Найти в Дзене
Московская беседка

На грани

О спектакле «Идиот» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Премьера 4 марта 2025

Достоевский интересен тем, что мир его героев не черно-бел. В романе «Идиот» звучит многоголосие неправых, ошибающихся, грешных людей, но каждый из них стоит на своей правде — на стремлении к маленькому осколку счастья, без которого нет жизни на этой земле. А главный герой — князь Мышкин, созерцает разворачивающуюся на его глазах драму, и не может ничего изменить, ни даже встроиться в шальной водоворот событий. Он ранен происходящим, и рана эта никогда не заживет до конца.

Так или примерно так рассуждал режиссер Владислав Наставшев, когда начинал постановку романа Ф. М. Достоевского — и так же выстроил придуманный сюрреалистический мир, в котором обитают четверо героев: князь Мышкин (Константин Белошапка), Настасья Филипповна (Анна Дубровская), Рогожин (Павел Юдин) и Аглая (Полина Рафеева). Герои Достоевского пытаются взаимодействовать друг с другом, но это взаимодействие выходит неуклюжим и нелепым, потому что любовь разбивается о ненависть, а взаимное стремление оборачивается несчастьем.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

Для постановки прозаического произведения режиссер нашел интересный художественный язык, адекватный глубине текста, и в то же время — внятный для современника. Язык этот основан на так называемом «фантастическом реализме» Достоевского и Вахтанговского театра, счастливо совпавших в оригинальном стиле, сочетающем несовместимое.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

Язык фантастического реализма подразумевает полную свободу самовыражения — и эта свобода транслируется в зал. Герои находятся в постоянном сложнейшем взаимодействии - вербальном и пластическом, эмоциональном и духовном. И при этом зритель не ощущает интеллектуального нажима — все действие напоено воздухом сна, фантасмагории, сюрреалистического полотна, которое не является статичным фоном, но живет своей жизнью: лампы и светильники (вызывающе современные) вдруг вспыхивают и гаснут, небо внезапно ускоряет свой вечный ход, да и сама сцена представляет странное пространство, где диван и кресло соседствуют с деревьями и полыньей, в которую так и тянет то Настасью Филипповну, то князя.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

На помощь языку Достоевского приходит пушкинский: в теме Аглая — Мышкин возникает «Жил на свете рыцарь бедный...», причем в современном эстрадно-блестящем исполнении, а «Я помню чудное мгновение...» сопровождается сценой побоев, наносимых Рогожиным Настасье Филипповне. Причем контраст между сладкоголосым пушкинским романсом и отвратительной реальностью происходящего на сцене выведен с изумительной иронической силой и горькой правдой.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф В. Мясников

Художественный язык, созданный режиссером Владиславом Наставшевым, виртуозно сочетает легкость восприятия и тяжелый, многогранный, глубокий текст. При этом на сцене полностью сохранен дух Достоевского, мощь и глубина его литературного гения. Умение композиционно выстроить ключевые моменты романа и сыграть их, не пережав, делает спектакль современным и классически безупречным. Актеры проходят по грани игры и глубины, балансируя на ней, но не впадая в легковесность. Такое блестящее равновесие говорит о вкусе и глубоком понимании сложнейшего классического текста, к которому можно обращаться всю жизнь.

Поддержать канал можно здесь.