Сразу несколько причин появилось для этой публикации. Во-первых, давно ничего не рассказывала о встречах с учениками начальной школы. Во-вторых, мои подборки для разговоров на ряд тем мне кажутся довольно удачными, возможно, кому-то и пригодится такой опыт. Не так давно состоялся у нас заведомо оживлённый разговор о домашних питомцах. В-третьих, я всегда радуюсь, если на занятиях удаётся познакомить детей не только с современными историями, но и моей букинистикой!
По-разному я начинаю разговор на тему домашних питомцев. Чаще всего он идёт после встречи о мечтах и чудесах. Помните, была стихотворная подборка на канале:
В ней как раз всё начиналось с мечтаний о лошадке и пони, а ещё были мечты собак и кошек о хозяине. Тема неисчерпаемая, если учесть, что разброс сейчас огромен: от полного отсутствия кого-либо в доме из-за аллергии (или по другим причинам) до всевозможной экзотики. Иногда, и правда, останавливает только размер.
Современные поэты откликаются быстро:
Иногда начинаю с загадок, первоклассники с трудом, но отгадывают домашних животных, а я добавляю кого-нибудь ещё - например, белку. Потом мы стараемся понять, что же объединяет все отгадки и кто тут лишний. Так и переходим к теме домашних питомцев.
Замечательную историю придумал Уте Краузе! Книжка "Минус Три мечтает о домашнем питомце" появилась у меня случайно, вызывая поначалу отторжение именами героев. Но со временем добрый юмор и посыл не в бровь, а в глаз сделали её для меня незаменимой.
Конечно, с первых же страниц и с первого же диалога легко узнаётся под динозавром Минусом обычный ребёнок, выпрашивающий щеночка, котёночка или хоть кого-нибудь у родителей. Завязка большинство детей не оставляет равнодушными.
План Минуса уже не всегда вызывает энтузиазм.
Но детям очень интересно, что же выйдет из этой затеи.
Для любого взрослого это предсказуемо, а дети удивляются, ужасаются, ахают и охают, когда подопечные (временные подопечные, Минус - "нянька на час") Минуса отрываются по полной!
С каждым годом процесс наведения порядка в квартире детей волнует всё больше и больше, особенно момент с заработанными ракушками: осталось ли хоть что-то для себя?
Уже никто не сомневается: Минус питомца не захочет!
Неожиданный финал добавляет улыбок:
От полусказочной истории (сказка ложь, да в ней намёк...) о жизни всяческих -Завров мы переходим к сказке Леопольда Суходольчана "Пико динозавр":
Здесь динозавр будет в роли долгожданного питомца, хотя Беньямин и мечтал о собаке:
У мальчика будет и большая радость (такой питомец!), и большие проблемы (накормить-напоить и где-то спать уложить). Беньямин справится со всеми проблемами.
Яркая сказочная передышка перед разговором на серьёзные темы. Не так давно у меня появилась "Прогулка под дождём" Анны Масс. Покупала я книжку 1990 года из-за другой темы: она мелькала в моей грибной подборке осенью. Оказалось, о грибах там лишь чуть-чуть, косвенно, а сразу два рассказа подталкивают к разговору с детьми и на тему ответственности "за тех, кого приручили", и на тему целесообразности содержания дома тех, для кого "крыша — небо голубое".
В рассказе "Аквариум" о рыбках никто не мечтал, покупка была спонтанной, но вся семья с энтузиазмом принялась обустраивать аквариум. Главный герой историй, Андрей, придумал рыбкам имена, с удовольствием наблюдал за ними и ухаживал. Когда семья собралась покататься на лыжах к дедушке за город на выходные, мальчик и корма побольше насыпал и чуть-чуть форточку приоткрыл, чтобы в комнате воздух был чистый. Зима, внезапно ударившие сильные морозы, стоящий на подоконнике аквариум, распахнувшаяся полностью форточка - итог, думаю, понятен. Хотя родители постарались смягчить удар, Андрей не переставал себя винить из-за приоткрытой форточки.
Когда дочитывала рассказ, стояла тишина. Впечатлительные первоклассники даже забыли о том, какими активными и шумными обычно бывают. Обсудили случившееся в этой истории и перешли к следующей.
В рассказе "Чапа" папа-геолог в пустыне поймал крохотную черепашку, посадил в ящик и планирует привезти сыну в подарок. В каждом письме он сообщает новости о ней, а Андрей уже всем рассказал о будущем питомце и даже назвал черепашку Чапой. Мальчик обустраивает для Чапы ящик, ждёт встречи с ней, а папа продолжает рассказывать о её житье-бытье в письмах. И вот уже бодрое перечисление рациона черепашки сменяется наблюдениями о её грусти.
Я подумал: а ведь и правда загрустишь. Если бы, например, меня в ящик посадили, даже в самый просторный, — я бы ещё как загрустил! Главное, я бы знал, что все ребята во дворе бегают, а я — в ящике. Нет, я её, конечно, буду выпускать, пускай по квартире ползает. Но всё равно для неё и вся наша квартира будет вроде большого ящика. Она ведь к пустыне привыкла.
Папа в итоге возвращается без черепашки, и сын, так ждавший новую питомицу, не устраивает истерик, не сердится, а радуется. Мы тоже с первоклашками радовались и говорили о том, что не любое животное мечтает оказаться рядом с человеком, а тем более в коробке, клетке, ящике.
Конечно же, все горят желанием рассказать, кто живёт у них дома или о ком они мечтают. Я стараюсь поинтересоваться у каждого, как они помогают старшим ухаживать за домашними питомцами. Был в этом году ответ: "Я теперь очень хочу тоже что-нибудь делать для нашей собаки, а не только играть с ней".
Вот такие мы "разговоры разговариваем")