитывать или высчитывать ошибки, это точно нет. Я вообще знаю лишь одного человека, учившегося в школе при СССР и имевшего репетитора.
А вот сейчас среди знакомых и коллег, имеющих детей школьного возраста, все участвуют в процессе выполнения "домашки", а у старшеклассников хотя бы 1н, но есть репетитор.
Возможно программа стала сложнее, но тот факт, что образование, по сравнению с СССРовским существенно упало - неоспоримо. Значит программа не сложнее, а бестолковее? Логично же.
На мой взгляд, самостоятельное выполнение заданий развивает в ребёнке ответственность и приучает к саморазвитию. Оба эти качества крайне важны для современного взрослого человека.
А, что, на Ваш взгляд сильно отличает школьников времён СССР и современных?