Какие факторы будут определять экономическую обстановку в мире в 2025 году?
Преподаватель экономики Афинского университета, бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис (Yanis Varoufakis) назвал три фактора, два из которых напрямую связаны с США, а один косвенно: Трамп, доллар и Китай.
Чего хочет Трамп
Дональд Трамп хочет увеличить американский экспорт, вернуть американские рабочие места в Соединенные Штаты и сократить американский торговый дефицит. Для этого ему нужна более низкая стоимость доллара. То есть для этого ему нужен более слабый доллар. При слабом долларе американские экспортные товары будут дешевле, а значит более конкурентоспособны на мировом рынке. Экспорт будет расти, торговый дефицит снижаться.
С другой стороны, Дональду Трампу нужен сильный доллар. США импортируют и потребляют огромное количество зарубежных товаров. Чтобы американский потребитель мог покупать их по приемлемой для себя цене, чтобы заработная плата американского работника позволяла ему покупать необходимое количество иностранных товаров, доллар должен обладать высокой покупательной способностью. Только в этом случае американцы смогут сохранить или даже повысить свой уровень потребления, уровень жизни.
Так как в международной торговле доллар доминирует, то участники мирового рынка вынуждены обменивать национальные валюты на доллар, закупать доллары для расчетов по международным сделкам. Это стимулирует спрос на американскую валюту и поддерживает его высокий курс.
Таким образом, сохранение доллара как мировой резервной и расчетной валюты выгодно Соединенным Штатам, и Дональд Трамп будет всячески стремиться это доминирование укрепить. То есть Дональд Трамп будет препятствовать любым попыткам вытеснить или заместить доллар в мировой торговле.
Трамп объявил:
Идея о том, что страны БРИКС пытаются уйти от доллара, пока мы стоим и смотрим, ЗАКОНЧЕНА. Мы требуем обязательств от этих стран, чтобы они не создавали новую валюту БРИКС и не поддерживали никакую другую валюту, которая заместит могущественный доллар. Пусть используют доллар либо получают 100 процентные таможенные пошлины и попрощаются с возможностью продавать свои товары на прекрасном американском рынке. Пусть ищут других лохов. Никаких шансов, что БРИКС заменит доллар в мировой торговле. А любая страна, которая попытается это сделать, должна попрощаться с Америкой.
Что, в итоге, получит Трамп?
Возникает вопрос. Может ли Дональд Трамп иметь и то, и другое? Слабый доллар для обеспечения конкурентоспособности американских товаров и сильный доллар для закупки достаточного количества импортируемых в США иностранных товаров.
Первая проблема Трампа заключается в том, что импортные пошлины (тарифы), о введение которых Трамп много раз объявлял, скорее всего будут способствовать повышению курса доллара. Почему?
Прежде всего потому, что каждый раз, когда возникает глобальная неопределенность, всякий раз, когда возникает проблема, исходящая от Соединенных Штатов, будь то кризис 2008 года или какой-либо другой кризис, происходит парадоксальный приток иностранных денег в Соединенные Штаты, что повышает курс доллара.
Итак, если введенные Трампом импортные пошлины создадут неопределенность во всей мировой экономике, вероятным результатом будет рост стоимости доллара. И это его первая проблема, потому что, если эффект от введенных импортных пошлин будет достигнут, это вызовет значительное смятение во всем мире, включая Китай, Европейский союз, Великобританию. Даже если первоначально импорт в США иностранных товаров в США сократится из-за пошлин, приток капиталов в Соединенные Штаты увеличит стоимость доллара и будет оказывать противодействие эффекту от введенных пошлин. А эффектом должно было быть снижение импорта в США и увеличение американского экспорта. Таким образом, приток капитала, вызванный нарушением обычного течения мировой торговли, нивелирует эффект от пошлин.
Вторая проблема Трампа заключается в том, что если он продолжит политику снижения налогов, особенно для корпораций, а олигархи в Соединенных Штатах очень богаты, это также привлечет иностранный капитал в США.
И что это даст? Это повысит стоимость доллара и, следовательно, увеличит разрыв между американскими сбережениями и инвестициями. Поскольку инвестиции намного больше сбережений, это является основной причиной американского торгового дефицита.
Третья проблема Трампа — это непомерная привилегия доллара США, за счет контроля за его эмиссией. То есть Соединенные Штаты могут выпускать в обращение любое количество долларов на свое усмотрение.
Это причина, по которой каждый раз, когда случается кризис, особенно исходящий из Соединенных Штатов, доллар растет, а торговый дефицит США ухудшается, особенно в периоды снижения спроса, рабочих мест и занятости в Соединенных Штатах.
Так что если бы Дональд Трамп был серьезно настроен сократить американский торговый дефицит, он бы захотел покончить с непомерной привилегией доллара США.
Но, конечно, он никогда не позволит себе это сделать, потому что его лучшие друзья, его соратники и финансисты будут в ужасе, если Соединенные Штаты потеряют непомерную привилегию своего доллара.
Крайне маловероятно, что Дональд Трамп захочет стать первым американским президентом после Второй мировой войны, который допустит утрату мировой гегемонии Соединенных Штатов за счет ликвидации непомерной привилегии доллара США.
Зачем импортные пошлины
Некоторые утверждают, что Трамп угрожает введением импортных пошлин торговым партнерам (Китай, ЕС) для того, чтобы добиться от них заключения соглашения о повышении курса национальных валют по отношению к доллару. То есть об укреплении национальных валют, таких как китайский юань или евро. В этом случае, США могут нарастить свой экспорт в эти страны, сократить импорт из этих стран, и, тем самым, улучшить свой торговый баланс, сократить торговый дефицит.
Что-то вроде того, что сделал Рональд Рейган в 1985 году. Печально известное соглашение “Плаза”, якобы многосторонняя сделка между европейцами, американцами, канадцами, австралийцами. Но на самом деле, соглашение «Плаза» было фактическим ультиматумом, поставленным Вашингтоном, Токио: резко повысьте курс иены, или мы введем большие пошлины на японский экспорт. Японцы сдались. Они сделали, как им сказали. Причины, по которым Япония имела огромные темпы роста в период с 1950 по 1985 год, были устранены. И поэтому Япония потеряла свою ценность. Свой динамизм. Это потому, что они приняли эти соглашения «Плаза».
Вероятно ли, что Китай пойдет новые соглашения «Плаза»? Вероятность этого нулевая.
Китай — это не Япония. Япония была оккупированной Соединенными Штатами страной. Соединенные Штаты написали им конституцию. Десятки тысяч американских солдат все еще оккупируют Окинаву. Китай, я повторю это еще раз, — это не Япония. Крайне маловероятно, что он согласится на такое. Китай никогда не пойдет на масштабное повышение курса своей валюты по отношению к доллару ради снижения торгового дефицита с США. А Трампу хотелось бы именно этого.
Это журавль в небе. На этот раз никаких новых соглашений «Плаза» между Соединенными Штатами и Пекином не предвидится. В этом смысле кажется крайне маловероятным, что то, чего хочет Дональд Трамп, по крайней мере обе его цели — сокращение дефицита торгового баланса США и сохранение непомерной привилегии доллара, — обе его цели будут достигнуты одновременно в 2025 году или даже в течение последующих 4 лет.
Однако главный вопрос на 2025 год и далее — это дилемма Китая.
Либо Китай будет выжидать, пока не разрешатся внутренние противоречия в США, пока не определится до конца дальнейшая судьба администрации Трампа. Либо в какой-то момент Пекин решится, сделает свой выбор и объявит о преобразовании зоны БРИКС в новую версию Бреттон-Вудса.
Так же, как Бреттон-Вудс имел в своей основе доллар США, зона БРИКС будет в своей основе иметь китайский юань. С более или менее фиксированными обменными курсами юаня по отношению к рублю, рупии и другим валютам. Такой шаг станет очень серьезным ударом по непомерной привилегии американского доллара с соответствующими последствиями для американской экономики. Возникает риск дефолта по своим долговым обязательствам, номинированным в долларах с фактическим обнулением ваших долларовых сбережений.
Пока Китай такое решение не принял, однако это может состояться в 2025 году либо в ближайшие последующие годы.
И мы увидим, осуществится это или нет.
О приоритетах своей политики Трамп лично рассказал здесь:
Подпишитесь, чтобы получать обновления по этой или другим актуальным темам!