На данный момент существует очень много интересных фотоаппаратов, которые используют плёнку. Люди продолжают снимать на плёнку, потому что это интересно, а ещё с её помощью можно получить крутые цвета.
Перед тем как начать снимать на плёнку, было бы неплохо определится: как, ради чего и с каким бюджетом. Я свою первую катушку отснял на Canon EOS 300 - продвинутая тушка с байонетом EF на который можно установить любой EF объектив, у него будет работать автофокус и т.д. Моей целью было - получить качественное, резкое и красивое по цвету изображение с минимумом проблем и рисков. Тушка была куплена за 12 тысяч, с батарейным блоком, в превосходном состоянии, с объективом 28-80. С ней использовал свои основные объективы: 40 мм, 70-200, 150-600.
Основные виды плёночных фотоаппаратов
Каждому человеку, при фразе "плёночный фотоаппарат" в голову приходят разные вещи. Я для себя поделил их на основные виды, и начинается дробление с формата кадра: 35 миллиметров, он же золотой стандарт, он же полный кадр, или средний формат, 6х6, 6х4, 6х9 см. Самый распространённый вариант - фотоаппараты, предназначенные для плёнки тип 135, с размером кадра 24х36 мм. Из среднего формата наиболее популярный - тип 120, с форматом кадра 60х60 мм.
Дальше, я делю существующий ассортимент камер по субъективному параметру "удобство". "Удобство" для меня - это размер камеры, простота выставления правильной экспозиции на ней и широта характеристик: большой интервал выдержек, наличие автоматики в камере, размер видоискателя и его соответствие объективу и т.д. Стоит отметить, что "неудобные" камеры - не значит плохие. Это значит что они менее универсальны и с ними не так просто работать, но необязательно это не делает процесс интересным, обычно, наоборот. Если речь идёт о среднеформатных камерах, например про компактность можно вообще забыть :)
Про камеры на подобии ФКД, использующие стеклянные фотопластины (крупный формат), или про малоформатные камеры с размером кадра 24х18 мм (аналог современным кроп-зеркалкам) говорить не буду вовсе, статья рассчитана на людей, которым такая информация пока попросту не нужна. Эти камеры очень не универсальны и про них нет смысла говорить.
Разница между типом 135 и 120
Основным отличием является размер самой камеры и плёнки. При съёмке на тип 120 получаются огромные отпечатки, с невероятной глубиной изображения и большим углом обзора. Но за это приходится платить: 1) цена камеры в среднем намного выше 2) трудно найти подходящий объектив 3) весит комплект много, занимает места - ещё больше 4) дорогая плёнка и проявка.
Думаю, если вы только определяетесь с выбором камеры, начать лучше с классического 135-го типа.
Тип 135: основные направления по камерам
Тут камеры я бы разделил на 4 категории:
1) Зеркальные механические
2) Дальномерные механические
3) Автоматические "мыльницы"
4) Автоматические полноценные зеркальные камеры
Зеркальные механические камеры
Это наверное, одна из наиболее широких категорий. Ярчайшем представителем будет, например, Зенит:
В советском союзе выпускалось очень много таких фотоаппаратов. Смена 8М и другие Смены (фотоаппарат шкальный, без зеркала, но всё равно отнесу его сюда), Зениты: Е, ЕТ, 10, 11 и др., Киев (Киев-17, Киев-17м, Киев-18, Киев-19 и Киев-19м, Киев-20). У них либо было резьбовое крепление м42, либо байонеты, аналогичные байонету Nikon F (Киевы) или Pentax (Зенит 12сд). Из плюсов - низкая стоимость таких фотоаппаратов, легко найти недорогой объектив. Минусов - навалом. Это и маленький диапазон выдержек - до 1/500-й секунды, и слабая надёжность (очень много сломанных образцов в продаже, не очень ресурсоёмкие фотоаппараты в целом), возможен заводской брак (например, "протекает задняя крышка" и засвечивает плёнку). Внешне, красивыми эти фотоаппараты тоже назвать трудно, они не очень то компактные. В многих Зенитах есть встроенный экспонометр, но скорее всего он уже давно не работает. О том, как можно выставить верные настройки в фотоаппарате, расскажу ниже.
Одним советских союзом камеры не ограничиваются. Много интересных механических зеркалок выпускалось и за рубежом: в основном в Германии, Японии. Они дороже чем Зениты, но обычно качественнее, красивее, и характеристики там более продвинутые. Не редко на них можно нацепить наши, советские объективы. Как пример таких камер - Nikon F2 и его аналоги, линейка Pentax Spotmatic, линейка Canon FTb, Olympus OM-1 (и его аналоги).
Охарактеризовать эту категорию можно так: вам желательно иметь хорошее зрение для правильной фокусировки (иначе будет сложновато), фотоаппараты среднего размера, настройки выставляются вручную, придётся определять экспозицию по внутреннему или внешнему экспонометру (особенно опытные умеют на глаз). Фотоаппараты с объективами не очень дорогие - от 500 рублей до 25-ти тысяч за самый популярный и желанный экземпляр.
Дальномерные механические камеры
Не смотря на то, что эти фотоаппараты выпускались раньше зеркальных, они местами мне нравятся больше. Как будто здесь чуть больше выбора и интереснее сам процесс фотографирования.
Среди наших, советских камер можно отметить: семейство ФЭД, Зоркий, Ленинград, Мир, Киев (Киев-Contax, модели 1-4), Юность, Заря, Сокол.
В чём особенность дальномерных систем?
