Муслим Магомаев — легендарный голос советской эстрады и оперы, настоящий феномен своего времени. Впервые он выступил в Кремле в 21 год, а к 31 году уже удостоился звания Народного артиста СССР. Как ему удалось покорить сцену в таком юном возрасте, почему власти опасались его поездок за границу и как страна прощалась с великим артистом?
Детство и юность Муслима Магомаева: принес пистолет в школу, выгнали из пионеров
Муслим Магометович Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в семье, где искусство было неотъемлемой частью жизни. Его мать, Айшет Ханжалова, известная под сценическим псевдонимом Кинжалова, была актрисой, а отец, Магомет Магомаев, работал театральным художником.
Судьба мальчика сложилась непросто. Его отец добровольцем ушел на фронт и трагически погиб всего за несколько недель до Победы. Мать часто бывала на гастролях, поэтому воспитанием будущего певца занимались бабушка, тетя и дядя Джамал, который занимал высокий пост в Совете министров Азербайджана. Благодаря его возможностям Муслим получал лучшее образование и имел доступ к лучшим репетиторам.
Однако характер у Магомаева с детства был непростым — он умел удивлять окружающих не только талантом, но и выходками. Однажды он принес в школу пистолет, за что его исключили из пионеров. Но даже этот инцидент не смог помешать его восхождению к славе.
Несмотря на строгость бабушки Байдигюль, Муслим Магомаев вспоминал детство с теплотой и был благодарен семье за воспитание и образование. Он признавался, что не испытывал недостатка в любви и, возможно, не смог бы получить столь фундаментальное образование, если бы постоянно разъезжал с матерью по гастролям. Однако, как и многие мальчишки, он не всегда слушался старших.
Со временем Магомаев осознавал, что бабушка искренне заботилась о нем, но в детстве часто старался избежать ее опеки. Чем больше она окружала его вниманием, тем сильнее он стремился к свободе, предпочитая улицу и игры с друзьями.
Однажды его детская любознательность едва не привела к серьезным последствиям. В доме был шкаф, который бабушка всегда держала запертым, пряча ключ. Это, конечно, только разжигало интерес мальчика. Когда она оказалась в больнице, Муслим воспользовался моментом, нашел ключ и открыл шкаф. Внутри он обнаружил пистолет, принадлежавший деду. Не долго раздумывая, он принес оружие в школу, что привело к скандалу и стало причиной его исключения из пионеров.
Магомаев вспоминал, что, к счастью, ему хватило здравого смысла не снимать предохранитель и не нажимать на курок. Однако, после того как он вдоволь насладился произведенным эффектом, решил спрятать пистолет в портфель. В этот момент оружие выскользнуло у него из рук и с грохотом упало на пол, что сразу же привлекло внимание окружающих.
Инцидент вызвал настоящий скандал. Дядю Муслима срочно вызвали на разбирательство, но ситуация разрешилась без серьезных последствий. Однако наказание все же последовало — будущего певца исключили из пионеров. Впоследствии он так и не вступил в Коммунистическую партию.
Несмотря на высокий статус дяди, Муслима не баловали. Он не принадлежал к элите, но в семье старались создать для него условия, в которых он мог сосредоточиться на учебе и занятиях музыкой.
Музыкальная карьера Муслима Магомаева: триумф в Кремле, звание народного артиста в 31 год и отказ от Большого театра
Муслим Магомаев с ранних лет стремился к музыке. Он обучался в музыкальной школе при Бакинской консерватории, а также посещал музыкальное училище, где совершенствовал вокальное мастерство.
Его первое выступление состоялось в 1957 году, когда ему было всего 15 лет. Оно прошло в Бакинском доме культуры, но родные не знали об этом. Опекуны опасались, что из-за переходного возраста и активных вокальных упражнений он может потерять голос, поэтому Муслим решил не сообщать им о своем дебюте.
Несмотря на врожденный талант, в юности Магомаев стеснялся петь перед публикой. Однако в 1961 году он преодолел этот страх, выступив с Ансамблем песни и пляски Бакинского военного округа. После этого последовала поездка на музыкальный фестиваль в Хельсинки, где молодой певец стал лауреатом.
Эта победа стала для него настоящим прорывом. Вскоре Магомаев получил приглашение выступить в Кремле. Он дважды покорил главную сцену страны, а после возвращения в Азербайджан стал ведущим солистом Бакинского театра оперы и балета имени Мирзы Фатали Ахундова.
В 1963 году он дал свой первый сольный концерт в концертном зале имени Чайковского, что стало еще одним значимым шагом на пути к всесоюзной славе.
После первых крупных успехов Муслим Магомаев отправился на стажировку в миланский театр Ла Скала, где в течение двух лет совершенствовал свое мастерство. Обучение в одном из лучших оперных театров мира стало для него бесценным опытом и открыло новые горизонты.
В 1966 году Магомаев вернулся на родину, чтобы представить оперные постановки «Севильский цирюльник» и «Тоска» в столицах союзных республик. В том же году он представил СССР на международном конкурсе «Интервидение» в Чехословакии.
К этому времени его имя уже гремело в Москве, и Большой театр дважды предлагал ему место в труппе. Однако оба раза он отказался. Причина была не только в его стремлении к свободе, но и в нежелании подчиняться жестким театральным порядкам. Магомаев открыто говорил, что не хотел петь «в очередь» и исполнять советский репертуар, который ему был не близок. Его вдохновляли произведения Пуччини, Россини, Верди, а перспектива петь Прокофьева или Щедрина его не привлекала.
Эксперты отмечали, что у Магомаева были все данные, необходимые для выдающегося оперного певца. Однако он не желал ввязываться в театральные интриги и чувствовал, что эстрада предоставит ему больше возможностей для самовыражения.
При этом его успех на эстраде был вовсе не случайностью. Многие артисты шли в этот жанр ради больших гонораров, считая, что эстрадный певец не нуждается в столь строгой дисциплине, как оперный. Однако Магомаев поднял планку невероятно высоко. По воспоминаниям его друга, певца Владислава Верестникова, он ежедневно вставал в шесть утра, выкуривал сигарету и сразу же садился за рояль. Он без устали работал над голосом, не допуская ни фальшивых нот, ни неискренней мимики.
Несмотря на отказ от работы в Большом театре, Магомаев часто выступал на его сцене. В 1966 году он вышел на сцену парижского «Олимпии», завоевав признание западной публики. В Каннах его пластинки разошлись миллионными тиражами, а сам певец был удостоен «Золотого диска» — знака международного признания.
Муслим Магомаев проявил себя и как композитор. Он написал музыку к фильмам Эльдара Кулиева и спектаклям «Рождает птица птицу» и «Ярославна» по мотивам «Слова о полку Игореве», демонстрируя талант и тонкое чувство стиля.
Голос «Бременских музыкантов»
Муслим Магомаев подарил свой голос героям легендарного мультфильма «Бременские музыканты». Его бархатный тембр звучит за Трубадура, Атаманшу и Сыщика, радуя слушателей уже не одно поколение.
Первоначально он также исполнял партию Короля, но в финальной версии мультфильма ее заменили записью Геннадия Гладкова.
Почему Магомаева не пускали за границу
Муслим Магомаев стал первым советским эстрадным артистом, отправившимся в США и Париж по линии Госконцерта. Он также выступал в Болгарии, ГДР, Польше, Финляндии, Канаде, Иране, Кубе и многих других странах.
Однако советские власти с тревогой следили за его частыми зарубежными гастролями. Они опасались, что певец, покоривший Запад, может остаться за границей в поисках лучших возможностей.
Предложения действительно поступали. Директор парижского театра «Олимпия» Бруно Кокатрикс был впечатлен голосом Магомаева и хотел организовать для него повторные выступления. Он даже пытался договориться с министром культуры Екатериной Фурцевой, но Госконцерт запросил за концерты непомерную сумму — фактически создав препятствие, чтобы певца не выпустили за рубеж.
Как Магомаева едва не посадили в тюрьму
В 1969 году Муслим Магомаев оказался в центре громкого скандала. После концерта в Ростове-на-Дону ему выплатили гонорар, втрое превышавший стандартную ставку. Организаторы уверяли, что все законно, и певец не заподозрил подвоха.
Именно этот концерт запомнился невероятной любовью публики — зрители буквально подняли автомобиль с артистом и понесли его на руках. Однако в Министерстве культуры не разделили восторг поклонников. Узнав о «завышенных» заработках Магомаева, там инициировали проверку. Дело передали в ОБХСС, который обвинил певца в хищении социалистической собственности.
