Найти в Дзене

Лексико-грамматическое занятие для детей 5-7 лет на тему «Животные холодных стран».

Словарь.

Существительные: глобус, карта, полюс, медведь, олень, песец, морж, волк, тюлень, сова, пингвин, кит, медвежонок, оленёнок, моржонок, волчонок, совенок, пингвинёнок, китенок, лишайник, мох, моллюск, рачок, планктон.

Глаголы: бегать, ходить, плавать, охотиться, рычать, нырять, ловить, спать, есть, дышать, нюхать, защищать, заботиться, смотреть, скакать, жевать, бодаться, искать, копать, выслеживать, лежать, выть, рычать, отдыхать, летать, выслеживать, высиживать, вылуплять, играть, развиваться, прятаться, догонять, исследовать, баловаться.

Прилагательные: северный, южный, хищный, травоядный, белый, косолапый, лохматый, большой, громадный, могучий, неловкий, огромный, свирепый, грозный, страшный, благородный, быстрый, быстроногий, грациозный, изящный, пугливый, стройный, чутки, пушистый, шустрый, длиннохвостый, клыкастый, толстый, смелый, опасный, упитанный, толстокожий, злой, голодный, маленький, смешной, летающая, сонная, забавная, красивый, умный, заботливый, сильный, гигантский, морской, активный, веселый, любознательный, шумный, непослушный, игривый.

Антонимы: Большой – маленький; сильный – слабый; страшный – милый; весёлый – скучный; грязный – чистый; смелый – трусливый; громкий – тихий; светлый – темный; старый – молодой; злой – добрый; высокий – низкий.

Предлоги: НА, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА.

Приставки: пере-, вы-, при-, под-, за-, на-, по-, до-, от-.

Познакомьте детей с глобусом или мировой картой.

Глобус – это точная модель нашей планеты, только уменьшенная во много раз. У земли есть два полюса холода – Северный и Южный полюса. Северный полюс находится в Арктике, Южный – в Антарктике. Арктика – это острова и вода, Антарктика – это материк. На северном полюсе живут белые медведи, северные олени, песец, моржи, волки, тюлени, совы; на южном полюсе пингвины, тюлени, киты.

Задание 1. Назови животное холодных стран.

Цель: актуализация и увеличение словаря.

Взрослый показывает картинку животного детям, уточняет, знают ли они его название. Дети называют животное, взрослый рассказывает про это животное.

Слова для задания: медведь, олень, песец, морж, волк, тюлень, сова, пингвин, кит.

Белый медведь – самый крупный хищник на планете. Они практически никогда не впадают в спячку, исключение составляют самки, которые ждут потомство. Медведи очень любопытны и очень часто появляются в местах обитания людей. Но агрессии по отношению к людям медведь не проявляет.

Северный олень – путешественники, огромные стада совершают большие переходы, во главе стоит самый сильный и опытный олень. У оленя очень тёплая и густая шерсть. Главное украшение – это ветвистые рога, которые они меняют каждый год. Северные олени отлично умеют плавать.

Песец или полярная лиса – всеядное животное, питается птицами, их яйцами и птенцами, рыбой, ягодами, морскими водорослями. Песцы очень активные, особенно ночью. Когда наступают сильные морозы, могут уйти в свои норы и спать долго-долго, чтобы сохранить энергию.

Морж – охотится в воде, на льдину выбирается чтобы отдыхать. Большие бивни-клыки нужны не только для защиты, но и для добывания пищи. Ими морж раскапывает дно океана и находит моллюсков. Моржи умеют спать в воде. Живут они стаями. Морж занесён в красную книгу.

Полярный волк – это хищник, охотятся волки стаями. Живет волк 5-15 лет, голод значительно сокращает продолжительность жизни. Он занесён в красную книгу.

Тюлень – забавное животное с обтекаемым телом и ластами вместо ног. На суше тюлени могут показаться неуклюжими - они ползают, опираясь то на грудь, то на спину. Но в воде превращаются в настоящих акробатов. Спят тюлени, лежа на поверхности моря, раскинув ласты. Детёнышей тюлени называют бельками. Главные природные враги тюленей - белые медведи и хищные киты - касатки.

Сова – настоящая королева снежных просторов. У неё красивое белое оперение, которое помогает ей прятаться среди снега и льда. Питается полярная сова в основном маленькими зверьками - леммингами (это такие северные хомячки), а также зайцами, утками, гусями и даже рыбой.

Пингвин – это птица, которая живет на самом южном материке - в Антарктиде, где всегда холодно и лежит снег. Пингвин не умеет летать, зато отлично плавает. Живут пингвины большими колониями - как настоящие города! Питается рыбой. У некоторых видов папа-пингвин высиживает яйцо два месяца, не ест и не плавает всё это время. Когда малыш появляется на свет, родители по очереди кормят его.

