«Инфляцию для бедных» подсчитали. Что дальше?
Начну, пожалуй, с классического определения: - «Инфляция – это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги, процесс обесценивая денег и падение их покупательной способности – вследствие либо чрезмерной денежной эмиссии, либо сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег…». А дефляция – это, наоборот, устойчивое снижение общего уровня цен, то есть, процесс противоположный инфляции…
В Советском Союзе население страны, начиная с 50-ых годов прошлого века, с инфляцией практически не сталкивалось. В частности, в конце 1947-го года в СССР были отменены высокие цены коммерческой торговли и введены единые государственные цены на многие виды товаров массового потребления. И в последующие несколько лет перечень товаров с едиными государственными ценами лишь неизменно расширялся. Прямо-таки по Владимиру Высоцкому: - «Было время – и были подвалы. Было время – и цены снижали…». Конечно, и в Советском Союзе – время от времени – цены на отдельные виды товаров поднимали. Но повышение зарплат и пенсий, всё равно, происходило чаще. Причём, увеличение зарплат и пенсий происходило строго в опережающем порядке. Например, в 1965-ом году, в процессе проведения экономической реформы Алексея Косыгина, были широко введены в практику так называемые «прогрессивки» (премиальные надбавки к установленному окладу), а в 1966-ом году были подняты цены на отдельные виды колбасно-сосисочных изделий, реализуемых через магазинную сеть «Кооператор». Короче говоря, Правительство СССР всегда чётко контролировало все инфляционно-дефляционные процессы…
Но, как известно, в 1992-ом году СССР развалился и приказал долго жить. А ещё через некоторое время Борис Ельцин своим Указом «отпустил» все цены. То есть, целиком и полностью отказался от государственного ценообразования. Что тут началось – приличными словами не описать. Инфляция, вырвавшись из-под советского государственного надзора, галопировала почище взбесившейся кобылы. За каких-то полтора года многие виды продуктов питания и ТНП подорожали в десятки раз. А все накопления граждан России, сделанные ими ещё в советские времена и хранившиеся в Сбербанке, прогорели, буквально-таки, дотла… Капиталистическое российское Государство, понятное дело, пообещало все эти «инфляционные потери» гражданам вернуть. Потом. Когда-нибудь. Может быть. Но даже и одной трети «прогоревшего» не вернуло. И, похоже, уже никогда не вернёт…
В 2000-ом году к Власти в России пришёл (надолго) Владимир Путин. Первые три-четыре года он целенаправленно занимался текущими делами: наводил элементарный порядок с финансами, раздавал внешние долги, разбирался с чеченским конфликтом и налаживал дружеские отношения с Чеченской Республикой, разгонял ельцинских олигархов и так далее. Слегка прибирался в стране, короче говоря. А в 2004-ом году, заняв во второй раз комфортное президентское кресло, Владимир Владимиров обратил свой взор на отечественную экономику, после чего решил: - «Не гоже, что наша Великая Россия плетётся где-то в самом экономическом хвосте, отставая даже от заштатной Португалии. Необходимо ситуацию срочно переламывать и выходить на первые места экономические. Нам это по высокому статусу положено…». Тут-то ему авторитетные эксперты и подсказали, мол: - «Все эти инфляционные проявления и скачки, они крайне отрицательно и негативно влияют на общее развитие экономики…». После этого в Кремле и было принято судьбоносное решение – целенаправленно бороться с инфляцией… И, надо признать, в «сытые нулевые» инфляционные процессы, действительно, удалось-таки худо-бедно взять под контроль. Но в 2008-ом году разразился мировой финансовый кризис, в результате чего российский рубль «подешевел» чуть ли не в два раза. После чего последовал и новый, достаточно мощный инфляционный рывок/скачок… И в 2013-ом году ситуация повторилась. То бишь, инфляции удалось в очередной раз вырваться из-под контроля…
Как бы там ни было, но и сегодня российские Власти об инфляции не забывают. Практически из каждого «утюга» нам нынче регулярно рассказывают о борьбе с ней, о инфляционных рисках, о инфляционных прогнозах и так далее… Но произошла и одна досадная закавыка. Инфляцию в России – уже много лет подряд – подсчитывают ВЦИОМ и Росстат: структуры, финансируемые на 100% нашим Государством. И в последние годы многие россияне прямо заявляют о том, что совсем не доверяют этим расчётам. И даже обвиняют ВЦИОМ с Росстатом в откровенном и злонамеренном занижении показателей годовой инфляции, мол, это позволяет нашему скраденному и жадноватому Государству экономить/утаивать значительные деньги при индексации пенсий и социальных пособий. Тут ещё и некоторые экономисты с социалистическими убеждениями сообщили о том, что во многих странах мира (в частности, в странах Скандинавии), инфляцию для людей бедных и нуждающихся высчитывают в отдельном порядке. Именно для того, чтобы своевременно и, главное, справедливо индексировать пенсии и социальные выплаты/пособия. Но ни в Министерстве финансов России, ни в Центробанке РФ с этими постулатами категорически не соглашаются. Например, Эльвира Набиуллина, выступая в конце прошлого года перед депутатами Государственной Думы РФ, так прямо и сказала: - «Нам незачем высчитать разные инфляции. Так как инфляция – для профессионального госслужащего – всегда одна, обще/государственная…». И сегодня споры вокруг «истинной и правильной» инфляции не утихают…
Но, вот, похоже, лёд тронулся. Пару месяцев тому назад один из руководителей Некоммерческого партнёрства «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» (ЦМАКП), объявил, что эксперты Центра рассчитали для России так называемую «годовую инфляцию для бедных», которая – по итогам 2024-го года – превысила 16% (в то время, как средняя годовая инфляция по стране за этот период – по данным Росстата – составила 10,4%). Все подробные и многостраничные расчёты также были представлены. Была также озвучена и причина того, почему для бедных россиян показатель инфляции за прошлый год получился таким высоким: - «Бедные граждане нашей страны, в том числе, и большинство пенсионеров, тратят на еду 60-80% от своего дохода/бюджета, а более состоятельные – только 15-20%. По данным же Росстата, в 2024-ом году больше всего подорожали именно продукты питания: картофель на 90,5%, капуста на 42,6%, лук на 46,5%, сливочное масло на 35,2%, свекла на 32,3%, яблоки на 20,2%, огурцы на 22,1% и так далее. Поэтому индексацию социальных пенсий и социальных пособий было бы целесообразно проводить, исходя именно из годовой инфляции в 16%…». Замечу, что ЦМАКП – организация совсем непростая. Материалы этой структуры ежемесячно направляются в такие авторитетные ведомства, как Аппарат Правительства РФ, Администрация Президента РФ, Госсовет РФ, Государственная Дума РФ, Центробанк России и так далее…
Итак, «инфляция для бедных» подсчитана. А, что дальше? Совершенно непонятно. Полная тишина. Никто из выше/обозначенных структур расчёты ЦМАКП не опровергает. Но никто и идею об индексации пенсий/пособий на 16% не поддерживает. Скорее всего, всё будет – как и всегда. То бишь, жадность в очередной раз победит справедливость…
Всем мира и добра…