Ему грозил реальный тюремный срок. Пока шло расследование, Магомаеву запретили покидать Азербайджан и давать сольные концерты.
Отсутствие Магомаева на московской сцене не осталось незамеченным даже на высшем уровне — его пропажу отметил сам Леонид Брежнев. В ситуацию вмешался Юрий Андропов, председатель КГБ СССР, который лично обратился к министру культуры Екатерине Фурцевой.
После этого уголовное дело было закрыто, а Магомаев вновь получил возможность выступать. Вскоре его пригласили на большой столичный концерт, ознаменовавший его возвращение на главную сцену страны.
Личная жизнь Муслима Магомаева
В 18 лет Муслим Магомаев влюбился в девушку по имени Офелия, и чувства оказались настолько сильными, что он был готов жениться. Однако его бабушка, предвидя такой шаг, спрятала паспорт у соседки, пытаясь предотвратить поспешный брак. Несмотря на это, через год влюбленные тайно расписались.
Семья певца не обрадовалась его ранней самостоятельности. Молодожены поселились в доме Офелии, где отношения с тестем, интеллигентным и деликатным химиком, сложились тепло. А вот с тещей постоянно возникали конфликты.
В 1961 году Магомаев начал работать в ансамбле и часто уезжал на гастроли, что вызывало ревность жены. В поисках стабильности супруги переехали в Грозный, но там певцу платили мизерный гонорар. К тому же он тяжело заболел и временно потерял голос.
После выздоровления Магомаев решил подать на развод, но узнал, что Офелия беременна. Родилась дочь Марина, и семья вернулась в Баку. Однако проблемы не исчезли: ссоры и непонимание продолжались. В 1963 году Магомаев и Офелия официально расстались.
После развода Муслим Магомаев с головой ушел в творчество, но, как молодой и талантливый артист, неизменно привлекал внимание женщин. Он жил в гражданском браке с музыкальным редактором радио Людмилой Каревой, но параллельно у него были романы с певицами Натаван Шейховой, Светланой Резановой и актрисами Натальей Кустинской и Натальей Фатеевой.
Все изменилось, когда Людмила забеременела. В этот момент Магомаев встретил Тамару Синявскую — солистку Большого театра и оперную певицу, которая покорила его сердце. Их познакомил поэт Роберт Рождественский в 1972 году.
На тот момент Тамара была замужем, но перед харизмой и обаянием Магомаева устоять не смогла. Вскоре она развелась, и в 1974 году они официально стали супругами. Этот союз оказался крепким — они были вместе до самой смерти Муслима.
Завершение карьеры и смерть
Муслим Магомаев покинул сцену в 1998 году, но не отошел от творчества. Он увлекся живописью, писал стихи и продолжал искать новые способы самовыражения.
Проблемы со здоровьем начали преследовать его еще в 1961 году, когда он гастролировал в Грозном. Скромные гонорары вынуждали молодого артиста и его первую жену Офелию питаться хлебом и консервами, а жить в холодных, продуваемых помещениях.
Тогда он серьезно простудился, к тому же, переусердствовав на концертах, потерял голос. Спасение пришло неожиданно — местный врач, специалист по иглоукалыванию, помог ему восстановить голос всего за две недели.
Однако последствия тех болезней давали о себе знать и позже. В 2003 году, после смерти Гейдара Алиева, с которым Магомаев был близко знаком, его состояние резко ухудшилось. На это наложились годы курения и ишемическая болезнь сердца.
В 2008 году сердце легендарного артиста не выдержало. Муслим Магомаев ушел из жизни, оставив после себя богатое музыкальное наследие, которым восхищаются до сих пор.
На прощание с Муслимом Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с его телом был установлен в концертном зале имени Чайковского — именно там, где когда-то состоялся его первый сольный концерт. Вечером самолет с телом отправился в Баку, где артиста похоронили с почестями.
Его голос и харизма оставили неизгладимый след в истории музыки. Роберт Рождественский вспоминал, что ни на одном концерте, где выступал Магомаев, ведущему не удавалось полностью назвать его имя и фамилию — уже на слове «Муслим» зал взрывался овациями, заглушая все остальное.
В 2020 году вышел сериал «Магомаев», посвященный жизни легендарного баритона. Главные роли исполнили Милош Бикович, Ирина Антоненко и Светлана Устинова.