Что мы сегодня знаем о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны? Некоторые истории о фронте без линии фронта, борьбе патриотов в тылу врага мы расскажем в нашем цикле. Сегодня - о работавшей в тылу врага газете.
СЛЕДЫ «НАРОДНОГО МСТИТЕЛЯ»
В псковских лесах под Дедовичами стали находить странные предметы - ни охотничьи пыжи, ни гильзы от патронов, а… типографские литеры. Команда поискового отряда «Бригада-60» (60 - код Псковской области) Александра Грабчука тут же отправилась расследовать феномен. При помощи металлоискателя на одной из полян обнаружили закопанную бочку, а в ней - печатную машину «Бостонку».
- Это, несомненно, подпольная партизанская типография, - рассказывает главный редактор псковской газеты «КурьерЪ» Олег Константинов. - Когда я учился на факультете журналистики Ленинградского университета, приезжал на практику в родные места, и мой дядя, Дмитрий Максимович Константинов, который в юности вступил в партизаны, возил меня по местам дислокации народных мстителей. Часто с нами в путь отправлялся знаменитый партизанский писатель Иван Виноградов. Он рассказал, что в годы войны прямо в лесу при помощи такой «Бостонки» выпускал газеты партизанского края. Во время одной из карательных экспедиций фашистов типографию спрятали. Я мечтал найти ее след, и вот ребятам из «Бригады 60» улыбнулась удача. Это настоящий клад, бесценный раритет!
Газета, о которой идет речь, называлась «Народный мститель». Ее первый выпуск вышел в свет 25 февраля 1942 года. К этому времени в тылу врага уже более полугода существовала партизанская республика, включившая в себя четыреста сел и деревень. Здесь работали 170 колхозов, сельсоветы, медпункты, 53 школы, а население жило по советским законам. Немцы боялись сунуться на эту, окруженную болотами и лесами территорию. Партизаны же проводили дерзкие налеты. В октябре 1941 года они разгромили гарнизоны на станциях Судома и Плотовец, 18 января 1942 года на несколько часов захватили город Холм, 5 февраля - деревню Ясски, 22 февраля - районный центр Дедовичи…
«ВИДИШЬ ВРАГА - УБЕЙ ЕГО!»
В годы Великой Отечественной войны партизанское движение в Ленинградской области приобрело грандиозные масштабы. В то время в состав региона входили многие районы Псковской и Новгородской областей, которые, увы, были захвачены фашистами. Миллионы наших сограждан оказались на оккупированной территории, но они не хотели и не собирались подчиняться новым, навязываемым немцами порядкам.
- В этом главное отличие наших людей от жителей большинства стран Европы, - говорит председатель президиума Ленинградского объединенного совета ветеранов партизанского движения, подпольщиков и их потомков Александр Веретин. - Из истории мы знаем, что Гитлер захватывал страны Старого Света за считаные недели. Дания и вовсе капитулировала через шесть часов. Как размышляли европейцы? Ну и что, что на улицах висят чужие флаги, соседа забрали в гестапо, а еврейскую семью увезли в концлагерь… Немцы победили - значит они сильнее. Затянем потуже пояса и будем жить как раньше… Подавляющее большинство наших граждан испытывала лютую ненависть к врагам. Никому и в голову не приходило, что они у нас надолго, а значит, нужно приложить все усилия, чтобы максимально сократить пребывание непрошеных гостей на нашей земле.
В начале войны фашисты наступали стремительно, и уже тогда стали появляться партизанские отряды. Многие местные активисты, партийные и советские работники, милиционеры, сотрудники НКВД сознательно оставались на оккупированной территории, чтобы вести подпольную работу. Им в помощь из Ленинграда направляли специально подготовленных и обученных добровольцев. Первыми за линию фронта ушли студенты и преподаватели Института физкультуры имени Лесгафта под руководством Дмитрия Косицына. Вокруг партизан собирались оказавшиеся в окружении части Красной армии и местные жители. Гитлеровцы не испытывали иллюзий по поводу отношения к ним советских граждан, поэтому выбрали тактику запугивания и террора, а это вызвало обратный эффект - народ массово пошел в партизаны.
Каждый, кто вступал в ленинградские партизанские отряды, давал клятву: «Я КЛЯНУСЬ свято хранить в своем сердце революционные и боевые традиции ленинградцев и всегда быть храбрым и дисциплинированным партизаном. Презирая опасность и смерть, КЛЯНУСЬ всеми силами, всем своим умением и помыслами беззаветно и мужественно помогать Красной армии освободить город Ленина от вражеской блокады, очистить все города и села Ленинградской области от немецких захватчиков».
