Кто такой учитель – знает каждый. Название важной для общества профессии прижилось и в среде автовладельцев, в которой учителями называют хамоватых водителей, пытающихся небезопасными действиями показать свое недовольство действиями других участников дорожного движения.
В редакцию «ТБ» обратился автовладелец, представившийся Дмитрием, ставший жертвой «учителя». Фрагмент его письма: «Утром около 7 часов ехал на работу по улице Богдановича в Минске. В своей полосе, никого не трогал, но вдруг водитель, едущей по соседней полосе машины резко перестроился передо мной в мой ряд. Пришлось экстренно тормозить, причем маневр водитель совершил без включения сигналов поворота.
Справка «ТБ». П. 57–57.1 ПДД. Подача сигнала световыми указателями поворота или рукой должна производиться до начала маневрирования (за исключением случаев движения задним ходом) таким образом, чтобы другие участники дорожного движения имели возможность безопасного продолжения движения, и прекращаться немедленно после завершения маневрирования (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед маневрированием). При этом подача сигнала не дает водителю преимущества.
…Ладно, думаю, может, спешит человек куда-то или еще что-то, посигналил ему и поехал дальше. Оказывается, мой сигнал ему не понравился – тот же снова перестроился в соседний ряд, поравнялся с моим автомобилем и стал матом крыть: мол, ты кому сигналишь. Я ему пытался объяснить, что перестраиваться без указания об этом поворотниками автомобиля запрещено ПДД. «А ты что, такой умный?» – услышал в ответ.
Потом этот хам начал меня «учить». Стал максимально прижиматься к моей машине, двигаясь в соседней полосе, причем прямо на перекрестке. Мы практически «причесались» зеркалами от такого маневра.
Справка «ТБ». П. 86 ПДД. Водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его экстренного торможения или остановки, и необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения с транспортными средствами или участниками дорожного движения, стоящими или движущимися по дороге, а также с техническими средствами организации дорожного движения и иными объектами.
…Я – человек выдержанный, но в ответ на действия неадеквата не удержался и покрутил пальцем у виска. Так это его еще больше завело. Из полосы, с которой разрешен поворот только налево, этот персонаж стал меня обгонять, после чего занял мою полосу движения и резко затормозил. Аварии удалось избежать только чудом.
…Но это еще не все. Остановился на перекрестке на красный. «Учитель» также остановился на красный, но в соседней полосе. И тут ни с того, ни с сего он на запрещающий сигнал светофора пересек стоп-линию и боком стал в мой ряд, преградив таким образом путь моей машине.
Вот что движет такими людьми? Раннее утро… Откуда столько агрессии? Нарушая ПДД, а этот водитель прекрасно знал, что нарушает, он пытается «учить» других водителей. Только чему? Не понравилось, что тебе посигналили, так правил не нарушай, и все. А так чуть авария не произошла.
Справка «ТБ». П. 172 ПДД. Звуковые сигналы могут подаваться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенного пункта, а также для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
…Кое-как отцепился от дорожного хулигана. Но оставлять дело просто так не хотел и написал заявление в Госавтоинспекцию, чтобы нарушителя привлекли к ответственности за весь тот беспредел на дороге, который он устроил.
Из текста заявления: «Двигаясь по ул. Немига в третьем ряду (движение только прямо) в направлении ул. М. Богдановича, на перекрестке у ул. Ленина автомобиль (минивэн) синего цвета с государственным регистрационным знаком ____, двигаясь в четвертом крайнем ряду, с которого, согласно дорожным знакам и дорожной разметке, разрешен только поворот налево (в направлении Дворца спорта), поехал прямо и, не включая сигналы поворота, на перекрестке совершил перестроение в ряд, по которому я двигался на своем автомобиле.
Своими действиями водитель автомобиля нарушил требования Правил дорожного движения и создал аварийную обстановку, поскольку из-за запрещенного и небезопасного маневра я вынужден был принять меры по своей безопасности и снизить скорость во избежание дорожно-транспортного происшествия.
После проезда перекрестка с ул. Э. Пашкевич водитель автомобиля ____ , двигаясь во втором ряду, поравнявшись с моим автомобилем, без включения световых сигналов поворота стал перестраиваться в мой ряд, пытаясь вытеснить меня из полосы движения, по которой я двигался, чем нарушил ПДД, поскольку данный водитель при перестроении не подал соответствующий световой сигнал и не предоставил преимущество машине под моим управлением, двигавшейся в крайнем третьем ряду в попутном направлении.
В нарушение ПДД водитель автомобиля ___ полностью пересек стоп-линию на красный сигнал светофора из крайней правой полосы, с которой разрешен только поворот направо, совершил поворот налево и расположил свой автомобиль перпендикулярно направлению движения транспортных средств, перекрыв движение для автомобилей, находящихся во 2-й и 3-й полосах дороги, полностью заблокировав их движение».
… Через неделю мне перезвонили из ГАИ, уточнили кое-какие моменты и сказали, что нарушителя наказали. По каким статьям Административного кодекса и как, сообщить не могут, не имеют права. Я задал вопрос: «А этот товарищ хоть понял что-то, что нельзя такое вытворять на дорогах, что это опасно в конце концов? Проникся ответственностью?» Инспектор ГАИ ответил, что сначала не очень, судя по его выражению лица и поведению. Только когда ему запись с видеорегистратора показали, признал, что нарушал. Простите, мол, больше так не буду. Но у меня все равно есть сомнения, что такие хамы после наказания не перестают таковыми быть.
Что говорит закон
На записи с видеорегистратора автомобиля Дмитрия – масса нарушений: правил маневрирования, расположения транспортных средств на проезжей части дороги, проезд на красный, и т.д. Пять нарушений так точно, остальное на усмотрение ГАИ.
Есть в Административном кодексе статья, которую юристы называют «универсальной»: ч. 12 ст. 18.13 КоАП Республики Беларусь, предусматривающая ответственность за нарушение ПДД, повлекших создание аварийной обстановки. За что предусмотрен штраф от пяти до 20 базовых величин с лишением прав на срок до двух лет или без лишения. Каких именно правил, не указано. Из чего можно сделать вывод, что любых, если это повлекло создание аварийной обстановки.
Справка «ТБ». Аварийная обстановка – действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обес-
печению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.
Так что всякого рода «учителей», действующих подобным родом, наказывать нужно именно по ней. И прав лишать. Тогда наши дороги станут безопаснее. А еще неплохо бы на медицинское переосвидетельствование направлять, чтобы психиатры или специалисты других медицинских профессий разобрались в причинах неадекватного поведения подобных водителей, создающих своими умышленными действиями прямую угрозу безопасности дорожного движения. Ведь сами они об этом не догадываются.
Евгений ГРАЧЕВ, «ТБ»