В самом простом выражении термин «Чёрная Мадонна» относится к культу таинственных и чудесных статуй, икон и картин.
Не каждое чудотворное изображение является Чёрной Мадонной, даже те, которые являются чудесными изображениями Марии.
Хотя некоторые изображения Чёрной Мадонны явно изображают женщин южнее Сахары, многие этого не делают.
И наоборот, не каждая темнокожая Мадонна является Чёрной Мадонной.
Чёрная Мадонна может быть или не быть Чёрной Мадонной.
На самом деле, не все Чёрные Мадонны чёрные; некоторые серые, коричневые, серебристые или других цветов.
Какие-то когда-то были чёрными, но с тех пор были буквально побелены — выкрашены в белый цвет.
Некоторые Чёрные Мадонны изображаются в одиночку, но многие, если не большинство, держат в руках Святого Младенца.
Иногда Мадонна чёрная, а ребенок белый.
Хотя многие Чёрные Мадонны вырезаны из чёрного или другого очень тёмного дерева, в общем термин «Черная Мадонна» — это больше, чем просто физическое описание: это попытка так назвать что-то мистическое или метафорическое.
Слово "чёрный" в применении к Чёрным Мадоннам лучше всего можно понять в контексте таинственной Суламифь в библейской Песни Песней, которая описывает себя как «чёрную, но красивую» и которая может быть царицей Савской.
"Чёрный" также можно понять в контексте Древнего Египта. Название Египет происходит от греческого слова — древние египтяне называли свою страну "чёрная земля". Чёрный в египетской космологии был цветом плодородия и вечной жизни — цветом хорошей, богатой почвы, без которой нет выживания.
В настоящее время известно около 250 идентифицированных Чёрных Мадонн, большинство из которых находятся во Франции, Италии, Швейцарии и Испании.
Другие разбросаны по всему миру, в основном в Европе и Латинской Америке.
Большинство Чёрных Мадонн — это небольшие статуи, предназначенные для личных алтарей, а не для церквей, хотя некоторые из самых известных — это иконы, такие как Ченстоховская Чёрная Мадонна в Польше и Казанская Чёрная Мадонна в России.
Чёрные Мадонны обычно идентифицируются по их местоположению.
Многие были уничтожены — например, во время Французской революции или во время религиозных войн во Франции.
Другие могут быть спрятаны в церковных хранилищах или находиться в частных коллекциях; некоторые могут томиться неопознанными в музеях.
Вся концепция Чёрных Мадонн является спорной; многие отрицают их существование, настаивая на том, что это просто необычные изображения Марии и ничего более.
Те, кто признает и любит Чёрных Мадонн, имеют очень разное духовное и религиозное происхождение; поэтому существуют сильные разногласия относительно природы и идентичности этих образов.
В контексте традиционной христианской иконографии образы Чёрной Мадонны странны.
Эти изображения и статуи не соответствуют стандартным изображениям Марии.
Кто-то считает, что это не более чем творческая вольность. Другие — что это сделано намеренно, как послание зрителям о том, что в этих изображениях есть что-то значимое, необычное и нетрадиционное.
История и происхождение многих Чёрных Мадонн туманны.
Их легенды предполагают, что они появлялись таинственно, а иногда и спонтанно в пещерах, на деревьях, в колодцах и даже на кораблях-призраках.
Казанская Чёрная Мадонна явилась во сне маленькой девочке, чтобы точно указать, где она спрятана, и поручила её откопать.
Другие статуи, как говорят, были привезены в Европу из Леванта вернувшимися крестоносцами.
Некоторые, как Чёрная Мадонна Ченстоховская, по преданию, были созданы Святым Лукой и, согласно легенде, являются настоящими портретами Марии.
Кто именно изображен на изображениях Чёрной Мадонны — еще более спорная тема. У каждой из следующих теории есть страстные приверженцы:
- Чёрные Мадонны изображают Марию, мать Христа.
- Чёрные Мадонны изображают Марию Магдалину. В этом случае Иисус является отцом ребенка, которого она держит на руках, и ребенок может быть истолкован как дочь, а не сын. Эта идентификация отражает теорию священной родословной, знакомую многим из «Кода да Винчи».
- Чёрные Мадонны могут скрывать тайное, скрытое почитание запрещенных языческих богинь, таких как Афина, Кибела, Деметра, Персефона, Росмерта, Афродита и особенно Исида. Древние изображения Исиды, кормящей грудью своего младенца, Гора, послужили прототипом для христианских изображений Святой Матери и Младенца. Они часто вырезались из чёрного камня.
- Многие изображения Чёрной Мадонны, возможно, изначально были созданы для изображения языческих богинь. После распространения христианства и запрета языческих религий эти статуи были спрятаны. Обнаруженные спустя столетия, они стали интерпретироваться в контексте своих собственных религиозных убеждений.
Согласно легендам, изображения Чёрной Мадонны часто выбирают собственные места для святилищ.
Иногда они исчезают и таинственным образом появляются в определенном месте, независимо от того, сколько раз их перемещали — и даже если их прятали в запертые сундуки или шкафы.
И наоборот, иногда их буквально невозможно сдвинуть с того места, где они впервые таинственно появились — они становятся слишком тяжелыми, чтобы их мог поднять даже самый сильный человек — поэтому принимается решение построить святилище на этом месте.
Чёрные Мадонны связаны со всеми видами чудес — исцелением, предотвращением бедствий, обеспечением плодовитости и воскрешением мёртвых младенцев, по крайней мере, на время, достаточное для их крещения.
Они обеспечивают безопасность путешественникам и освобождают тех, кто находится в заключении.
Традиционный жест благодарности им — паломничество к определенному святилищу, связанному с определенной Чёрной Мадонной.