Рефреном в клятве звучал девиз «Видишь врага - убей его!».
БОЙ ЗА ПРАВДУ
Партизанские отряды действовали не стихийно. Все они подчинялись созданному еще в сентябре 1941 года Ленинградскому штабу партизанского движения. Их целью было оказывать всю возможную помощь блокированному Ленинграду: наносить болезненные удары по врагу, сковывать его силы; нарушать коммуникации захватчиков; срывать перемещение войск, техники, боеприпасов; добывать для нашей разведки сведения и языков… Но главным было - оказывать поддержку населению: не давать людям, оказавшимся на временно оккупированных территориях (а именно такой термин использовался в то время), впасть в отчаяние, усомниться в неизбежной нашей победе. Поэтому самый важный бой был за правду.
Писатель Иван Виноградов, легендарный редактор партизанских газет, рассказывал: «Население хотело знать правду о положении на фронтах. И единственным источником информации стали листовки и газеты, которые на русском языке печатали оккупанты». Они нагло врали: «Москва переживает последние дни», «Советское правительство покинуло столицу и бежало в Иран». Фашисты сообщали, что Ленинград пал, призывали к сотрудничеству с германскими властями… Шла настоящая психологическая война, а своих газет у партизан не было.
Иван Виноградов очень переживал, что в 1941-м не сумел оценить всю серьезность обстановки. Он считал, что село Славковичи, где он выпускал районную газету «Славковский льновод», находится в глубоком тылу, а война пришла сюда через две недели. Немцы вторглись в редакцию и типографию, когда печатался очередной номер. На рабочем столе редактора лежали рукописи и гранки следующего выпуска. Все это пришлось бросить и уйти в лес, а оборудование, литеры, бумага достались врагу.
Нет газеты - нет голоса. Виноградов с помощниками писали листовки от руки и распространяли среди населения. Вместе с другими бойцами он шел в бой, отправлялся в разведку, проводил долгие часы в засаде, а на первом же привале писал листовки. Гильза винтовочного патрона заменяла ему чернильницу, а чернила - разведенный в воде грифель химического карандаша. Вместо газетной бумаги - кусок обоев, старых афиш или оборотная сторона немецких «воззваний». И все это сидя у самодельной керосиновой коптилки, от которой было больше копоти, чем света…
ДОЛГОЖДАННАЯ «БОСТОНКА»
Однажды партизаны собирались на захват районного центра Дедовичи, но Виноградову начальник политотдела приказал остаться. Надо сказать, что бывшему редактору газеты для льноводов в ту пору было всего 23 года, и он очень сильно переживал, что его отвлекали на какую-нибудь писанину. Товарищи шли в бой, а ему поручали сочинять тексты…
На этот раз повод оказался особый: самолетом с Большой земли доставили походную типографию. Ее называли «Бостонка», потому что этот небольшой печатный станок еще в XIX столетии придумали в американском Бостоне. Примитивное устройство: две плиты - одна служит типографским столом, талером, на другой размещается печатная форма, на которую наносят краску. Если между ними положить лист бумаги и с усилием соединить, на бумаге останется оттиск. Так же примерно устроена известная многим домохозяйкам вафельница, только она поменьше.
Вместе с «Бостонкой» прибыли шрифты, полиграфическая краска и бумага. Название газеты родилось сразу - «Народный мститель». Пока Виноградов и его товарищ Константин Обжигалин, бывший редактор газеты из Порхова, разбирались с печатным станком, партизаны заняли Дедовичи. Сразу появился информационный повод для первого номера.
НОМЕР ЗА НОМЕРОМ
«Народный мститель» выходил два раза в месяц тиражом 700 экземпляров. Тяжелейшая работа - за минуту на малопроизводительной «Бостонке» удавалось отпечатать 20, от силы 25 экземпляров.
Газета писала обо всем: успехах нашей армии, действиях партизан, ходе сева на полях свободного от фашистов края. Даже о новых фильмах, доставленных в бригаду самолетом с Большой земли.
Дальше - больше: решили выпускать газету для колхозников «Коммуна». Тоже два раза в месяц, тоже 700 экземпляров. Для жителей оккупированной территории Дновского района стали печатать газету «Дновец» - 300 экземпляров, и тоже два раза в месяц.
