Найти в Дзене
Край Смоленский

ПЕРВАЯ ГРАВЮРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СМОЛЕНСКА

Первая гравюра с изображением Смоленска появилась 415 лет назад, в 1610 году. Парадокс в том, что Смоленск на этой гравюре предстает в совершенно фантазийном, выдуманном виде. По сути, это фантом, миф, а не реальный город в верховьях Днепра. Как же так произошло? Чтобы понять это, нужно посмотреть на обстоятельства возникновения гравюры. В 1583 году вышла первая в Европе газета, продававшаяся на Франкфуртской книжной ярмарке (нем. – Messe). Успех издания был огромен, и издатель Михаэль фон Айтцинг продолжил издавать ведомости (нем. – Relationen, лат. – Relatio Historica) на постоянной основе. С 1591 года газета стала выходить дважды в год: к весенней (предпасхальной) и осенней ярмаркам. Со временем за изданием закрепилось наименование: «Relationis historicae continuatio» (лат. – «Продолжение исторических известий»). Более известное название «Мэссрэлатионэн», что дословно означает «Ярмарочные ведомости», появилось лишь в XVIII веке. С 1591 года в «Мэссрэлатионэн» появились первые гравюр

Первая гравюра с изображением Смоленска появилась 415 лет назад, в 1610 году. Парадокс в том, что Смоленск на этой гравюре предстает в совершенно фантазийном, выдуманном виде. По сути, это фантом, миф, а не реальный город в верховьях Днепра. Как же так произошло? Чтобы понять это, нужно посмотреть на обстоятельства возникновения гравюры.

В 1583 году вышла первая в Европе газета, продававшаяся на Франкфуртской книжной ярмарке (нем. – Messe). Успех издания был огромен, и издатель Михаэль фон Айтцинг продолжил издавать ведомости (нем. – Relationen, лат. – Relatio Historica) на постоянной основе. С 1591 года газета стала выходить дважды в год: к весенней (предпасхальной) и осенней ярмаркам. Со временем за изданием закрепилось наименование: «Relationis historicae continuatio» (лат. – «Продолжение исторических известий»). Более известное название «Мэссрэлатионэн», что дословно означает «Ярмарочные ведомости», появилось лишь в XVIII веке.

С 1591 года в «Мэссрэлатионэн» появились первые гравюры, иллюстрировавшие новости. После этого уже каждый номер дополнялся иллюстрациями.

Сами художники должны были в короткий срок после получения сообщения о каком-либо происшествии переложить новостные события на бумагу. Никаких дополнительных сведений издательство не предоставляло. Художник должен был сам изобразить новость, не имея зачастую четкого представления, о чем идет речь, где происходят описываемые события, кто его участники и, что немаловажно, как они выглядят.

В весеннем выпуске 1610 года Мэссрэлатионэн содержались новости об осаде Смоленска войсками польского короля Сигизмунда III. На странице 125 читатель находил заголовок: «Поляки разбиты под Смоленском» (имелся в виду неудачный штурм города). Раздел заметок на заявленную тему и должна была иллюстрировать гравюра Георга Келлера с изображением Смоленска.

Из новостных сообщений Георг Келлер не мог почерпнуть никаких топографических сведений о городе или ходе его осады. Никакой возможности увидеть далекое приграничье Московии он также не имел. Не было у Келлера и ни одного точного изображения Смоленска. Так что все, что Келлер знал о Смоленске, – это город-крепость, расположенный на Днепре. Таковым он его условно и изобразил, причем нарисовал город в европейском понимании – с главным храмом, башней-донжоном княжеского замка, остроконечными крышами домов. Похожим образом он рисовал и другие европейские города.

С 1610 года мифический образ Смоленска с гравюры Георга Келлера много раз воспроизводился в различных европейских изданиях, так что эта гравюра существует в нескольких вариациях. Но суть остается одна – это вымышленный Смоленск.

Мифический Смоленск с гравюры Келлера – это символ нашей культуры. При неоднократной гибели архивохранилищ Смоленска, что вело к утрате документированной истории, на свет появлялись многочисленные мифы, легенды и предания о прошлом города. Так, реальная история города подменялась мифической, выдуманной. И это огромное напластование искажений, выдумок, нелепых легенд продолжает свою жизнь и поныне, цветя пышным цветом и приумножаясь уже в наши дни.

Источник: Рыжов И. Смоленск XVII века глазами иностранцев. История гравюры Георга Келлера и связанных с нею текстов // Край Смоленский. 2024. №12. С. 12-25.