Меня неудержимо тянуло резко свернуть руль с холмистой улицы, с правой стороны которой стояли высотки-свечки и виднелись на той стороне Услонские горы. Да, если в каком районе Казани и чувствуешь близость Волги, так то в Юдино - и видно не саму Волгу, а скорее другой берег за ней. Само Юдино стоит на песчаных дюнах, спускающихся со второй надпойменной террассы Волги к первой, и это создает уникальный ландшафт и настроение поселка.
Мы свернули с Бирюзовой в сторону Железнодорожников, Окраинной... И вот что засняла видеокамера регистратора:
Это было 2 марта, когда мы возвращались с зимней горки 771 километра, дети уснули в машине, и я даже подумал их разыграть - сейчас заедем в самое жуткое место и разбужу!
Надо понимать, что этот квартальчик не перестраивался, он стоит таким с момента своей постройки в лесу! Скорее удивление вызывает то, что он еще есть, ведь таких комплексов, да еще частично жилых, в других частях города нет, да и в Юдино они много где снесены, хотя, конечно, тоже еще есть чуть ближе к Займищу ниже по Бирюзовой, но там, вроде бы, тотальное отселение. Я, честно говоря, ожидал, что вот-вот со всех сторон въезд в квартал огородят строительные заборы и будут построены новые дома-свечки, типа тех, что стоят через дорогу на Бирюзовой на месте таких же деревянных бараков, которые я может и застал при первом визите в Юдино, да не запомнил уже - так как все равно не ориентировался.
Увы, на немецкой аэрофотосъемке квартал чуть не вошел в сделанные кадры, а было бы интересно посмотреть. Судя по всему, возник он между 1935 и 39 годами, так как на карте 1935 его нет, ну или карта выпущена с отставанием от реальности.
На карте же 1939 есть интересный факт - как дорога с мощением показана "Зеленая дорога" - проходящая по створу улицы Колымской, по касательной задевающая Новое Юдино (проходя между ним и стадионом Локомотив, зато теперь тут вход на главную лыжню стадиона), и выходящая к полям, где теперь Залесный. Как я понял, "Зеленая дорога" до сих пор в обиходе в Юдино, а для меня она навечно ассоциируется с Юлей, Юлиным папой дядей Юрой и велосипедом. Так вот, дорога эта судя по карте выхода куда-то слева от места выхода Колымской к лесу, вот только при приезде на автомобиле там все было наглухо запарковано на узком проезде, слева была какая-то колючая проволока, в общем, туда не рискнул сунуться, а так, наверное, между деревьями и до сих пор есть узкий проход или проезд.
От езды по лабиринту осталось ощущение, что это - локальная бессточная низина, возможно, междюнная, с локальными повышениями по улице Бирюзовой. Если обратите внимание, то новые дома как раз построены по кругу от этой низины. В ней же - есть снесенные дома, но ничего нового не построено. Возможно, дело в геологии (но вряд ли тут карст). Возможно - в необходимости тянуть канализацию с насосами или неимоверном заглублении труб для самотека. Но так или иначе, многоквартирное строительство участков в этом месте избегает.
А по старым временам, когда к дому надо было подвести только электричество, наверное, дивные были места, и место жизни всем на зависть.
Сейчас, конечно, все грустно. Видно, что высокоавтомобилизованная среда не совместима даже с этими домами (но вот их-то жильцы на своих участках как раз могут без проблем разместить все автомобили жильцов всех квартир). Хотя остается места кроме заставленных автомобилями общих площадей, ощущения тягостные - вместо полянок, на которых должна рости бәбкә үлән, сидеть на лавочке бабушки, бегать босоногие дети, все вытоптано машинами, а на оставшейся площади - завалы из покосившихся заборов, палисадники, где никто уже не занимается поддержанием растительности, в общем все "на чемоданах". Много сараюшек (но тоже упавшие и разграбленные), еще целые - дровяницы и баньки. Особенно на окраинной, где эта среда плавно через сосновое редколесье переходит в лес. Ох, хотел бы я прийти с качественной камерою сюда лет 30 назад, когда был еще оптимизм и силы тут все держать в порядке, а не на чемоданах сидеть!
Тут не совсем как в остальном, пятиэтажном Юдино. Тут нет гаражей из вагонов, их примыкали на нечейную землю под сосну на опушке леса.
В общем, вот такой вот район. А че стесняться, тоже наша история. И даже еще не совсем история.