Найти в Дзене
СкинИ

Чем школьники из СССР отличались от современных?

Фото взято для иллюстрации из общедоступного источника
Фото взято для иллюстрации из общедоступного источника

Прошло совсем немного времени после распада СССР, но жизнь людей изменилась так, что кажется, будто нас разделяет пропасть. Сегодня немного поговорим о школе и школьниках в СССР, что их отличало от савременных детей.

1. Уважение к учителям со стороны учеников и их родителей.

Специально вынесла этот пункт первым, потому что считаю, что это одна из основных потерь нашего общества.

Учителя и в СССР зарабатывали немного, но то, что это была уважаемая профессия - это точно. Детям и в голову не приходило пререкаться с учителем, а уж тем более оскорблять, в том числе нецензурной бранью, или бросаться с кулаками. В наше же время это случается довольно часто.

Конечно, дети баловались и придуривались и тогда, особенно когда входили в период пубертата - мальчики таким образом выделывались перед девочками, но все строго знали черту, переступать которую ни в коем случае нельзя.

Другими были и родители. Идти разбираться в школу к учителю, который "посмел" сделать замечание ребёнку.... я даже не слышала о таком в свои школьные годы. Родители, как минимум, в 99% случаев занимали сторону учителя.

2. Самостоятельные походы в школу, кружки, на прогулки.

Лично меня в школу мама приводила 1н раз - 1 сентября в 1й класс. Домой в этот день я шла уже одна, то есть с подружками, конечно, но без взрослых. Я не была исключением, у большей части моих одноклассников было также. А во 2м классе меня отдали в музыкальную школу и я самостоятельно ездила 4 трамвайных остановки от дома до школы. Это тоже было совершенно нормально, хотя в "музыкалке" чьи-то бабушки появлялись регулярно, всё-таки не все жили так близко, это же не общеобразовательная школа по месту жительства.

Гуляли дети тоже без взрослых. Конечно, во многих дворах на лавочках сидели пенсионеры, которые всё-таки присматривали за чужими детьми. Наши пенсионерки активно гоняли нетрезвых чужих мужчин, забредших в наш двор, и нам не забывали раздавать замечания.

Во дворе дома родителей до сих пор собираются пенсионерки на лавочках, но делать замечания как нетрезвым мужикам и компаниям, так и "онижедетям" сейчас рискованно для здоровья. И это прямо сказывается на безопасности нахождения самих же детей в одиночестве за пределами дома.

3. Дежурство в школе и отработка на каникулах.

На мой взгляд, это вполне полезная практика. Как минимум, 90% россиян не имеют и никогда не будут иметь регулярных домрвботниц, так что приучение к чистоте и навыкам уборки точно пригодится в жизни представителям обоих полов. А ещё это полезно тем, что ребёнку показывают наличие у него обязанностей и какого-то долга перед окружающими.

Дежурства делились на дежурство по классу и дежурство по школе.

Дежурство по классу было значительно чаще. У нас дежурили по две парты, так как до 10 класса нас рассаживали по принципу "девочка-мальчик", то дежурили 2 девочки и 2 мальчика.

Мальчики вытряхивали мусор из парт, ставили стулья на парты, выносили мусор и носили вёдра с водой.

Поровну мыли доску, оттирали разрисованные парты, подметали и мыли пол. Проблем с разделением труда не было, все были заинтересованны сделать уборку побыстрее. Часто это было довольно весёлое время препровождение, в зависимости от настроения и наличия времени.

Дежурство по школе бывало редко, 1-2 раза в год. Почему-то все хотели оказаться в столовой, там надо было помогать накрывать на столы, убирать со столов, переносить грязную посуду к мойкам, а иногда ее ещё и мыть.

Ещё дежурным поручалось мыть батареи с подоконниками, помогать в гардеробе и библиотеке, а также делать какие-нибудь необходимые в текущем времени дела. В этот день обычно большинство детей на уроки не попадали, поэтому вполне были довольны такому дежурству.

А в летние каникулы всех ждала отработка. В те времена, обычно уже в мае ребёнку было известно как он проведёт свои каникулы, поэтому несложно было составить график отработок.

На отработках лично я всегда попадала в библиотеку. Я всегда любила читать, поэтому мне там нравилось, а ещё во время отработки можно было "поймать" какую-то очень востребованную у детей книгу, на которую в течении года была очередь. В библиотеке требовалось просматривать все учебники и книги и "готовить" их к учебному году - стирать надписи, подклеивать, изымать из оборота самые пострадавшие от рук детей.

Другие варианты отработок - помыть, покрасить, отремонтировать, перенести с места на место.

Совсем несложные элементарные вещи, самым трудным было заставить себя идти в школу в каникулы.

4. Самостоятельное выполнение домашних заданий.

Я не знала ни одного ребёнка, котому бы на постоянной основе родители или репетиторы помогали в учёбе или проверяли правильность выполнения домашних заданий.

То есть сам факт выполнения могли проверить, но вот проверять на правильность - вычитывать или высчитывать ошибки, это точно нет. Я вообще знаю лишь одного человека, учившегося в школе при СССР и имевшего репетитора.

А вот сейчас среди знакомых и коллег, имеющих детей школьного возраста, все участвуют в процессе выполнения "домашки", а у старшеклассников хотя бы 1н, но есть репетитор.

Возможно программа стала сложнее, но тот факт, что образование, по сравнению с СССРовским существенно упало - неоспоримо. Значит программа не сложнее, а бестолковее? Логично же.

На мой взгляд, самостоятельное выполнение заданий развивает в ребёнке ответственность и приучает к саморазвитию. Оба эти качества крайне важны для современного взрослого человека.

А, что, на Ваш взгляд сильно отличает школьников времён СССР и современных?