Редакторов было два - Иван и Константин, однако командование решило, что все газеты будет подписывать только Обжигалин. Такова уж специфика нелегалов. Приунывшему Виноградову объяснили:
- Семья Константина успела эвакуироваться, а твоя осталась на захваченных землях. Попадется на глаза карателям газета, не пощадят…
Газеты выпускали в лесном лагере. В шалаше стоял станок, а редакция, расположившись на плащ-палатке, в специальную плакетку буква за буквой верстала тексты. Тоже трудоемкая работа.
Печатный станок работал и днем, и ночью. Бумагу можно было реквизировать у немцев, как и краску. Одного остро не хватало: посылку с «Бостонкой» собирал явно не специалист в полиграфическом деле и в комплект положил только одну кассу с типографским шрифтом. Для трех газет букв не хватало!
- Если присмотреться, некоторые полосы выглядят, как лоскутное одеяло: одни буквы маленькие, другие большие, какие-то набраны жирным шрифтом, какие-то курсивом, а некоторые совсем из другой гарнитуры, - говорит Олег Константинов. - В общем, если учитывать обстоятельства – ерунда, но партизанские редакторы были профессионалами, и Виноградов стал переписывать тексты. Он мне с гордостью рассказывал, как совершенствовал свой журналистский стиль. Самыми дефицитными были буквы «е» и «ф». Понятно, «немец», «фашист»… Виноградов стал заменять их синонимами. Однажды с ходу сочинил заметку и тут же посчитал буквы: 26 «е», 5 «ф». Решил, что так не годится и составил текст заново. Использовал слова «оккупанты», «захватчики», «враги». В итоге смысл не изменился, но в дело пошло всего две литеры «е» и ни одной «ф»!
ПАРТИЗАНСКИЙ КРАЙ
Партизанский край в Дедовичском районе тогдашней Ленинградской области - первый в годы Великой Отечественной войны. Он просуществовал больше года. Немцы предпринимали немало усилий для его уничтожения. Осенью 1942-го они бросили на народных мстителей огромные силы, которые при поддержке авиации, артиллерии и танков с огромными потерями сумели не разгромить, а только вытеснить партизан. Отряды ушли за линию фронта, но как только фашисты покинули партизанский край, снова вернулись и продолжили борьбу в тылу врага. Появились новые партизанские республики и в других районах.
Ну а что касается найденной в лесу в бывшем партизанском лагере типографии «Бостонка», то она заняла почетное место в музее в Дедовичах, посвященном партизанском удвижению.
КОНКРЕТНО
В Ленинградской области действовали 13 партизанских бригад, более 35 тысяч бойцов и командиров.
- Документы о партизанском движении многие годы хранились под грифом «секретно», - говорит председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга Петр Тищенко. - Сейчас они полностью рассекречены и, что самое главное, оцифрованы. Они находятся в свободном доступе, и на сайте «Архивы Санкт-Петербурга» с ними может познакомиться любой желающий. А главное - десятки тысяч ранее неизвестных и неизученных документов теперь открыты для серьезного научного изучения и ждут своих исследователей.
КСТАТИ
Тема партизанского движения в год 80-летия Победы очень актуальна. Ее поднимут и создатели фильма «Легенды партизанского края». Первые показы и встречи намечены на осень нынешнего года.
- Толчком для начала нашей работы послужило открытие в прошлом году Музея партизанской славы в Дедовичах, - рассказывает режиссер фильма Андрей Егоров. - Важно, что музей создавался сотрудниками Музея обороны и блокады Ленинграда и в итоге стал его филиалом. Тогда у многих возник вопрос: до Дедовичей больше трехсот километров, причем здесь блокада Ленинграда? И тогда директор блокадного музея Елена Лезик объяснила: «Открытие Музея партизанской славы - это возможность сказать от лица блокадников и их потомков искреннее спасибо жителям партизанского края». Все знают о легендарном партизанском обозе в блокадный Ленинград, но теперь все узнают и о том, как партизаны сражались в тылу врага, чтобы ускорить освобождение города на Неве от вражеской осады.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Откуда партизаны черпали свежую информацию о положении на фронтах?
- В экипировку каждого отряда обязательно входили рации, - рассказывает сотрудник Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга, кандидат исторических наук Олеся Баландина. - Их наличие часто было даже важнее, чем оружие. Из радиоэфира партизаны записывали сводки Соинформбюро, которые использовали в своих газетах и листовках. Была и обратная связь. В советский тыл отправлялись сообщения о боевых действиях партизан, и в сводках Совинформбюро, например, сообщалось: «Бригада под командованием товарища Т. разгромила фашистский гарнизон Энского города». Да, приходилось соблюдать конспирацию, но информация о подвигах партизан регулярно распространялась по всему миру.
Автор: Анатолий АГРАФЕНИН