Найти в Дзене
А был ли Яльчик?

Традиционное развлечение казанцев, которого они лишатся, когда построят ВСМ. Часть 2

Наша любимая горка на 771 километре. Точнее, летом, конечно же дорога. Да, я только два важных дела в жизни ездил делать на велосипеде. Одно из них - подача заявления в ЗАГС в 2012, а точнее Васильевский поссовет. Поехал я тогда дорогой "низом", что из центра города вполно логично. Был ноябрь уже, заливы покрылись льдом. Вот так выглядят низовья горки: Это была дорога обратно, уже из Васильево, и я как раз "горкой" поднялся в трассе Горьковского шоссе, еще успел зарулить в Раифский дендрарий, но внутрь не зашел. Так насколько же вглубь веков можно пролистать историю этого места? Когда же возникла боблейная трасса? Итак, Военно-Топографическая карта Казанской губернии 1880 года: Берем на заметку: в этом месте ничего, зато восточнее, в том месте, где Карасиха залив заливом, без намека на остатки дамб или мостов, прямая дорога на Туру. А значит и на Казань. Короче, важнейшая для Васильево дорога должна быть. Выходящая к трассе в районе деревни Урняк. Значит тут на склоне должны быть остат

Наша любимая горка на 771 километре. Точнее, летом, конечно же дорога.

Да, я только два важных дела в жизни ездил делать на велосипеде. Одно из них - подача заявления в ЗАГС в 2012, а точнее Васильевский поссовет. Поехал я тогда дорогой "низом", что из центра города вполно логично. Был ноябрь уже, заливы покрылись льдом.

Вот так выглядят низовья горки:

-2

Это была дорога обратно, уже из Васильево, и я как раз "горкой" поднялся в трассе Горьковского шоссе, еще успел зарулить в Раифский дендрарий, но внутрь не зашел.

Так непривычны все эти пейзажи тут не зимой
Так непривычны все эти пейзажи тут не зимой
-4

Так насколько же вглубь веков можно пролистать историю этого места? Когда же возникла боблейная трасса?

Итак, Военно-Топографическая карта Казанской губернии 1880 года:

-5

Берем на заметку: в этом месте ничего, зато восточнее, в том месте, где Карасиха залив заливом, без намека на остатки дамб или мостов, прямая дорога на Туру. А значит и на Казань. Короче, важнейшая для Васильево дорога должна быть. Выходящая к трассе в районе деревни Урняк. Значит тут на склоне должны быть остатки взвоза или мини-серпантинчика.

Чешская карта 1918 - составлена по мотивам попавших в руки чехов топографических карт Стрельбицкого (а вот их в доступе нужного масштаба у нас нет).

-6

Та же дорога на Туру, но для Васильево показана как более значимая, дорога вдоль русла Волги. Сейчас часть ее течения проходит через заселенные дачами острова и сплошной линии не образует. Очевидно, что в половодье ее топило, но летом было проще пользоваться. Да и куда важнее была дорога железная. А вот Карасиха не показана даже как низина. Очевидно, что постоянным водоемом она не была.

На топографической карте 1930 года прямой дороги на Туру от Васильево в прошлом варианте уже нет, за то показано какое-то иное ее расположение, выходящее тоже на Урняк, но как будто идущей прямо по Карасихе:

Поди разбери на этой карте, где дороги, где горизонтали
Поди разбери на этой карте, где дороги, где горизонтали

Наконец-то, подробная карта. 1939 год, километровка РККА.

-8

Наконец-то на ней видно рельеф и "ущелье" для Карасихи. В месте выхода к горке - просто просека. Лесоустройство требовало просек, но необязательно, чтобы они были сквозными и проезжими. Значит, скорее всего, дамбы поперек низины и "взвоза", дороги для телег в горку, еще не было. Но дорога на Туру полностью исчезла, интересно, почему. Зато есть дорога на Ново-Чувашский.

На карте 1946 года - ничего интересного, еще меньше подробностей, так как меньше масштаб. Немцы Васильево или не засняли, или снимки не попали в руки хороших парней.

Вот интересная карта, соучастием в добыче которой я горжусь. Карта Казанского лесхоза с обозначением подтоплений от водохранилищ. И вот Карасихи еще нет, а контуры ее по лесным кварталам уже есть.

-9

Первые американские спутниковые снимки 1962, по которым еще ничего не ясно:

Вроде следы стройки дамбы уже есть?
Вроде следы стройки дамбы уже есть?

И вот, наконец, снимок 1972 года.

-11

Местность - в точности как сейчас. Видна линия просеки - одна, линия дамбы - другая, видна линия "взвоза" со склона второй надпойменной террассы (что же то была за гигантская река?). И эта просека уходит на север, в Грузинский.

Можем считать расследование завершенным!

А вот и нет! Поспешишь - людей рассмешишь. Пропустил еще один вариант топографической карты 1939 года. При том же масштабе, что карта выше, на ней больше горизонталей и больше дорог. И вот на ней-то и видно то же место пересечения Карасихи и дорога на север от нее до Грузинского. Значит, мы можем точно утверждать, что горка наша существует с 1939 года, а то и раньше.

-12

И отдельная интересная деталь этой карты - полностью затопленная дорога от Васильева до Займища:

-13