Во-первых, камера намного компактнее чем зеркальная, потому что в ней нет зеркала. Она меньше трясётся при снимке за счёт его отсутствия, это позволяет использовать без смазов чуть более высокие выдержки. Для фокусировки, в принципе, без разницы какое у вас зрение - фокусировка идёт благодаря сопоставлению двух картинок внутри одного окошка. Например, фотоаппараты ФЭД и Зоркий используют резьбу м39, в момент, когда вы поворачивается кольцо фокусировки объектива, внутреннее кольцо в объективе выдвигается и определённым образом давит на "молоточек" внутри камеры, который уже смещает картинку. Эти камеры очень тихие, в отличие от зеркальных Зенитов, звук спуска у которых похож на выстрел из автомата. Вдобавок, камеры довольно красивы внешне.
По миру, есть такие дальномерные фотоаппараты - конечно же, Leica - легендарные камеры с ручной фокусировкой, но переоценённые (стоят как автомобиль), Zeiss Ikon - фотоаппараты Contax II (1936), Contax III (с встроенным экспонометром), Voigtländer - Voigtländer Bessa (1930-е), Prominent (1950-е).
Современные (под брендом Cosina, Япония): Bessa R (2000-е), были даже у Kodak (немецкое подразделение) - Kodak Retina, компактные камеры с дальномером. Есть дальномерные камеры у Canon - Canon VT, Canon 7, Canon P, у Nikon -
Nikon S2, SP. Также их производили Minolta, Fujifilm, и даже Epson с 2004 по 2014-й год (казалось бы, что они могут сделать кроме принтера?.. А сделали Epson R-D1).
Если подвести итоги, то: дальномерные камеры красивы по своему дизайну, среди них есть очень недорогие экземпляры, процесс съёмки несколько отличается от классического. Они как и описанные выше зеркальные камеры, полностью механические.
Автоматические "мыльницы"
Эта категория камер лично мне не очень нравится. Камеры, которые представляют этот раздел обычно примитивны в использовании - вам нужно вставить в них батарейки, катушку плёнки с DX кодом, и всё! Вы можете снимать почти как на телефон, по нажатию одной кнопки. В большинстве из этих фотоаппаратов несменная оптика, есть авто-фокус, а если его нет - то его нет вообще, объектив камеры настроен на гиперфокальное расстояние (всё резкое, кроме небольшого пространства перед камерой).
В России выпускалось несколько моделей, например Зенит 520 и 610:
В целом, по миру, их выпускалось очень много, самыми разными компаниями: Зенит, Кодак, Олимпус, Фуджи, Самсунг, Практика, Кэнон, Скина, Поладроид, Минольта и другие. Не своя на свою элементарность, пластиковый корпус, минимум настроек, зачастую, пластиковые объективы - некоторые из этих мыльниц стоят очень даже много. Это связано с модой на них, а также с простотой обращения с ними. Можно получить плёночную картинку, не разбираясь в настройках.
Сейчас очень популярными и дорогими, являются например Olympus mju 2.
28 тысяч! Да, он безусловно круче многих мыльниц. Основным преимуществом является телескопический объектив 28-115 миллиметров. На этом в принципе всё. Запомните эту цифру, дальше я вам покажу фотоаппараты гораздо дешевле, но гораздо лучше.
В принципе, если вам досталась рабочая тушка и вы хотите поснимать - почему нет. Но покупать такой фотоаппарат, особенно по неразумной цене - думаю, смысла нет. Мода рано или поздно пройдёт, а характеристики останутся.
Как итог, можно сказать что большинство камер из этого сегмента - посредственные, но относительно не дорогие по цене и неприхотливые.
Полноценные плёночные фотоаппараты с электроникой и съёмными объективами
Эта категория фотоаппаратов - моя любимая. Потому что снимать на них можно и в "механическом" режиме, и в полностью автоматическом. При этом же, не составит труда снять очень качественно - ведь залогом успеха при съёмке на плёнку является объектив, а объективы на такие камеры есть очень хорошие.
Выше - прикреплены фотографии фотоаппарата Nikon f55 с объективом, в идеальном состоянии. В комплекте у него ещё есть аккумуляторы, и стоит весь этот набор - 11 тысяч рублей (при желании можно купить дешевле). Так как фотоаппарат Никоновский - к нему подойдут любые объективы Nikon F, с автофокусом и без него. И даже самые последние объективы выпущенные для зеркальных камер тоже отлично встанут.
В основном я снимаю на Canon EOS 300, и благодаря этому могу при съёмке на плёнку использовать массу EF объективов: 40 2.8, 70-200 2.8, 150-600 и т.д.
Не вспомню точно, но такие фотоаппараты ещё и имеют широкий диапазон выдержек - то ли до 1/2000, то ли до 1/4000. Это очень удобно.
Режимы съёмки прямо как на цифровых фотоаппаратов - можно вручную, можно частично вручную, а можно и вовсе снимать в режиме автоматического замера экспозиции. Фотоаппараты с объективом в этом сегменте стоят 8-15 тысяч. Есть конечно и более дорогие моменты. Но судите сами: такой фотоаппарат за 15, и несчастный Олимпус за 28 тысяч.. Единственное, чем Олимпус лучше - он компактнее. На этом его плюсы заканчиваются.
Что полноценные фотоаппараты, что мыльницы - обычно бывают под 35 мм плёнку. Среднего формата, или малого - среди них не встречал и скорее всего его не существует.
Самые популярные производители - Canon и Nikon.
Общие итоги:
Из какого сегмента фотоаппарат не был бы, скорее всего, механически исправный будет стоить дороже чем кажется. Сегментов несколько, они различаются по удобству и стилю. Надеюсь с помощью такой скромной классификации вы сможете лучше определится с типом фотоаппарата, который вам нужен. Если что, смогу ответить вам в комментариях.
Как правильно выставить настройки - написал тут.