Найти в Дзене
Школа "Интеграл"

Как заинтересовать подростка романом-эпопеей «Война и мир»?

Современные подростки не могут понять, в чём состоит ценность произведения, которое, с их точки зрения, освещало проблемы людей, живших когда-то очень давно и на нас совсем не похожих. И многие из наших чад считают, что большое произведение не может быть интересным: оно наверняка скучное. 

Прежде всего, хотела бы отметить, что они живут в другом времени и по-своему правы. Современные дети привыкли жить без сложностей и "надо".  Они не решают пример, если лень, они просто фотографируют его, и вылетает ответ с просторов бесконечной сети. А сейчас ещё и искусственный интеллект, который из экономии своей ценной энергии они называют ИИ.

У романа-эпопеи "Война и мир" даже краткое содержание большое. Поэтому проще списать сочинение, заданное в школе (для прозорливого педагога можно обработать его синонимайзером). Гуглите, дорогие читатели. Это язык наших умных детей. Они действительно мыслят и действуют по-другому - не тратят время на то, что им не нравится. По крайней мере, большинство из них. Их мозг привык получать информацию в готовом виде, через картинки. Чтение слишком затратно для них: нужно же фантазировать и воображать.

 А как же всё-таки вывести их на наше культурное наследие?

Во-первых, поспорить, что старый фильм Бондарчука лучше нового, который снят BBC (тут не имеет значения, какой именно с вашей точки зрения лучше). Хоть снимали иностранцы, они очень бережно отнеслись к нашим культурным кодам. Снимали в сохранившихся поместьях, изучали быт и культуру. 

Для достижения общей цели учитель в школе может сформулировать задание интереснее: так, как им покажется занятнее: "Представь, что ты кинокритик. Составь таблицу с критериями для проверки двух разных версий фильмов, снятых по "Войне и миру". В качестве критериев для сравнения можно добавить значимые и понятные подростку: какая Наташа красивее? Какой Пьер тебе понравился больше? в каком фильме лучше проработаны спецэффекты сцен военных действий? Сравни концовки, костюмы, локации, какой фильм понятнее и т.д.

Для девочек будет интересно ответить на вопрос: "К какому Болконскому именно ты проявила бы интерес, почему?" Мальчикам можно дать возможность оценить Наташ. И те, и другие с удовольствием проанализируют типы взаимоотношений внутри семей, которые представлены в произведении. В каком фильме, например, принципы воспитания в разных семьях освещены лучше?

Обязательно устроить дебаты впоследствии. И самый важный, на мой взгляд, вопрос, который я бы задала детям: "Давайте мысленно изменим костюмы, дома героев, политическое устройство приблизим к нашему. Могло бы это происходить сейчас? Что мешает или не мешает это воплотить? Похожи ли переживания героев на наши? Совершают ли они такие же поступки?" Интересно, придут ли дети к тому, что натура человека не меняется? 

И для итогового сочинения, и для ЕГЭ по русскому и литературе это произведение - кладезь аргументов. И для взросления очень полезно. Я очень рада, что мне удалось заинтересовать сына 17 лет фильмом ВВС "Война и мир". Он смотрел всю ночь, утром поразил меня своими взрослыми вопросами и выводами. Это моя победа, и я рада за нас обоих.

Материал кандидата психологических наук, учителя русского языка и литературы Школы "Интеграл" Анны Александровны Мурашовой.