Чтение с детьми — досуг, который объединяет семью. Познакомить ребёнка с новыми сюжетами и добрыми героями можно с помощью аудиокниг. Мы выяснили, как создаётся озвучка детской литературы: от первых шагов и выбора актёра до финальной записи и выпуска проекта. Поговорили о записи аудиокниг по книжной серии «Грузовик и прицеп» с редакцией издательства ВИМБО, а также с главным голосом проекта — актёром Макаром Запорожским.
Новая книга детской серии «Грузовик и прицеп» под названием «Прицеп спасает грузовик» представлена эксклюзивно в книжном сервисе Строки. Писательница Анастасия Орлова, лауреат многих литературных премий, создала увлекательный мир, где каждый герой обладает собственным характером и голосом. Первая книга серии рассчитана на самых маленьких, а последняя — на детей 5-6 лет. Композитор Александр Пинегин создал запоминающуюся песню — «Грузовик с прицепом».
С чего начинается аудиокнига
Мария Родионова, редактор и режиссер аудиокнижной серии «Грузовик и прицеп»: Когда редактор получает в работу книгу, то, конечно же, прежде всего ее внимательно читает, расставляет в тексте для актера-исполнителя все ударения в сомнительных случаях. Если речь идет об авторских словах-неологизмах, то мы консультируемся с автором. Второй важный этап подготовки аудиокниги — выбор «голоса» проекта, который должен органично подходить книге. После утверждения актёра озвучки начинается работа над записью.
Перед началом работы ведущий проект редактор всегда обсуждает текст с исполнителем, рассказывает о своем режиссерском видении сюжета, персонажей, темпоритме записи, тембральном решении, стиле подачи текста. После этого мы приступаем к записи книги, делая по несколько дублей, ищем верную подачу персонажей, выстраиваем ритм истории и т.п.
Александр Малахов, звукорежиссер и саунд-дизайнер аудиокнижной серии «Грузовик и прицеп»: При звуковом оформлении детской аудиокниги наиболее важными являются два фактора — развлекательный и образовательный. Чтобы удерживать внимание ребенка на протяжении всей истории, нужно добавлять «интересные» звуки, которые будут создавать дополнительный повествовательный слой в аудиокниге. Но кроме этого важно создавать реалистичную звуковую картину, давая слушателю представление о том, как звучала бы сцена в реальной жизни. Как мне кажется, правильный баланс между этими двумя элементами и создает основу для удачной детской аудиокниги.
Макар Запорожский о работе над «Грузовиком и прицепом»
Что для вас главное в подготовки к записи аудиокниги?
Главное в подготовке для меня это обрести ощущение текста. Именно этого текста. Услышать тональность, которую автор предлагает, переработать всю эту кутерьму и выдать нечто, основанное на понимании. Важно ткать из этого текста реальность при чтении и записи, как это делает автор при написании. Так что должно быть понимание реальности, которую ты хочешь создать и твоей позиции, как автора-исполнителя, внутри этой реальности.
Что вам особенно понравилось или запомнилось во время работы над озвучкой «Грузовик и прицеп»?
В работе над «Грузовиком и прицепом» было самым важным и сложным, и, на мой взгляд, ценным, — это сохранить непосредственность персонажей, что всё, что с ними происходит, происходит впервые. Они к этому не готовы. Они обречены воспринимать этот мир с широко раскрытыми глазами. Это требует большой смелости. Ну и конечно раздолье для юмора, которое предложил автор, раздав всем машинам, знакомые нам, социальные роли, и очень интересно было наблюдать, как эти персонажи с этими ролями справляются.
Есть ли детское произведение, которое вы хотели бы озвучить и какое?
Конечно, есть. Но всякое детское оно, как правило, и взрослое. Допустим, никак не могу воспринимать сказки Янсон и Линдгрен детскими. Там столько философии, там взрослым бы разобраться. А Метерлинк? А Оскар Уайльд? А Шварц, в конце концов? Всё это очень глубокие произведения, на мой взгляд и вообще литература с возрастом раскрывается невероятным образом. С удовольствием бы записал сказки Уайльда, сказки народов мира и, разумеется, великого и ужасного Базиле, из которого выросли Гримм и Перро. У братьев Гримм про дверь и Катерлизхен есть уморительная сказка. А японская народная сказка «Храбрый Иссумбоси»? Такая азиатская вариация мальчика-с-пальчика, только эпичнее. А Киплинг?! Ну вы что, тут такое раздолье...
@Издательство ВИМБО
Финал работы
Мария Родионова, редактор и режиссер аудиокнижной серии «Грузовик и прицеп»: По завершении записи материал отправляется на монтаж, в необходимых случаях сопровождается комментариями от редактора-режиссёра, какой дубль лучше взять. Если было принято решение о дополнительном звуковом оформлении текста, редактор отдельно обсуждает со звукорежиссером проекта использование тех, или иных «шумов». И дальше редактор и звукорежиссер работают над саунд-дизайном вместе.
После этого фонограмма уходит на так называемую «отслушку», когда все оговорки, ошибки, технический брак выносятся в правки, которые затем перезаписываются с актёром и добавляются в фонограмму.
О чём «Грузовик и прицеп»
Серию детских книг «Грузовик и прицеп» написала Анастасия Орлова. Каждая книга серии — новый этап взросления как героев, так и их читателей. Грузовик и прицеп — главные герои серии, которые олицетворяют взрослого и ребёнка. Грузовик помогает маленькому прицепу и заботится о нём, а прицеп с любопытством изучает мир и попадает в необычные ситуации. Серия «Грузовик и прицеп» состоит из семи книг, выходит в издательстве «РОСМЭН», и в последней на данный момент истории под названием «Прицеп спасает грузовик» прицеп ищет грузовик после его пропажи.
Тысячи книг, подкастов, аудиокниг и комиксов для всей семьи — в сервисе Строки. А в подписке МТС Premium можно получить доступ к сервису вместе с приложениями KION и МТС Музыка.
Переходите по ссылке, чтобы подключить МТС Premium
Подписывайтесь на наш канал. Рассказываем о гаджетах и технологиях.
Ещё интересные статьи: