Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Импрессионизм и реализм Эдгара Дега

Эдгар Дега (1834–1917) — французский живописец, скульптор и гравёр, видный представитель парижской импрессионистской группы. Дега разделял многие из новых техник импрессионистов, был заинтригован проблемой создания световых эффектов. Но академическое образование Дега и его личная склонность к реализму отличали его от сверстников, и он отвергал ярлык "импрессионист", предпочитая называть себя "независимым". Унаследованное богатство дало ему возможность найти свой путь, а позже позволило уйти из парижского мира искусства и продавать картины по своему усмотрению. Дега в 1855 году поступил в Школу изящных искусств в Париже, где изучал рисунок у академического художника Луи Ламота, ученика Жана-Огюста-Доминика Энгра. Позже о Дега говорили, что он следовал принципу Энгра:  "Рисуй линии, молодой человек, рисуй линии".  В том же году состоялась Всемирная выставка, и Дега был очарован павильоном реализма Гюстава Курбе. Когда Дега было 22 года, он отправился в Неаполь, в Италию, чтобы навестить

Эдгар Дега (1834–1917) — французский живописец, скульптор и гравёр, видный представитель парижской импрессионистской группы. Дега разделял многие из новых техник импрессионистов, был заинтригован проблемой создания световых эффектов. Но академическое образование Дега и его личная склонность к реализму отличали его от сверстников, и он отвергал ярлык "импрессионист", предпочитая называть себя "независимым". Унаследованное богатство дало ему возможность найти свой путь, а позже позволило уйти из парижского мира искусства и продавать картины по своему усмотрению.

Эдгар Дега:  Автопортрет, 1856	бумага на холсте, масло	40,6 x 34,3 Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США)
Эдгар Дега: Автопортрет, 1856 бумага на холсте, масло 40,6 x 34,3 Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США)

Дега в 1855 году поступил в Школу изящных искусств в Париже, где изучал рисунок у академического художника Луи Ламота, ученика Жана-Огюста-Доминика Энгра. Позже о Дега говорили, что он следовал принципу Энгра:

 "Рисуй линии, молодой человек, рисуй линии". 

В том же году состоялась Всемирная выставка, и Дега был очарован павильоном реализма Гюстава Курбе.

Эдгар Дега: Портрет Рене Дега (брата художника), 1855, холст, масло
Эдгар Дега: Портрет Рене Дега (брата художника), 1855, холст, масло

Когда Дега было 22 года, он отправился в Неаполь, в Италию, чтобы навестить свою тетю, баронессу Беллелли, и ее семью. Это привело к созданию реалистического портрета "Семья Беллелли" (1859).

Эдгар Дега: "Семья Беллелли" (Семейный портрет). 1858—1867 Холст, масло. 200 × 250 см  Музей д'Орсе, Париж
Эдгар Дега: "Семья Беллелли" (Семейный портрет). 1858—1867 Холст, масло. 200 × 250 см Музей д'Орсе, Париж

Каждый член семьи — его тётя, её муж и две его юные кузины Джованна и Джулиана — были зарисованы индивидуально, а затем собраны в семейный портрет. Это была не совсем счастливая семья. Отец эмоционально отдалён от своей жены и дочерей, в то время как мать держится достойно и решительно. Джованна слева явно является любимой дочерью матери, в то время как Джулиана, сидящая на стуле, расположена так, чтобы подчеркнуть её преданность обоим родителям.

Эдгар Дега: Девушка из Савойи, 1860
Эдгар Дега: Девушка из Савойи, 1860

Эдгар Дега: Семирамида строит Вавилон , 1862, холст, масло, музей д'Орсе
Эдгар Дега: Семирамида строит Вавилон , 1862, холст, масло, музей д'Орсе

Эдгар Дега: В конюшне, Лошадь и собака, 1862
Эдгар Дега: В конюшне, Лошадь и собака, 1862

В 1864 году, копируя картину Веласкеса в Лувре, Дега познакомился с Эдуардом Мане, который случайно копировал ту же картину. Его дружба с Мане сыграла важную роль для Дега и, вероятно, для самого Мане, и даже для развития импрессионизма в целом. Их дружба и тесное общение продолжались до конца жизни Мане.

Эдгар Дега: Месье и мадам Эдуард Мане, 1868-69, холст, масло,  65 х 71 см
Эдгар Дега: Месье и мадам Эдуард Мане, 1868-69, холст, масло, 65 х 71 см

Этот необычный портрет Мане и его жены представляет собой прекрасный пример того, как Дега изображает “стороннего наблюдателя”, запечатлевшего момент уединения, который, возможно, остался незамеченным. Однако его окружает загадка. Дега написал её в знак уважения к своим друзьям, и первоначально на ней была изображена мадам Мане, играющая на пианино. Через некоторое время после того, как Дега подарил им портрет, он посетил их дом и обнаружил, что картина была изуродована, правая часть была отрезана. Дега пришёл в ярость и забрал картину, которая так и не была восстановлена. Некоторые учёные полагают, что именно изображение дисгармонии в отношениях между супругами стало причиной того, что Мане разрезал полотно.

