Эдгар Дега (1834–1917) — французский живописец, скульптор и гравёр, видный представитель парижской импрессионистской группы. Дега разделял многие из новых техник импрессионистов, был заинтригован проблемой создания световых эффектов. Но академическое образование Дега и его личная склонность к реализму отличали его от сверстников, и он отвергал ярлык "импрессионист", предпочитая называть себя "независимым". Унаследованное богатство дало ему возможность найти свой путь, а позже позволило уйти из парижского мира искусства и продавать картины по своему усмотрению.
Дега в 1855 году поступил в Школу изящных искусств в Париже, где изучал рисунок у академического художника Луи Ламота, ученика Жана-Огюста-Доминика Энгра. Позже о Дега говорили, что он следовал принципу Энгра:
"Рисуй линии, молодой человек, рисуй линии".
В том же году состоялась Всемирная выставка, и Дега был очарован павильоном реализма Гюстава Курбе.
Когда Дега было 22 года, он отправился в Неаполь, в Италию, чтобы навестить свою тетю, баронессу Беллелли, и ее семью. Это привело к созданию реалистического портрета "Семья Беллелли" (1859).
Каждый член семьи — его тётя, её муж и две его юные кузины Джованна и Джулиана — были зарисованы индивидуально, а затем собраны в семейный портрет. Это была не совсем счастливая семья. Отец эмоционально отдалён от своей жены и дочерей, в то время как мать держится достойно и решительно. Джованна слева явно является любимой дочерью матери, в то время как Джулиана, сидящая на стуле, расположена так, чтобы подчеркнуть её преданность обоим родителям.
В 1864 году, копируя картину Веласкеса в Лувре, Дега познакомился с Эдуардом Мане, который случайно копировал ту же картину. Его дружба с Мане сыграла важную роль для Дега и, вероятно, для самого Мане, и даже для развития импрессионизма в целом. Их дружба и тесное общение продолжались до конца жизни Мане.
Этот необычный портрет Мане и его жены представляет собой прекрасный пример того, как Дега изображает “стороннего наблюдателя”, запечатлевшего момент уединения, который, возможно, остался незамеченным. Однако его окружает загадка. Дега написал её в знак уважения к своим друзьям, и первоначально на ней была изображена мадам Мане, играющая на пианино. Через некоторое время после того, как Дега подарил им портрет, он посетил их дом и обнаружил, что картина была изуродована, правая часть была отрезана. Дега пришёл в ярость и забрал картину, которая так и не была восстановлена. Некоторые учёные полагают, что именно изображение дисгармонии в отношениях между супругами стало причиной того, что Мане разрезал полотно.
Самые известные работы Дега создал в 1870-х годах. К этому времени он открыл для себя свою настоящую музу — Париж. Он (как и Мане и другие импрессионисты) черпал вдохновение из городских бульваров, кафе, магазинов, танцевальных студий, гостиных, театров и опер. Дега черпал вдохновение в женщинах (особенно в балеринах), которых он там видел, для своих картин.
И он стал известен благодаря своей наблюдательности, уделяя много времени тому, чтобы запечатлеть детали окружающих людей. Возможно, по этой причине он отвергал ярлык "импрессионист", полагая, что это подразумевает нечто случайное и неполное. Свидетельства этого можно найти в таких оригинальных работах, как "Танцевальный зал" (1872), "Музыканты в оркестре" и "Карета на скачках" (1873).
Во всех этюдах Дега, посвящённых балеринам, есть что-то уникальное и притягательное.
В "Танцевальном зале" Дега решил создать поразительную композицию пространства. Он разбросал фигуры по холсту. Комнату художник рисует под углом, предлагая несколько точек обзора.
Себастьян Сми писал:
"У Дега была идея, что, когда люди слушают музыку, их привычное самосознание отключается... Что-то более существенное, более правдивое появлялось и отражалось на их лицах. Дега хотел запечатлеть это."
С 1872 по 1873 год Дега совершил длительную поездку в Новый Орлеан, чтобы навестить своего брата Рене и дядю, который управлял хлопковой конторой. Во время этой поездки он создал ряд важных картин, в том числе "Хлопковая контора в Новом Орлеане" (1873), единственную из его работ, приобретённую музеем при его жизни.
В центре картины изображён брат Дега, Рене, читающий газету, а на переднем плане, мрачно держащий в руках комок ваты, тесть Рене, Майкл Муссон, управляющий конторы. Сложная работа с глубоким пространством и множеством фигур свидетельствует как о мастерстве Дега в композиции, так и о его любви к эффектным перспективам, что отличает его работы от работ многих его коллег-реалистов и импрессионистов.
Академическое образование Дега способствовало развитию в его искусстве сильных классических тенденций, что противоречило подходу импрессионистов. В то время как он ценил линию как средство описания контуров и придания картине цельной композиционной структуры, они предпочитали цвет и больше внимания уделяли текстуре поверхности. Кроме того, он предпочитал работать по наброскам и памяти в традиционной академической манере, в то время как они больше интересовались живописью на открытом воздухе (на пленэре).
В поздние годы Дега отказался от масляной живописи, но продолжал работать в различных техниках, включая пастель. Скульптура стала его любимым занятием, поскольку у него ухудшилось зрение.
Первоначально отлитый из воска (кисти для живописи были использованы для скелета) макет, изображающий балетную ученицу Мари ван Гетем, был отлит из бронзы в 1922 году, через пять лет после смерти художника. Всего было изготовлено 27 бронзовых скульптур. Когда Дега выставил эту фигуру на шестой выставке импрессионистов в 1881 году, зрители были потрясены ее реализмом. Весьма необычным было сочетание скульптуры с миниатюрной газовой юбкой, шелковым лифом и тканевыми туфельками. Использование реальных предметов в скульптуре было новшеством на тот момент.
"Причесывающаяся женщина" типична для многих обнажённых работ Дега и типична для его подхода к обнажённой натуре. Картина демонстрирует его склонность: показывать фигуру сзади; размещать фигуру в небольшом пространстве. Его обнажённую натуру критиковали за отсутствие чётких лиц, и казалось, что как будто Дега обезличивал своих персонажей.
В том, как Дега подходил к своим женским персонажам, есть очень интересная и загадочная дихотомия (разделение мира только на плохое и хорошее, без промежуточных вариантов). Существует множество свидетельств того, что он был женоненавистником, а также того, что он был очарован женскими формами, которые он пытался представить в наиболее совершенном виде с помощью сотен кропотливых исследований.
Хотя при жизни Дега подвергался критике, к моменту его смерти за ним закрепилась репутация одного из лидеров французского искусства конца XIX века. Его явное отличие от импрессионистов, его большая склонность к реализму также были оценены по достоинству.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
Источники:
1. "Дега и танец", автор Сьюзан Голдман Рубин
2. "Дега (Основы живописи)", автор Бернд Гроу
3. "Рисовальщик, который все больше и больше обращался к динамизму", а втор Кен Джонсон
4. Викисклад,