Найти в Дзене

3 марта 140 лет со времени утверждения [19.02(3.03).1885] постановления «Об охранении источников минеральных вод»

19 февраля по старому или 3 марта по новому стилю 1885 г. император Александр III Высочайше утвердил особое мнение Государственного Совета «Об охранении источников минеральных вод». Так обрел силу закона первый отечественный правовой акт об особом охранном статусе «имеющих общественное значение» целебных гидроминеральных ресурсов России. Этот документ затем вошел в Устав Врачебный, как глава 3-я книги первой – «Учреждения врачебные». Введенная в закон совокупность сформулированных в Министерстве государственных имуществ правовых норм позволяла беречь от необдуманного использования, загрязнения и уничтожения ценнейшие природные богатства курортных местностей. Уже в первый год действия данного положения были признаны «имеющими общественное значение источники минеральных вод: 1. Пятигорские 2. Железноводские 3. Ессентукские 4. Кисловодские... [на которых необходимо] принять меры для охранения их от порчи и истощения». В течение следующих 15–17 лет общественное значение было придано десятк
фото из открытых источников
фото из открытых источников

19 февраля по старому или 3 марта по новому стилю 1885 г. император Александр III Высочайше утвердил особое мнение Государственного Совета «Об охранении источников минеральных вод». Так обрел силу закона первый отечественный правовой акт об особом охранном статусе «имеющих общественное значение» целебных гидроминеральных ресурсов России. Этот документ затем вошел в Устав Врачебный, как глава 3-я книги первой – «Учреждения врачебные». Введенная в закон совокупность сформулированных в Министерстве государственных имуществ правовых норм позволяла беречь от необдуманного использования, загрязнения и уничтожения ценнейшие природные богатства курортных местностей. Уже в первый год действия данного положения были признаны «имеющими общественное значение источники минеральных вод: 1. Пятигорские 2. Железноводские 3. Ессентукские 4. Кисловодские... [на которых необходимо] принять меры для охранения их от порчи и истощения». В течение следующих 15–17 лет общественное значение было придано десяткам источников и месторождений в различных районах России, в том числе грязевому озеру Тамбукан в Терской области и Подкумским (Кумагорским) водам в Ставропольской губернии. Министр государственных имуществ Империи М. Н. Островский (1827-1901) рассмотрел и утвердил 4 июня 1886 года границы охраны округов курортных групп нашего региона и установил правила, по которым в пределах округов санитарной охраны не разрешалось «производить без предварительного разрешения правительства буровые и подземные работы, а также работы по увеличению притока воды в источнике, собиранию и распределению ее».

Отношение к минеральным ресурсам не всегда соответствовало идеалу. К концу XIX в. неимоверно возрос объем различного строительства на курортах Кавминвод, что вело к экологическим нарушениям. Городские власти не уделяли должного внимания санитарному состоянию поселений. О проблемах в этой области говорили и писали многие врачи и общественные деятели курортов, 5 апреля 1898 года и 7 июня 1904 года были приняты распоряжения, регламентировавшие правила проектирования и строительства объектов на Водах, предписывающие обязательность их согласования с врачебно-техническими службами, Горным департаментом и самим Министерством. Открывавшиеся новые источники также приобретали охранные грамоты. В период с 1906 г. по 1908 г. они установлены для Баталинских (горькосоленых) вод.

В 1914 г. в «Уставе врачебном» появился раздел «О санитарной охране лечебных местностей», также содействовавший сбережению целебных вод.

Сегодня, спустя 140 лет, специалисты признают, что некоторые положения акта «Об охранении источников минеральных вод» 1885 года актуальны и для современного российского законодательства.