Эдгар Дега: Портрет женщины в сером, 1865, музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Эдгар Дега: Портрет женщины в сером, 1865, музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

Эдгар Дега: Женщина, сидящая у вазы с цветами, 1865, холст, масло, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Эдгар Дега: Женщина, сидящая у вазы с цветами, 1865, холст, масло, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

Эдгар Дега: Портрет мадемуазель Добиньи, 1869, масло, дерево
Эдгар Дега: Портрет мадемуазель Добиньи, 1869, масло, дерево

Эдгар Дега: "Оркестр в оперном театре", 1870 Холст, масло,  музей д'Орсе
Эдгар Дега: "Оркестр в оперном театре", 1870 Холст, масло, музей д'Орсе

Самые известные работы Дега создал в 1870-х годах. К этому времени он открыл для себя свою настоящую музу — Париж. Он (как и Мане и другие импрессионисты) черпал вдохновение из городских бульваров, кафе, магазинов, танцевальных студий, гостиных, театров и опер. Дега черпал вдохновение в женщинах (особенно в балеринах), которых он там видел, для своих картин.

И он стал известен благодаря своей наблюдательности, уделяя много времени тому, чтобы запечатлеть детали окружающих людей. Возможно, по этой причине он отвергал ярлык "импрессионист", полагая, что это подразумевает нечто случайное и неполное. Свидетельства этого можно найти в таких оригинальных работах, как "Танцевальный зал" (1872), "Музыканты в оркестре" и "Карета на скачках" (1873).

Эдгар Дега: Музыканты оркестра, (1872), Штеделевский художественный институт
Эдгар Дега: Музыканты оркестра, (1872), Штеделевский художественный институт

Эдгар Дега: Экипаж на скачках, 1870
Эдгар Дега: Экипаж на скачках, 1870

Эдгар Дега: Танцевальный зал, 1872, масло, холст,  33 х46 см, музей д'Орсе
Эдгар Дега: Танцевальный зал, 1872, масло, холст, 33 х46 см, музей д'Орсе

Во всех этюдах Дега, посвящённых балеринам, есть что-то уникальное и притягательное.

В "Танцевальном зале" Дега решил создать поразительную композицию пространства. Он разбросал фигуры по холсту. Комнату художник рисует под углом, предлагая несколько точек обзора.

Себастьян Сми писал:

"У Дега была идея, что, когда люди слушают музыку, их привычное самосознание отключается... Что-то более существенное, более правдивое появлялось и отражалось на их лицах. Дега хотел запечатлеть это."
Эдгар Дега: Мадемуазель Дихо играет на пианино, 1872
Эдгар Дега: Мадемуазель Дихо играет на пианино, 1872

С 1872 по 1873 год Дега совершил длительную поездку в Новый Орлеан, чтобы навестить своего брата Рене и дядю, который управлял хлопковой конторой. Во время этой поездки он создал ряд важных картин, в том числе "Хлопковая контора в Новом Орлеане" (1873), единственную из его работ, приобретённую музеем при его жизни.

Эдгар Дега: Хлопковая контора в Новом Орлеане. 1873 холст, масло. 74 × 92 см Художественный музей По
Эдгар Дега: Хлопковая контора в Новом Орлеане. 1873 холст, масло. 74 × 92 см Художественный музей По

В центре картины изображён брат Дега, Рене, читающий газету, а на переднем плане, мрачно держащий в руках комок ваты, тесть Рене, Майкл Муссон, управляющий конторы. Сложная работа с глубоким пространством и множеством фигур свидетельствует как о мастерстве Дега в композиции, так и о его любви к эффектным перспективам, что отличает его работы от работ многих его коллег-реалистов и импрессионистов.

Эдгар Дега: Женщина, гладящая белье, 1873, х.м.
Эдгар Дега: Женщина, гладящая белье, 1873, х.м.

Эдгар Дега: Танцевальный класс, 1874, 77.2×83.5 см
Эдгар Дега: Танцевальный класс, 1874, 77.2×83.5 см

Эдгар Дега: Карло Пеллегрини,1876, масло, бумага
Эдгар Дега: Карло Пеллегрини,1876, масло, бумага

Эдгар Дега: Абсент. 1876 холст, масло 92 × 68 см Музей Орсе, Париж
Эдгар Дега: Абсент. 1876 холст, масло 92 × 68 см Музей Орсе, Париж

Академическое образование Дега способствовало развитию в его искусстве сильных классических тенденций, что противоречило подходу импрессионистов. В то время как он ценил линию как средство описания контуров и придания картине цельной композиционной структуры, они предпочитали цвет и больше внимания уделяли текстуре поверхности. Кроме того, он предпочитал работать по наброскам и памяти в традиционной академической манере, в то время как они больше интересовались живописью на открытом воздухе (на пленэре).

Эдгар Дега: Меланхолия, 1874
Эдгар Дега: Меланхолия, 1874

Эдгар Дега: Балет. Звезда. 1876, пастель, музей д'Орсе
Эдгар Дега: Балет. Звезда. 1876, пастель, музей д'Орсе

Эдгар Дега: Мадемуазель Мало, 1877, х.м.
Эдгар Дега: Мадемуазель Мало, 1877, х.м.

Эдгар Дега: Конец арабески, 1877 Картина маслом и эссенцией, пастельные репризы на холсте музей д'Орсе, Париж
Эдгар Дега: Конец арабески, 1877 Картина маслом и эссенцией, пастельные репризы на холсте музей д'Орсе, Париж

В поздние годы Дега отказался от масляной живописи, но продолжал работать в различных техниках, включая пастель. Скульптура стала его любимым занятием, поскольку у него ухудшилось зрение.

Эдгар Дега: Маленькая танцовщица четырнадцати лет, 1881 Бронза с тканевыми аксессуарами, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Эдгар Дега: Маленькая танцовщица четырнадцати лет, 1881 Бронза с тканевыми аксессуарами, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

Первоначально отлитый из воска (кисти для живописи были использованы для скелета) макет, изображающий балетную ученицу Мари ван Гетем, был отлит из бронзы в 1922 году, через пять лет после смерти художника. Всего было изготовлено 27 бронзовых скульптур. Когда Дега выставил эту фигуру на шестой выставке импрессионистов в 1881 году, зрители были потрясены ее реализмом. Весьма необычным было  сочетание скульптуры с миниатюрной газовой юбкой, шелковым лифом и тканевыми туфельками. Использование реальных предметов в скульптуре было новшеством на тот момент.

Эдгар Дега: "Причесывающаяся женщина", 1885 бумага на картоне, пастель 53 x 52Эрмитаж, Санкт-Петербург (?)
Эдгар Дега: "Причесывающаяся женщина", 1885 бумага на картоне, пастель 53 x 52Эрмитаж, Санкт-Петербург (?)

"Причесывающаяся женщина" типична для многих обнажённых работ Дега и типична для его подхода к обнажённой натуре. Картина демонстрирует его склонность: показывать фигуру сзади; размещать фигуру в небольшом пространстве. Его обнажённую натуру критиковали за отсутствие чётких лиц, и казалось, что как будто Дега обезличивал своих персонажей.

Эдгар Дега: "Перед зеркалом", 1886, бумага, пастель
Эдгар Дега: "Перед зеркалом", 1886, бумага, пастель

В том, как Дега подходил к своим женским персонажам, есть очень интересная и загадочная дихотомия (разделение мира только на плохое и хорошее, без промежуточных вариантов). Существует множество свидетельств того, что он был женоненавистником, а также того, что он был очарован женскими формами, которые он пытался представить в наиболее совершенном виде с помощью сотен кропотливых исследований.

Эдгар Дега: "Русские танцовщицы", 1895 пастель и уголь, 48 x 67
Эдгар Дега: "Русские танцовщицы", 1895 пастель и уголь, 48 x 67

Эдгар Дега: "Три русских танцовщицы "1895-1899, бумага, пастель, уголь-calque, 62 x 67  Национальный музей Швеции, Стокгольм
Эдгар Дега: "Три русских танцовщицы "1895-1899, бумага, пастель, уголь-calque, 62 x 67 Национальный музей Швеции, Стокгольм

Эдгар Дега: "Голубые танцовшицы", 1897 бумага, пастель, 66 x 67 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Эдгар Дега: "Голубые танцовшицы", 1897 бумага, пастель, 66 x 67 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Хотя при жизни Дега подвергался критике, к моменту его смерти за ним закрепилась репутация одного из лидеров французского искусства конца XIX века. Его явное отличие от импрессионистов, его большая склонность к реализму также были оценены по достоинству. 

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

Источники:

1. "Дега и танец", автор Сьюзан Голдман Рубин

2. "Дега (Основы живописи)", автор Бернд Гроу

3. "Рисовальщик, который все больше и больше обращался к динамизму", а втор Кен Джонсон

4. Викисклад,