В этой публикации вы увидите интересный и довольно редкий двухподвесный горный велосипед именитой американской компании Specialized. Речь пойдет о модели под названием Ground Control AIM А1 Comp. Эта машина изготовлена в 1996 году.
Компания Specialized прославилась не только тем, что стала первым в истории массовым производителем горных велосипедов, но и огромным количеством инноваций в этой сфере. В 1994 году Specialized представил миру свой первый «двухподвес» S-Works Specialized Stumpjumper FSR. Представленная в этой модели система амортизации рамы оказалась очень удачной для своего времени, а велосипед в топовой комплектации весил менее 13 кг!
Второй двухподвесной моделью Specialized, после S-Works Specialized Stumpjumper FSR, стала модель под названием Specialized Ground Control AIM (Active Indipendent Mechanism), премьера которой состоялась в 1996 году. В этой модели использовалась система задней подвески Mac-Strut, разновидности которой получили известность в первой половине 1990-х благодаря успеху велосипедов ProFlex и K2. Специфика этой подвески заключается в жестком креплении амортизатора к верхним перьям задней вилки.
Подвеска такого типа имеет автомобильные корни. Главным ее недостатком является перенапряженность амортизатора, на который воздействуют значительные боковые нагрузки, приводящая к поломкам. К числу достоинств следует отнести слабое проседание при педалировании и минимальную зависимость от торможения. При оценке эффективности следует учитывать, что у велосипедов середины 90-х были очень небольшие ходы подвески – к примеру, у представленной в этой публикации машины он составляет около 2 дюймов, т. е. всего 50 мм.
Модель Specialized Ground Control AIM выпускалась в 5-ти различных комплектациях с хроммолибденовыми и алюминиевыми рамами, но возлагаемых на нее коммерческих надежд не оправдала и уже в следующем, 1997 году, Specialized вернулась к подвеске FSR, правда, проведя ее коренную модернизацию, в результате которой эта система стала одной из самых успешных, а может и самой успешной и универсальной в индустрии маунтинбайка на долгие годы вперед.
Таким образом, модельный ряд Ground Control AIM, выпускавшийся всего год, обычно считают неудачным. Я с этим вердиктом не соглашусь, так как он вызван в основном сравнением с действительно феноменальной подвеской FSR, используемой Specialized, а не с качествами подвески AIM, как таковыми. Достаточно вспомнить, что модели других производителей, таких как ProFlex, K2, Mantis, Titus и т.д. с иными разновидностями подвески типа Mac-Strut считались вполне успешными, а некоторые имели даже культовый статус. Однако, короткий период выпуска сделали велосипеды Specialized Ground Control AIM редкими и желанными для коллекционеров. ;-)
Экземпляр, который вы видите в этой публикации, относится к модели Ground Control AIM А1 Comp – это предтоповая модификация.
Передняя часть рамы изготовлена из алюминиевого сплава - уже тогда Specialized использовала собственный сплав под маркировкой А1; свингарм же сварен из хроммолибденовой стали. Большая часть компонентов от Shimano групп Deore LX и Deore XT. Шатуны производства Specialized. Переключение передач управляется механизмом Grip Shift MRX от компании SRAM. Надо сказать, что в те годы управление переменой передач при помощи поворотной рукоятки только набирало популярность, успешно конкурируя с триггерными механизмами от Shimano. Тормоза типа V-Brake Shimano Deore XT с параллельным движением колодок управляются регулируемыми рычагами от компании Avid. Передняя вилка Rock Shox Judy XC.
Велосипед изготовлен на Тайване и изначально был продан через представительство в Японии, какое-то время там эксплуатировался, потом где-то хранился и лишь недавно откуда попал через Грузию в Россию. Попутешествовал велосипед изрядно… ;-) Как показывает мой опыт, практически все велосипеды, поступающие из Японии, требуют полной переборки и серьезной чистки. Вероятно, из-за повышенной солености и влажности воздуха все части корродируют, а смазка в компонентах превращается в какой-то пластилин, который нелегко очистить. Вот и с эти экземпляром пришлось повозиться – почистить, отмыть, исправить некоторые технические дефекты и вернуть недостающие элементы комплектации. В итоге получился интересный коллекционный экземпляр, дополнивший небольшое собрание велосипедов Specialized разных моделей и годов выпуска в составе коллекции Веломузея.
Посмотрите публикации, посвященные различным моделям горных велосипедов из коллекции Веломузея: