Найти в Дзене

Борис Пастернак: путь от музыки к литературе и борьба за творчество

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве. Внешне он был красив, именно это прилагательное используют современники для описания облика писателя. Красивое и одухотворенное лицо. Кроме старшего, Бориса, в семье родились еще трое детей – Александр, будущий известный архитектор, Лидия и Жозефина. Родители Бориса Леонидовича одесситы еврейского происхождения. Оба невероятно талантливы. Отец, Леонид Осипович, – художник. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, – пианистка. О родителях писатель говорил с нежностью и гордостью: «Многим, если не всем, обязан отцу…и матери». Мать была первым учителем музыки для Бориса Леонидовича, от нее писатель взял и склад личности, склонной к музыкальному восприятию. В квартире Пастернаков собирались известные и творческие личности, поэтому юноша рос в литературной среде и видел взаимодействие разных видов искусства, сформировавших личность будущего писателя. Большим счастьем для Пастернака стало знакомство с А.Н. Скрябиным в 19

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве. Внешне он был красив, именно это прилагательное используют современники для описания облика писателя. Красивое и одухотворенное лицо.

Фото Бориса Леонидовича Пастернака
Фото Бориса Леонидовича Пастернака

Кроме старшего, Бориса, в семье родились еще трое детей – Александр, будущий известный архитектор, Лидия и Жозефина. Родители Бориса Леонидовича одесситы еврейского происхождения. Оба невероятно талантливы. Отец, Леонид Осипович, – художник. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, – пианистка. О родителях писатель говорил с нежностью и гордостью: «Многим, если не всем, обязан отцу…и матери». Мать была первым учителем музыки для Бориса Леонидовича, от нее писатель взял и склад личности, склонной к музыкальному восприятию.

В квартире Пастернаков собирались известные и творческие личности, поэтому юноша рос в литературной среде и видел взаимодействие разных видов искусства, сформировавших личность будущего писателя.

Большим счастьем для Пастернака стало знакомство с А.Н. Скрябиным в 1903 году. У литератора проявляется талант композитора и большая страсть к сочинительству.

«Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина».

В 11 лет он поступил в Московскую гимназию сразу во второй класс, поскольку в то время действовало правило не зачислять в учебное заведение больше 10 евреев в год. Учеба его привлекала, все школьные годы ответственно и усердно Пастернак занимался музыкой под руководством своих учителей И. Энгеля и Р. Глиэра. В 18 лет, закончив учебу с золотой медалью, решил поступить в юридический университет. Он практически никогда не расставался с фортепиано, был поглощен музыкой и искусством, в нем видели большой потенциал, однако ему не хватало профессиональной исполнительной техники. У него не было абсолютного слуха, это тяготило Пастернака. Долгое время он не понимал, кем себя видит в дальнейшем – литератором или музыкантом. Приблизительно в это же время произошел важный разговор со Скрябиным, в ходе которого выяснилось, что кумир поэта так же не обладает музыкальным слухом. А без этого, Борис был уверен, достичь гениальности и совершенства невозможно. И с этой встречи Пастернак был навсегда потерян для музыки.

Отец и мать тяжело переживали отказ сына от карьеры художника и музыканта, а его поступление на юридическое направление с дальнейшим уходом на историко-филологический факультет вызвало новое разочарование.

Портрет Пастернака, написанный его отцом. 1910 г
Портрет Пастернака, написанный его отцом. 1910 г

В 1909 году, когда его будущее призвание еще не было окончательно определено, Пастернак впервые посетил литературный кружок поэта и переводчика Юлиана Анисимова. Именно к этому периоду относятся его первые поэтические опыты. Тогда издавался альманах, в который были включены 5 лучших ранних текстов Пастернака – литературный дебют начинающего поэта. Эти стихотворения («Я в мысль глухую о себе…», «Сумерки…», «Сегодня мы исполним грусть его…», «Как бронзовой золой жаровень…») позднее уже не включались автором ни в одну из его книг и не перепечатывались при его жизни. Этот кружок, поэтическое объединение «Лирика», выпустило и первую книгу стихов Пастернака «Близнец в тучах» – самый маленький сборник поэта.

На дальнейшую писательскую судьбу сказались отношения с кузиной Ольгой Михайловной Фрейденберг, которая отвергла романтические чувства поэта. Девушка видела в нем только брата, а Пастернак не смирился с «непринятием его внутреннего мира» и переключился с иррациональной музыки на рациональную философию.

В 22 года после встречи с друзьями он принял решение отправиться в Марбургский университет, где слушал лекции Германа Когена. Преподаватель, заметив талант Пастернака к философии, предложил переехать в Берлин. Однако тяга к писательству была сильнее.

В Марбурге его ожидала и первая любовная трагедия. Отказ Иды Высоцкой в замужестве, остававшейся любовью поэта долгие-долгие годы, повлиял на полную перестройку всего внутреннего мира и был связан с решением оставить философию.

Жизнь не стоит на месте: Бориса Леонидовича встречает новый город – Венеция. В Италии происходит сложный переход к поэзии. Однако музыкальность и философия остаются в его творчестве: стихи ритмичны, мелодичны, наполнены музыкальными образами и гениальными строчками.

В это же время футуризм стремительно набирал популярность по всей России. Переломным моментом для Пастернака стало знакомство с творчеством Маяковского: прослушав трагедию «Владимир Маяковский», Борис Леонидович испытал глубокий внутренний кризис. Поэт увидел в футуристе созвучность творческих интонаций и воскликнул: ««вернувшись…тогда с бульвара…я сознавал себя полной бездарностью… я чувствовал какую-то вину перед ним…я отказался от поэтической манеры». Этот момент едва не заставил его отвернуться от поэзии, как прежде от музыки и философии. Так родился второй сборник «Поверх барьеров».