Кит – кит, который живёт в холодном Северном море, называют белуха. Он умеет издавать целых 50 разных звуков. Он может реветь, свистеть, щёбетать и даже кричать - за это его называют “морской канарейкой”. Эти киты очень дружные - они живут большими семьями и никогда не расстаются.

Задание 2. Детёныши животных.

Цель: актуализация и увеличение словаря.

Назови детёнышей (птенцов) животных (птиц), которые живут в холодных странах.

Медведь – медвежонок;

Олень – оленёнок;

Морж – моржонок;

Волк – волчонок;

Сова – совенок;

Пингвин – пингвинёнок;

Кит – китенок.

Задание 3. Один - много.

Цель: формирование навыка образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Образец: медведь – медведи, много медведей.

Слова для задания: медведь, олень, песец, морж, волк, тюлень, сова, пингвин, кит, медвежонок, оленёнок, моржонок, волчонок, совенок, пингвинёнок, китенок.

Задание 4. Чем питаются животные холодных стран?

Цель: актуализация и увеличение словаря.

Расскажите детям чем питаются животные холодных стран. Попросите детей разделить животных на две группы: хищные и травоядные.

Медведь (хищное животное) – зимой нерпой, тюленями, рыбой; летом ягодами, травой, водорослями.

Олень (травоядное животное) – зимой лишайники, мхи, веточки; летом грибами, ягодами, травой.

Песец (хищное животное) – мелкие грызуны, рыбой, птицей.

Морж (хищное животное) – моллюсками, рачками, рыбой.

Волк (хищное животное) – птицей, лягушками, зайцами, оленями, жуками.

Тюлень (хищное животное) – нерпой, зайцами.

Сова (хищное животное) – зайцами, ежами, рыбой, лягушками.

Пингвин (хищное животное) – рыбой, ракообразными.

Кит (хищное животное) - планктоном, моллюсками, ракообразными.

Расскажите и покажите картинки детям, если они не знакомы с данными видами пищи (особенно: лишайник, мох, моллюск, рачок, ракообразные, планктон).

Задание 5. Посчитай до пяти.

Цель: формирование навыка согласования существительного с числительным.

Образец: Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя, пять медведей.

Слова для задания для детей 5-6 лет: медведь, олень, песец, морж, волк, тюлень, сова, пингвин, кит, медвежонок, оленёнок, моржонок, волчонок, совенок, пингвинёнок, китенок.

Слова для задания для детей 6-7 лет: белый медведь, северный олень, хитрый песец, ленивый морж, хищный волк, смешной тюлень, красивая сова, быстрый пингвин, большой кит, неуклюжий медвежонок, любопытный оленёнок, трусливый моржонок, непослушный волчонок, маленький совенок, веселый пингвинёнок, маленький китенок.

Задание 6. Подбери признак.

Цель: актуализация и расширение предикативного словаря (прилагательные).

Какой медведь? Белый, косолапый, лохматый, большой, громадный, могучий, неловкий, огромный, свирепый, грозный, страшный и др.

Какой олень? Благородный, быстрый, быстроногий, грациозный, изящный, пугливый, стройный, чуткий и др.

Какой песец? Хищный, пушистый, шустрый, длиннохвостый и др.

Какой морж? Клыкастый, толстый, большой, смелый, грозный, опасный, упитанный, толстокожий и др.

Какой волк? Страшный, злой, голодный, грозный и др.

Какой тюлень? Маленький, смешной и др.

Какая сова? Летающая, сонная, забавная и др.

Какой пингвин? Красивый, умный, быстрый, заботливый и др.

Какой кит? Огромный, сильный, гигантский, морской и др.

Какой медвежонок (оленёнок, моржонок, волчонок, совенок, пингвинёнок, китенок)? Активный, веселый, любознательный, шумный, непослушный, игривый и др.

Задание 7. Подбери антоним.

Цель: формирование навыка подбирать антоним.

Большой медведь – маленький песец; сильный волк – слабый волчонок; страшный медведь – милый пингвин; весёлый пингвиненок – скучный морж; грязный волк – чистый морж; смелый олень – трусливый оленёнок; громкий морж – тихий олень; светлый медведь – темный морж; старый кит – молодой китёнок; злой волк – добрый олень; высокий олень – низкий оленёнок.

Задание 8. Что умеет делать животное.

Цель: актуализация и расширение глагольного словаря.

Что умеют делать животные?

Медведь: бегать, ходить, плавать, охотиться, рычать, нырять, ловить, спать, есть, дышать, нюхать, защищать, заботиться, смотреть, грызть и др.

