Найти в Дзене
Лукинский I История

Битва на Бродах - 1941: крупнейшая танковая битва в истории

23 июня 1941 года. Солнце вставало над полями Украины, словно раскаленный шар, подпитывая июньскую жару. Небо дрожало от рева пикирующих бомбардировщиков, навстречу неслись трассеры пулеметов. Воздух чернел от копоти дизелей и дыма пожаров. Земля стонала под тяжестью тысяч танков - армада стальных чудовищ СССР горела, взрывалась, но ползла вперед. Танковые башни медленно вращались и орудия оглушительно били, отправляя бронебойные и осколочные в немцев. Это был ад и последняя битва танков Юго-Западного фронта СССР. Крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны было не в Курской битве, а здесь. И его забудут... 22 июня 1941 года. Юго-Западный фронт СССР был сильнейшим накануне вторжения Германии. Для защиты Киева Сталин снабдил его лучшими танками в 8 мехкорпусах. Их должно было быть по штату больше 8 тысяч, но к 22 июня было 4808 штук, включая 833 КВ и Т-34 которые превосходили немецкие и были неуязвимы для для противотанковых средств. Им противостояло лишь 750 танков ген

23 июня 1941 года. Солнце вставало над полями Украины, словно раскаленный шар, подпитывая июньскую жару. Небо дрожало от рева пикирующих бомбардировщиков, навстречу неслись трассеры пулеметов. Воздух чернел от копоти дизелей и дыма пожаров. Земля стонала под тяжестью тысяч танков - армада стальных чудовищ СССР горела, взрывалась, но ползла вперед.

Танковые башни медленно вращались и орудия оглушительно били, отправляя бронебойные и осколочные в немцев. Это был ад и последняя битва танков Юго-Западного фронта СССР. Крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны было не в Курской битве, а здесь. И его забудут...

22 июня 1941 года. Юго-Западный фронт СССР был сильнейшим накануне вторжения Германии. Для защиты Киева Сталин снабдил его лучшими танками в 8 мехкорпусах. Их должно было быть по штату больше 8 тысяч, но к 22 июня было 4808 штук, включая 833 КВ и Т-34 которые превосходили немецкие и были неуязвимы для для противотанковых средств. Им противостояло лишь 750 танков генерала Клейста в 3-х корпусах.

Мощными кулаками механизированные корпуса СССР были собраны в советском тылу, чтобы после того как пехота остановит немцев на границе, перейти в наступление и бить врага на его территории. Место где все 19 000 танков Советского Союза были собраны до войны, называлась «Линия Молотова» или "Первый стратегический эшелон РККА", он тянулся от Черного моря до Балтийского. Таким был план Жукова и Сталина, но 22 июня он разлетелся в пыль.

Первый стратегический эшелон РККА. Зона Юго-Западного Фронта указал стрелками
Первый стратегический эшелон РККА. Зона Юго-Западного Фронта указал стрелками

Авиация Германии уничтожила советские самолеты на аэродромах и завоевав небо безнаказанно крушила склады, топливо и резервы, парализуя перемещения советских армий. Диверсанты разрушали связь, немецкие танковые клинья прорвались и быстро перемещаясь, сеяли хаос и страх, беженцы парализовали дороги. И сейчас командующий Юго-Западным фронтом не знал, как ему наступать.

Через 6 часов после вторжения Германии пришла Директива №3 из Москвы, приказ требовал исполнить предвоенный план и всем танковым корпусам фронта перейти в наступление чтобы фланговыми ударами окружить немцев и достигнув границы, продолжить войну в Польше. Юго-Западному фронту наступать надо быстро.

Михаи́л Петро́вич Кирпоно́с генерал-полковник, Герой Советского Союза
Михаи́л Петро́вич Кирпоно́с генерал-полковник, Герой Советского Союза

Все танки Юго-Западного фронта должны были собраться и начать наступление в 22:00 23 июня, через 36 часов после начала нацистского вторжения. Нужен был молниеносный танковый контрудар чтобы застать немца врасплох, не дать ему вырыть окопы и подтянуть резервы. Но генерал Кирпонос - герой финской войны и Герой Советского Союза знал что молниеносной войны не получится.

Его командующие механизированных корпусов и штаб вообще не понимали, как приказ Сталина выполнить. Например у Рокоссовского в корпусе хватало грузовиков только для снарядов, а тягачей и грузовиков для переброски пехоты и пушек не было. Рокоссовский реквизировал трактора в колхозах, но они везли артиллерию со скоростью черепахи, в окружении пехоты бредущей пешком. Таким образом, танкам предстояло атаковать одним.

Командиры Юго-Западного фронта хотели стоять в обороне, в построенных до войны укрепрайонах, и как Китайская Стена отражать волны полчищ. Но в Тернополь срочно прилетели Жуков и Хрущев, требуя наступать, и у них тоже были аргументы.

-4

Жуков, настаивал, тыкая пальцем в карту: - Танки Клейста рвутся к Киеву. Ваша задача - переломить им хребет! Кирпонос, бледный от бессонницы, пытался возразить: - Мои войска разбросаны, связь нарушена, авиация люфтваффе висит над дорогами, наших истребителей в воздухе нет!

Жуков прервал его: - Но стоять в обороне тоже бессмысленно, это закончится окружением. Выполняйте приказ Ставки, через 2 дня будет поздно!

Командующий Юго-Западным фронтом был вынужден отдать приказ. Кирпонос смог отправить в наступление только шесть механизированных корпусов и из восьми, но все равно это страшная сила - 3 400 танков против 750! Но это была сила неподготовленная.

Сильнейший на Украине механизированный корпус генерала Власова (будущего предателя) имел 313 новейших Т-34 и 101 КВ из 979 танков. Но он даже не смог подвезти топливо и остался на месте. Тем не менее остальные танки Юго-Западного фронта под покровом ночи двинулись вперед...

ДАЛЬШЕ: глава 2 (жми!)

Подписывайтесь на Телеграмм Лукинского - анонсы статей и многое другое.