В 1920-е годы, после революции, Борис Леонидович переживает уже социальный кризис: он неугоден новой советской власти. Его называли «поэтом-мещанином» и «русским буржуазным писателем»: «Пастернак нам не нужен».

Борис Пастернак с Евгенией Лурье и сыном
Борис Пастернак с Евгенией Лурье и сыном

Первый, безусловно, счастливый и, безусловно, взаимный роман случился у Пастернака с художницей Евгенией Владимировной Лурье (первая жена). Восхищение перед безоглядностью любви и благодарность за неё Пастернак пронёс через многие годы. Вместе с семейной жизнью Пастернак начал и переписку с Мариной Цветаевой. В 1922 году Борис Леонидович эмигрирует в Берлин, но, не справившись с расстоянием, возвращается на родину. Отношения с властью остаются сложными, а положение Пастернака шатким.

В 1927 году были изданы две революционные поэмы «905-й год» и «Лейтенант Шмидт», получившие широкий отклик и признание критики, а через 3 года – «Смерть поэта» – стихотворение, посвященное самоубийству Владимира Маяковского.

Лето 1930 года, проведенное в Ирпене, принесло Пастернаку облегчение и исцеление. Тогда он жил, следуя своим чувствам. Он стремился быть рядом с Зинаидой Нейгауз, женой пианиста Генриха Нейгауза, но в то же время ощущал ответственность перед своей женой и сыном. В 1931 году, надеясь, что перемена обстановки поможет страдающей Евгении Владимировне, он отправил ее с сыном в Германию, веря, что Европа принесет облегчение.

Недаром Марина Цветаева так точно охарактеризовала судьбу писателя: «Тебя нельзя судить как человека, ибо тогда ты – преступник». Гении смотрят на мир иначе. Однако его неспособность принять окончательное решение выдавала и слабость характера. В сознании Пастернака любовь к Зинаиде не исключала любви к жене, что лишь усложняло внутренний конфликт. Уход Зинаиды из-за трудных жилищных условий становится причиной попытки самоубийства Бориса Пастернака. Чудом жизнь творца наладилась. Зинаида Нейгауз и Пастернак все же смогли быть вместе.

Борис Пастернак и Зинаида Нейгауз
Борис Пастернак и Зинаида Нейгауз

Писательская командировка на Урал для освещения крупнейшей стройки пятилетки привела Пастернака к острой депрессии, а на антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры и мира в Берлине, куда изначально не хотел ехать, произошла повторная встреча с Цветаевой, после которой Марина Ивановна окончательно разочаровалась в его образе, который, по сути, создало ее поэтическое воображение.

В 1935 году Пастернак вновь возвращается к работе над романом «Доктор Живаго», который станет главным трудом его жизни. Поэт переезжает в Переделкино, писательский поселок, пишет прозу и занимается переводческой деятельностью.

Спустя 10 лет знакомится с Ольгой Ивинской. Завязавшийся роман ставит под угрозу его семью, и Пастернак, опасаясь этого, решает прекратить отношения. Разрыв глубоко отражается на его поэзии. Лирика живаговского цикла пронизана чувствами и переживаниями, переполнявшими поэта в тот период:

Но как ни сковывает ночь
Меня кольцом тоскливым,
Сильней на свете тяга прочь
И манит страсть к разрывам.

Параллельно продолжал трудиться над переводом первой части «Фауста» И.В. Гете. Все происходило на фоне обозначившейся травли со стороны представителей литературы, когда свет увидел статью «О поэзии Пастернака» А.А. Суркова и был уничтожен тираж книги «Избранное».

Ощущение кольца, стягивавшегося вокруг него самого, было вполне реальным.

Волнения вызвали у Пастернака проблемы со здоровьем, у него случился инфаркт, из-за которого он оказался на грани между жизнью и смертью.

На эпоху новой власти пришелся открытый конфликт Пастернака, связанный с его романом «Доктор Живаго» и Нобелевской премией. Чудовищный скандал и попытки изгнать поэта из России сильно подкосили его. Переезд для литератора был равноценен смерти. Оказавшись под давлением, он был вынужден отказаться от награды и написать письмо с покаяниями Н.С. Хрущеву и в редакцию газеты «Правда», с чем ему помогали друзья и Ольга Ивинская:

«Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне ее».

К моменту публикации «покаянного письма» Борис Пастернак был назван свиньей на всю страну. Кроме того, в общественное сознание прочно вошло выражение «Пастернака не читал, но осуждаю».

За год до смерти с трудом получил заказ на новую работу – перевод «Стойкого принца» Кальдерона, а вскоре приступил к работе над собственной пьесой “Слепая красавица”, посвященной крепостному театру в России. Центральным персонажем произведения стал талантливый человек, находящийся под постоянным давлением системы.

Борис Леонидович Пастернак, отпраздновав свое 70-летие, умер 30 мая 1960 года в Переделкине от рака легких.

Застолье в честь присуждения Пастернаку Нобелевской премии. На фото: Корней Чуковский, Борис Пастернак и Зинаида Нейгауз. 1958 г.
Застолье в честь присуждения Пастернаку Нобелевской премии. На фото: Корней Чуковский, Борис Пастернак и Зинаида Нейгауз. 1958 г.