Олень: скакать, жевать, плавать, бодаться, искать, копать и др.

Песец: выслеживать и др.

Морж: лежать, нырять, плавать и др.

Волк: выть, рычать и др.

Тюлень: отдыхать, плавать, рычать и др.

Сова: летать, выслеживать, высиживать, вылуплять и др.

Пингвин: нырять, плавать и др.

Кит: плавать, нырять и др.

Медвежонок, оленёнок, моржонок, волчонок, совенок, пингвинёнок, китенок: играть, развиваться, прятаться, догонять, исследовать, баловаться и др.

Задание 9. Что лишнее.

Цель: формирование логического мышления.

Снег, холод, лёд, пустыня.

Медведь, олень, песец, волк.

Морж, волк, тюлень, медвежонок.

Сова, пингвин, пингвинёнок, китенок.

Сова, пингвин, кит, китенок.

Медвежонок, оленёнок, моржонок, пингвин.

Задание 10. Предлоги.

Цель: формирование навыка употребление предлогов.

Предлог НА: Выглянуло солнце, и оно светит на всех животных, на кого оно светит?

Солнце светит на медведя (на оленя, на песца, на моржа, на волка, на тюленя, на сову, на пингвина, на кита, на медвежонка, на оленёнка, на моржонка, на волчонка, на совенка, на пингвинёнка, на китенка).

Предлог ПОД: Солнце светит ярко и под животными стал таять снег, под какими животными он таят?

Снег таят под медведем (под оленем, под песцом, под моржом, под волком, под тюленем, под совой, под пингвином, под медвежонком, под оленёнком, под моржонком, под волчонком, под совенком, под пингвинёнком).

Предлог ИЗ-ПОД: Снег под животными стал таять, и побежали ручейки, из-под каких животных бегут ручейки?

Ручейки бегут из-под медведя (из-под оленя, из-под песца, из-под моржа, из-под волка, из-под тюленя, из-под совы, из-под пингвина, из-под медвежонка, из-под оленёнка, из-под моржонка, из-под волчонка, из-под совенка, из-под пингвинёнка).

Предлог ЗА: Солнечные лучи попадают на животных, и за ними появилась большая тень. За каким животным появилась тень?

Тень появилась за медведем (за оленем, за песцом, за моржом, за волком, за тюленем, за совой, за пингвином, за китом, за медвежонком, за оленёнком, за моржонком, за волчонком, за совенком, за пингвинёнком, за китёнком).

Задание 11. Приставки.

Цель: формирование навыка образовывать слова с помощью приставок.

Приставки: пере-, вы-, при-, под-, за-, на-, по-, до-, от-.

Образовать новые слова от слова ЛЕТАТЬ: перелететь, вылететь, прилететь, подлететь, залететь, налететь, полететь, долететь, отлететь.

Образовать новые слова от слова ПЛАВАТЬ: переплыть, выплыть, приплыть, подплыть, заплыть, поплыть, доплыть, отплыть.

Образовать новые слова от слова ХОДИТЬ: переходить, выходить, приходить, подходить, заходить, находить, походить, доходить, отходить.

Задание 12. Составь предложение.

Цель: формирование навыка составлять предложения из одного и более слов.

Взрослый называет слово (или несколько слов, зависит от возможности ребёнка), ребёнок придумывает простое предложение с данным словом. Если ребёнок испытывает трудности, то взрослый задаёт наводящий вопрос.

Слова для задания: медведь, олень, песец, морж, волк, тюлень, сова, пингвин, кит, медвежонок, оленёнок, моржонок, волчонок, совенок, пингвинёнок, китенок.

Задание 13. Составление описательного рассказа.

Цель: формирование и закрепление навыка составлять рассказ.

Для данного задания необходима картинка, по которой ребёнок будет составлять рассказ. На картинке изображено животное.

1. Кто нарисован картинке? Это медведь.

2. Где он живет? Медведь живет на северном полюсе, там, где снег.

3. Какого он размера? Медведь очень большой.

4. Какого он цвета? Медведь белого цвета.

5. Чем питается медведь? Медведь кушает рыбу и др.

6. Как называют детёныша у медведя? Детёныша у медведя называют медвежонок?

Вопросы по теме:

Отвечать полным предложением.

1. Почему животным не холодно на северном и южном полюсе? (Мех, жир).

2. Каких животных холодных стран вы видели в зоопарке? (Белый медведь).

3. Почему многие животные холодных стран белого цвета? (Что бы их не было видно).

4. Может ли белый медведь встретиться с пингвином? Почему? (Нет, живут на разных полюсах).