Основная задача современной системы образования – создание равных возможностей для раскрытия потенциала каждого ребенка, независимо от его индивидуальных возможностей. Для детей с инвалидностью и особенностями развития важными составляющими успеха являются вовлеченность родителей и ранняя комплексная помощь специалистов разных профилей: врачей, психологов и педагогов.
О том, почему в системе инклюзивного обучения наиболее успешны те дети с инвалидностью и ООП (особыми образовательными потребностями), которые получают такую помощь с первых месяцев жизни, узнали на мастер-классе российского эксперта Оксаны Георгиевны Приходько, доктора педагогических наук, профессора, проректора по дополнительному образованию Международного университета психолого-педагогических инноваций.
Согласно официальным данным, в последние годы возросло количество детей с инвалидностью и ОOП, а также детей, которым необходима дополнительная поддержка в обучении и развитии. Так, в РФ 74% новорожденных появляются на свет физиологически незрелыми, с проблемами здоровья, из них до 86% – имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС). Распространенность патологий и заболеваемость ежегодно увеличиваются на 4-5%, и всего не более 10% детей дошкольного и 4% детей школьного возраста можно считать здоровыми. При этом по-прежнему осведомленность родителей о системе ранней помощи невысока, а ответственность за ее результат делегируется исключительно специалистам: медперсоналу, педагогам-дефектологам, логопедам, психологам.
Ранняя помощь – это комплекс услуг детям от рождения до 3-х лет с ограничениями жизнедеятельности и их семьям. Она включает в себя диагностику, которая помогает выбрать оптимальный путь развития, и непосредственное сопровождение, чтобы ребенок и вся его семья могли развивать свои способности в условиях, соответствующих их потребностям.
Почему важна ранняя помощь?
Эксперты отмечают, что ранний возраст характеризуется интенсивным развитием психических, физических и речевых способностей ребенка. Этот период является критическим для развития, поскольку психика ребенка в этот момент очень пластична и особенно чувствительна к воздействию. Формирующиеся навыки могут быть неустойчивы, а само развитие скачкообразно и неравномерно. Это время, когда вовлеченность взрослых становится исключительно важной.
Именно первые месяцы и три года жизни являются сензитивным (наиболее благоприятным) периодом для развития коммуникативной, речевой и познавательной деятельности. “Чудеса” компенсации возможны только в этот период. Если специалисты замечают отклонения от обычных темпов развития, грамотная профессиональная, междисциплинарная, комплексная помощь с включением семьи ребенка способна эффективно активизировать компенсаторные возможности его организма.
Диагностики развития в период раннего детства
Ранняя комплексная диагностика ориентирована на оценку ключевых показателей развития ребенка: социально-эмоциональной, познавательной, речевой и двигательной активности. Специалисты обращают внимание на важнейшие моменты, такие как: способность малыша улыбаться или проявлять положительные эмоции в ответ на ласковый разговор взрослого, реакцию на голос и речь, способность к захвату предметов и манипуляциям с ними, развитие речи и моторных функций. Эти наблюдения помогают выявить особенности развития, которые могут потребовать дополнительной поддержки и разработки индивидуальной стратегии помощи.
Например, у ребенка может быть задержка речевого развития: более позднее начало речи и/или замедление темпов и качества ее формирования, ограниченный словарный запас, трудности в построении фраз, усвоении грамматических категорий. При этом понимание обращенной речи, познавательное, социальное и моторное развитие у ребенка соответствуют возрасту. У другого ребенка наблюдается нарушение моторной реализации речи: дыхания, голоса, артикуляции; к речевым особенностям развития добавляются двигательные (помимо неврологических симптомов в мышцах и моторике артикуляционного аппарата, отмечается задержка основных двигательных навыков и функций рук). В третьем случае познавательные (интеллектуальные) показатели развития не соответствуют возрасту (нарушены), а речь ограничивается отдельными словами и звукоподражаниями. У некоторых детей могут наблюдаться особенности (нарушения) по всем “линиям развития”, их различная выраженность и сочетаемость.
Оксана Георгиевна подчеркивает, что ранняя диагностика предполагает системный подход, когда в каждом конкретном случае выявляются не только отдельные особенности и проблемы развития, но и устанавливается взаимосвязь между ними, их иерархия; определяются сохранные функции – именно они станут основой для коррекционно-развивающей работы.
В чем заключаются дифференцированная коррекционно-развивающая работа (помощь)?
Выбор стратегии такой работы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка, потребностями, возможностями родителей, в том числе – готовностью вовлекаться в этот процесс.
Так, например, при выявлении особенностей речевого развития основное внимание сосредоточено на стимуляции речевой активности ребенка. В этом случае важна роль логопеда, а также активное участие родителей, которые дома будут системно выполнять с ребенком рекомендованные упражнения.
Если у ребенка наблюдается задержка и нарушение познавательной деятельности, важно заниматься развитием восприятия, деятельности, мышления. Проводя коррекционную работу с ребенком, специальный педагог должен научить родителей развивать познавательные процессы в домашних условиях.
Если у ребенка диагностированы нарушения двигательного развития, фокус внимания сосредоточен на их коррекции и стимуляции развития под руководством опытного реабилитолога и с обязательной лечебной физкультурой. Сочетание разнообразных особенностей требует многопланового воздействия и участия соответствующих профильных специалистов сопровождения.
Коррекционно-развивающая работа (помощь) может быть консультационно-разовой, сопроводительно-периодической или непрерывной, включать обучающие занятия со специальным педагогом либо иным специалистом, ведение дневника наблюдений, просмотр, анализ и обсуждение видеоматериалов, лектории, семинары для родителей и пр. Наиболее результативна – системная, комплексная и пролонгированная ранняя помощь.
Оксана Георгиевна отмечает, что “только слаженная деятельность специалистов и тесное взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ (в РФ – с ограниченными возможностями здоровья) позволяет обеспечить эффективную раннюю помощь, а впоследствии – создать оптимальные условия для обучения и воспитания”. Это значит, что у таких детей больше шансов быть включенными в систему инклюзии в детских садах и школах и получать образование наравне со сверстниками. Также, исходя из собственного опыта, эксперт дополняет, что более успешны те дети с особенностями развития, которые не только получали коррекционно-развивающую помощь с младенчества, но и постоянно наблюдались у одного или нескольких специалистов, определяющих ее стратегию и тактику. Именно в этом случае легче в динамике оценивать изменения, прогресс в развитии ребенка, корректировать формы и способы помощи, давать индивидуальные рекомендации и делать обоснованные прогнозы.
Вместо послесловия
В настоящее время в российской практике нет единого мнения по вопросам ранней помощи детям с инвалидностью и ООП у специалистов различных ведомств. В учреждениях здравоохранения превалирует медицинская модель, часто отмечается недостаток психолого-педагогической помощи ребенку. В образовательных организациях нередко недооценивается важность лечебной терапии. В то же время в разных регионах России действуют Службы ранней помощи, в которых оказывается психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку с ОВЗ и его семье.
В Беларуси на протяжении нескольких лет успешно реализуется системный комплексный подход, когда в сопровождении детей с ОПФР (особенностями психофизического развития) и ООП участвуют врачи, педагоги, психологи и родители. Свидетельство тому – центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и Центры раннего вмешательства (ЦРВ), созданные при содействии ЮНИСЕФ и финансовой поддержке Правительства Российской Федерации и работающие по всей стране.
Справочно
Материал создан при содействии Детского фонда (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси в рамках проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка», который реализуется совместно Министерством образования Беларуси и ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.