Дорогие читатели, параллельно с изучением трудов Мавро Орбини будем с вами рассматривать еще и другие исторические темы по истории нашей большой страны. В наши дни эта тема актуальна как никогда, потому что слишком видны до сих пор не только ее отголоски, но и перспективы возвращения рабовладельческого строя.
Да и хочется поднять еще кое-какую заезженную больше моральную тему, связанную с этим. Хочется надеяться, что она позволит задуматься о многом. Но обо всем по порядку.
Крепостное право затронуло судьбы миллионов людей России. Оно, как тёмное облако, нависло над страной, сковывая её экономическое развитие, тормозя научно-технический прогресс и подавляя права и свободы человека.
Экономические оковы
Крепостное право, установленное и окончательно оформленное в XVII, стало основой феодальной системы, где крестьяне были привязаны к земле и своему хозяину. Это создало замкнутый круг, в котором труд крестьян использовался не для развития страны, а лишь для удовлетворения потребностей помещиков. Крестьяне, лишённые свободы, не имели никакой мотивации, чтобы повысить производительность труда. Их работа была направлена только на выживание, а не на развитие.
Хотя феодальная система дала бы в таком случае больше чести нашему народу. По факту крепостное право стало настоящим своеобразным рабовладельческим строем, который по каким-то непонятным причинам сегодня только оправдывают.
Экономика, основанная на крепостном праве, была в большей части аграрной и никак не могла адаптироваться к изменениям, происходившим в мире. В то время как Западная Европа переживала промышленный переворот, Россия оставалась в тени, не в состоянии воспользоваться новыми технологиями и методами производства, который однозначно подняли бы уровень ее научного и общественного развития. Крепостное право стало преградой на пути к модернизации.
Не будем забывать, что труд крепостных был в большинстве своем неэффективен, так как он основывался лишь на принуждении к работе. Экономическое развитие страны, конечно же, шло, но лишь экстенсивно, используя буквально рабский труд, без внедрения технологий производство.
И как результат – Россия терпит позорное поражение в Крымской войне, в которой она противостояла не только какой-то там ослабевшей и ничего уже не представляющей Османской империи, а технологически развитым государствам Европы, которые постепенно переходили к замене человеческого труда интенсивными методами производства.
Научно-технический застой
Научный прогресс требует свободы мысли и образования, но в условиях крепостного права эти условия были практически невозможны. Крепостные не могли поступать не то что в высшие, но даже в более низкие учебные заведения.
Так Россия оставалась без множества потенциальных светил науки и техники, гениев живописи и искусства. Ведь они вместо того, чтобы реализовать свои таланты, должны были гнуть спины на полях какого-нибудь зажравшегося феодала.
В то время как в других странах развивались новые идеи и технологии, Россия оставалась в плену традиций. Крепостное право не только тормозило экономическое развитие, но и лишало страну возможности стать частью мирового научного сообщества. Идеи, которые могли бы изменить ход истории, оставались неуслышанными, а таланты — нераскрытыми.
Ранее, конечно, мы с вами обсуждали, сколько оказывается в России было гениев науки и техники. Но многих мы пока так и не рассмотрели. Да и многих ли из них вы знаете?
Последствия технологического отставания России – это, как обычно, Крымская война. Да и не только кстати.
Права и свободы человека как иллюзия
И наконец, крепостное право стало символом угнетения и лишения прав. Крестьяне, как собственность помещиков, не имели ни голоса, ни выбора. Их судьба зависела от капризов хозяев, и они были вынуждены подчиняться своей участи только потому, что родились рабами. Права человека в таких условиях были лишь иллюзией.
Система крепостного права не только подавляла индивидуальность, но и разрушала социальные связи. Крестьяне, лишённые свободы передвижения, не могли строить свои жизни, развивать сообщества, создавать по нормальному семьи. Вспомним хотя бы как Екатерина «Великая» позволила помещикам продавать крепостных без земли, разлучая их семьи. Это создавало разрыв между людьми и препятствовало формированию гражданского общества.
Конечно, подобное не устраивало каждое поколение крепостных. Они сбегали, поднимали восстания, самым крупным из которых было пугачевское, бастовали. Это конечно постепенно обеспечивало им облегчение участи со стороны романовской власти, но рабское положение у них все равно оставалось. А их поработители наподобие Петра Ⅰ и Екатерины Ⅱ в наше время чуть ли не великие правители, хотя ничего великого за время своего правления они не сделали вообще.
