Найти в Дзене

Искусственный интеллект и домашняя работа

Когда-то, чтобы написать реферат, нам приходилось подолгу сидеть в библиотеках и штудировать множество книг, и в результате — получить по-настоящему заслуженную оценку. Потом в нашей жизни появился Интернет. В мировой сети искать информацию оказалось гораздо проще и быстрее, да и среди уже готовых рефератов можно было выбрать на любой вкус и цвет. Оставалось лишь обмануть антиплагиаты, которыми активно пользовались преподаватели. Но это тоже требовало некоей изобретательности и работы мысли. Теперь же к делу выполнения домашних заданий подключился искусственный интеллект: загружаешь в него пример по математике — и решение готово, сочинение по литературе — вот оно! В результате выходит, что домашнее задание становится абсолютно бесполезным делом, так как сами дети материал не осваивают, не учатся на своих ошибках. Или, быть может, учатся?.. Понятно, чем плохо использование ИИ для выполнения домашки, но ведь какая-то польза тоже наверняка есть? Да! Во-первых, дети осваивают новые техноло
Изображение от freepik
Изображение от freepik

Когда-то, чтобы написать реферат, нам приходилось подолгу сидеть в библиотеках и штудировать множество книг, и в результате — получить по-настоящему заслуженную оценку. Потом в нашей жизни появился Интернет. В мировой сети искать информацию оказалось гораздо проще и быстрее, да и среди уже готовых рефератов можно было выбрать на любой вкус и цвет. Оставалось лишь обмануть антиплагиаты, которыми активно пользовались преподаватели. Но это тоже требовало некоей изобретательности и работы мысли.

Теперь же к делу выполнения домашних заданий подключился искусственный интеллект: загружаешь в него пример по математике — и решение готово, сочинение по литературе — вот оно! В результате выходит, что домашнее задание становится абсолютно бесполезным делом, так как сами дети материал не осваивают, не учатся на своих ошибках.

Или, быть может, учатся?..

Понятно, чем плохо использование ИИ для выполнения домашки, но ведь какая-то польза тоже наверняка есть? Да!

Во-первых, дети осваивают новые технологии, без которых сейчас сложно и учиться, и работать.

Во-вторых, искусственный интеллект пока далеко не совершенен и часто допускает ошибки, а иногда и откровенно врёт. Поэтому, получив несколько раз низкую оценку за непроверенную информацию, ребёнок приходит к выводу, что информацию нужно проверять, что не всем источникам следует доверять, да и, проверяя информацию, хоть что-то да запомнит.

В-третьих, ИИ можно доверить поиск и переработку больших объемов информации при подготовке проектов, которые не понадобятся ребёнку для поступления в колледж или ВУЗ, чтобы сосредоточиться на том, что действительно важно.

Это всё, конечно, хорошо, но требует пристального контроля родителей и учителей. Нельзя запретить ребёнку пользоваться ИИ, он всё равно будет это делать, но тайно. Поэтому важно разработать несколько правил и обсудить их, в общем — договориться.

Иллюстрация Даши Красильниковой к книге Татьяны Поповой «Магазинчик летних надежд».
Иллюстрация Даши Красильниковой к книге Татьяны Поповой «Магазинчик летних надежд».

Ваши аргументы:

ИИ врёт, а некоторые его ошибки настолько ужасны, что с ними просто стыдно приходить в школу (недавно он заявил нам, что Транссиб находится в Швейцарии).

Интернет не всегда будет под рукой, сдавать экзамены придётся без телефона и интернета, как и проходить собеседование на работу. Это как водители такси, которые и города не знают, и картой пользоваться не умеют, поэтому как только сбивается навигатор, даже до собственного дома доехать не могут.

Чтобы найти интересную и хорошо оплачиваемую работу, нужно предложить работодателю что-то, с чем ИИ не справится, что-то, что умеете только вы!

Вы — начальник ИИ, используйте его как помощника, а не как соседа по парте или коллегу, который всё делает за вас, в том числе и ошибки. Будет обидно, если из-за него вы получите двойку или вас лишат премии!

Иллюстрация Даши Красильниковой к книге Татьяны Поповой «Магазинчик летних надежд»
Иллюстрация Даши Красильниковой к книге Татьяны Поповой «Магазинчик летних надежд»

Так как же школьникам правильно использовать ИИ?

В младших классах от ИИ стоит вовсе отказаться, ведь именно тогда закладываются базовые знания и навыки, умение самостоятельно и логически мыслить.

А вот дальше искусственный интеллект можно использовать себе во благо, например...

  • Получать дополнительные знания по интересующим вопросам, которые в школе не объясняют. Но! Помним, что всю информацию перепроверяем в надёжных источниках.
  • Можно просить ИИ сделать саммари (выжимку) из длинных статей, чтобы понять, стоит ли их читать. Но! Саммари не заменяет прочтения важных и нужных текстов целиком.
  • ИИ поможет перевести тексты с языков, которые вы не знаете. Но! НЕ используем ИИ для выполнения домашних заданий по языкам, которые учим.

Иллюстрация Даши Красильниковой к книге Татьяны Поповой «Магазинчик летних надежд».
Иллюстрация Даши Красильниковой к книге Татьяны Поповой «Магазинчик летних надежд».
  • Если какая-то тема непонятна, можно попросить ИИ объяснить её простым языком. Но! Поняв объяснение, сопоставляем с тем, что сказал учитель или написано в учебнике.
  • К помощи ИИ можно обратиться в поисках вдохновения. Например, нужно поздравить учительницу с днём рождения, просим ИИ написать текст. Но! Не используем готовый текст, а вдохновляясь отдельными пассажами и словами, создаём что-то своё!
  • Есть чат-боты, которые работают как репетиторы — задают наводящие вопросы, помогая найти самостоятельное решение. Но! Родителям сначала лучше самим проверить, как работает тот или иной помощник, чтобы удостовериться в его «адекватности».

Самое важное — не использовать ИИ для «списывания», не копировать его решения, а использовать, как помощника, который не думает за вас, а делится информацией, помогает структурировать знания и экономит время.

Иллюстрация Даши Красильниковой к книге Татьяны Поповой «Магазинчик летних надежд».
Иллюстрация Даши Красильниковой к книге Татьяны Поповой «Магазинчик летних надежд».

А ещё очень важно — за чтением книг (например, издательства «Абраказябра») проводить больше времени, чем перед экраном компьютера! Тогда ваш интеллект точно никогда не уступит искусственному