Дорогие друзья!
Мы продолжаем серию экспертных публикаций о развитии и воспитании детей. Сегодня Наталья Спехова объяснит, откуда берется детская ложь, и даст рекомендации для родителей.
Об авторе:
Наталья Спехова - педагог, психолог, известный писатель и автор книг для детей и родителей, Член Союза детских и юношеских писателей, член российского общества "Знание". Но, пожалуй, самым значимым аспектом её жизни является то, что она многодетная мама, что делает её советы и рекомендации особенно ценными и жизненными.
Если мы оглянемся на детские сказки, то увидим в них множество примеров, когда одни герои обманывают других: лиса, которая притворялась мертвой; барон Мюнхгаузен, который потешал историями слушателей; Ганс из сказки "Храбрый портной" Братьев Гримм и др. Дети слушают истории, наблюдают за жизнью и перенимают поведение, они замечают, что за обманом можно спрятаться, можно избежать наказания.
Но что такое обман? Это слова, поступки и действия, которые вводят других в заблуждение. Иногда это намеренно, иногда и нет.
Причины, по которым ребенок может врать
Как ни странно, причин детских обманов много, важно с ними познакомиться и проанализировать, чтобы понять, а какая именно актуальна для вас и как дальше действовать.
Причины:
1. Желание избежать наказания. Если ребенок знает, что за некоторые поступки его могут наказать, то будет искать безопасные решения, например, скрыть поступок (разбил тарелку - обвинил кота, промочил ботинки - соврал, что его толкнули в лужу и т.д.).
2. Хочет получить внимание. Иногда дети, наоборот, изощренно фантазируют, чтобы их заметили, здесь даже неважно, похвалят или поругают, главное, заметят. Значит, ребенок чувствует к себе равнодушие, он хочет изменить ситуацию любым способом.
3. Получить желаемое, получить выгоду. Некоторые дети получить желаемое готовы и обманным путем. Например, хочет ребенок сладость, придумает историю, за которую его могут похвалить и купить шоколадку; не хочет в садик, может схитрить и сказать, что заболел и т.д.
4. Страх. Здесь имеется в виду не только страх наказания, но и страх почувствовать себя неловко или даже быть опозоренным. Например, он случайно упал в лужу и промочил штанишки, чтобы над ним не смеялись, он может придумать оправдательную историю.
5. Копирование и подражание взрослым. Ребенок видит, как кто-то из взрослых недоговаривает правду или вообще ее скрывает, чувствует, что это приносит взрослому какую-то выгоду, поэтому повторяет.
6. Защитная реакция. Ребенок может лгать, чтобы защитить свои границы, эмоции или даже сохранить чувства других людей. Эта же участь ожидает и запреты со стороны родителей — ребенок начинает обманывать, чтобы обойти ограничения. Скажем, не разрешили ему гулять за пределами двора, он придумает причину, по которой уйти со двора пришлось.
7. Экспериментирование. Ребенок может обманывать, чтобы изучать последствия своих действий и понимать, как это влияет на окружающих и что ему дает обман.
8. Низкая самооценка. Если ребенок не уверен в своих способностях, в своих умениях, то он легко может придумать себе легенду, чтобы показаться лучше.
10. Потребность в признании. Причина, близкая предыдущей: ребенок может обманывать, чтобы получить признание или похвалу от окружающих, особенно если он считает, что не может достичь целей честным путем. Ради самоутверждения и хвастовства ребенок тоже может лгать, но это внешние проявления потребности в признании.
11. Фантазия. Обычную фантазию нельзя сбрасывать со счетов, есть дети, которые на ходу импровизируют и сочиняют — у них богатое воображение. Есть дети, которые мечтают связать свою жизнь с творчеством, они на ходу могут сочинять истории. В этом случае важно направить детскую фантазию в нужное русло — в творчество: записывать истории (возможно, даже издавать), предложить нарисовать, слепить и т.д.
Важно помнить, что даже безобидная фантазия может перерасти в большую и опасную ложь, поэтому взрослым стоит обучать детей этике и знакомить с последствиями обмана.
Что делать, если ребенок обманывает
Начните с беседы, искренний разговор — один из главных помощников. Спросите, почему он так поступил, расскажите, почему честность так важна и как обман может нанести вред отношениям. Установите определенные правила и границы, расскажите ребенку, что ошибки можно исправить, если быть честным.
Но давайте подробнее, что делать, если ребенок обманывает:
1. Будьте примером. Если родитель сам честен, то маловероятно, что у ребенка появится соблазн обмануть, а если и появится, то ситуацию решить будет легче.
2. Поддерживайте ребенка, если он будет чувствовать, что вам можно довериться, он расскажет о всех сомнениях, ошибках и поступках, он сам попросит совета и не пойдет по пути вранья.
3. Обсуждайте последствия обмана. Чем больше вы разговариваете и обсуждаете, как обман может повлиять на отношения, доверие и даже всю последующую жизнь, тем больше вероятности, что ребенок вырастет честным.
4. Учитесь замечать обман, ловите сигналы. Родительское внимание к нюансам поведения ребенка поможет изменить сценарий заранее.
5. Поощряйте и укрепляйте порядочность. Если ребенок признался в каком-то поступке, похвалите за честность (о том, как правильно хватить ребенка, можно прочитать в этой статье ), а потом поговорите о причинах (почему так сделал) и последствиях, нравственных в том числе. Иметь мужество отвечать за свои поступки — это значит принимать ответственность, проходить жизненные уроки и учиться решать ситуации.
● Дайте ребенку установку на честность: «Я честный, я говорю правду».
● Тренируйтесь. Дайте задание говорить правду, отслеживать поступки и слова целый день и во всех делах.
6. Не искушайте ребенка ложью — не предлагайте скрыть правду от кого-либо. Иногда кажется, что ложь может быть во спасение: сначала хочется скрыть маленькую оплошность, а потом утаить нечто существенное. Если предложить ребенку что-то скрыть, чтобы не расстраивать близкого (например, не говорить папе, что разбили кружку), он привыкает, а картина мира искажается, обман перестает быть опасным и становится полезным инструментом.
7. Будьте чутки к своим детям и учите ребенка тому же, учите понимать чувства и эмоции других людей, так он поймет, почему честность и доверие важны для отношений с окружающими.
8. Предлагайте ясные правила, например: "Если что-то не устраивает — скажи, если сделал что-то неприглядное — признайся, будь честен. За скрытый обман может быть наказание N"
9. Проигрывайте ситуации в ролевых играх, создавайте игровые ситуации.
● Ролевая игра. Проиграйте случай или момент, который волнует ребенка, это может касаться даже сцен в сказках и мультфильмах, где герои ведут себя нечестно.
● Рыцарь. Рыцарь заведомо честен, это предполагается статусом. Поиграйте в рыцаря, предложите инсценировать эпизод, где вы точно знаете, что ребенок сказал неправду. Спросите ребенка, а как поведет себя рыцарь в этой ситуации? Обсудите инсценировку и саму ситуацию.
Вывод
Важно помнить, что когда ребенок начинает обманывать, он нащупывает стратегию поведения. Наша задача — показать ребенку последствия, показать альтернативные варианты и научить быть честным.
Создавайте доверительные отношения с ребенком, где он мог бы чувствовать себя комфортно и свободно говорить правду. Разговаривайте, делитесь своими историями, предлагайте ребенку обсуждать непонятные ситуации. Во время беседы задавайте вопросы, чем их будет больше, тем ближе вы будете (конечно, если эти вопросы будут искренние и не напомнят допрос).