Но радует, что большая часть из вас, дорогие читатели, все согласна с тем, что из себя представляли эти правители, как и с тем, что в истории нашего народа все же был глава государства, который заботился в первую очередь о простом народе, хоть его и пытаются многие историки оклеветать, в том числе и на государственному ровне.
Ведь величайший русский правитель Иван Грозный – это объективно заслуженный пример грамотного управленца и народного хозяйственника, инициатора научно-технического прогресса нашей страны, защитника простых людей и, кто бы что ни говорил, строителя демократии в России и либерального общества. Да что уж там – этот правитель еще и все свое правление защищал страну от внешних врагов. Вспомним хотя бы Молодинскую битву, в которой русские воины под его общим военным руководством как главы государства отстаивали буквально свободу нашего народа и существование нашей страны как государства.
Крепостное право наших дней.
Почему кстати вообще решил повторить статью о подобной теме. Потому как в последнее время крепостное право чуть ли полностью вернулось, только в гуманной форме.
Сколько у вас зарплата? 40-50 тысяч в месяц? А какие расходы в целом? Большие? А нравится ли работа, на которой вы работаете? Нет? Работаете только потому, что иначе будет не на что жить? Что ж, вас можно понять.
Жаль, конечно, что работодатель слишком скуп, но таких, к сожалению, большая часть в России. Даже государство слишком скупается на зарплаты для своих бюджетников, а потом жалуется на нехватку кадров.
А ведь если учесть еще и то, сколько стоит просто поездка не то что за границу, а только в другой регион для нас, россиян, в своей родной стране, то все же встает на свои места. Мы обычные крепостные. И это никак не оспорить.
А дело кстати даже не только в этом. Вы видели ставки по кредитам? Можно ли себе уже позволить по ипотеке купить хотя бы грязную хату? А сколько сейчас у вас кредитов и долгов, которые нужно отрабатывать?
Но это еще не все. Скажите, у вас были когда-нибудь, к примеру, друзья, которые вам в чем-либо небольшом помогали, а потом требовали от вас плату в десять раз больше, чем стоит их помощь? Да и при этом еще и никак не учитывают то, в чем вы им помогали? Неприятно? Верно, приятно точно не будет! Не по-дружески? Ну однозначно, настоящий друг так себя не ведет. Конечно, друзья должны друг другу помогать по возможности, но как можно назвать дружбой, если друг с тебя требует в десять раз больше за свою помощь, и при этом не учитывает еще и то, как ты ему помогал.
А в кругу семьи ведь такое тоже может встречаться, к сожалению. Не во всех семьях, слава Богу, но к сожалению, такое тоже есть. Да, семья есть семья, и члены семьи, конечно, тоже должны друг друга выручать, но все же разве описанное выше отношение к помощи, за которую от тебя требуют платы в десять раз, соответствует такой обычной жизненной ценности как семья?
Дорогие читатели, нам не стоит относиться, в первую очередь, друг другу как к крепостным. Нам нужно задуматься о таком поведении, иначе наша страна пойдет совершенно не тем путем, а пострадаем от этого абсолютно все мы.
Но если мы начнем с того, что будем относиться друг к другу не как к закрепощенным, а как… Да хотя бы просто для начала как к человеку, который получает от нас помощь и от которого мы можем потребовать лишь не более, чем равную услугу в ответ, то постепенно мы сможем переосмыслить отношение к себе и отношение других к нам. Мы станем относиться к другим как к равным, благодаря чему наше общество станет добрее и светлее. Конечно, нам стоит еще и требовать такого же отношения в ответ – а как же иначе. Но начинать стоит с себя.
Или допустим, если мы начнем просто с обычных добрых дел, которые точно смогут стать для нас бескорыстными (к примеру, помочь какой-нибудь незнакомой соседке-матери спустить коляску, когда встречаем ее на лестнице в подъезде, или просто помочь бабуле перейти через дорогу, как самый традиционный пример), то наше общество уже станет посветлее и научится относиться друг к другу не как к крепостным. Подобное отношение мы сможем получать и в ответ, ведь как сказал Христос: «Какой мерой мерите, такою и вам отмерено будет».
Во всяком случае выбор только за нами как за народом, так и за каждым отдельным человеком. Все зависит только от нас.