Бог что хочет? Чтобы мы в Великом Посту избавились от греховных страстей. Ну, хотя бы, если хотите, частично. От каких-то избавимся. Что нужно Богу? Все эти "технические" приспособления Бога не очень интересуют, Богу важно, какие мы внутри.
Наше содержание. Сущность наша какая?
Вот, например, и в храм человек ходит, когда молится, платочек надевает, и лампадочка есть, и свечечки есть,и книжечки, и иконочки, и молитвословчик есть. Всё есть. Всё есть! А глаз завистливый, сердце холодное, язык злой и сварливый.
Внешняя атрибутика, конечно, нужна. Это надо. Безусловно, надо. Конечно. Это необходимо. То есть, форма нужна. Но она имеет вспомогательное значение.
Если ты ходишь в храм и внешне всё исполняешь, а при этом ты злой, раздражительный, гневливый, деспот, кричишь, постоянно ссоришься со всеми, шумишь, и все у тебя - дураки, только ты один знаешь как надо, а другие все - сволочи, то лучше представьте вот что..
Представьте себе человека, который не ходит в Церковь. Вообще. Может, даже и не молится. А сидит себе дома, телевизор смотрит, чаёк попивает, никого не обижает, никого не задевает, то в очах Божиих он , может, бОльшую ценность имеет.
И Господь приложит все усилия, всё возможное, чтобы его пробудить и приблизить к Себе.
Ну, например, пошлёт ему какую-нибудь болезнь тяжелую. И чтобы все эти бытовые вещи, которые были ему так необходимы, вдруг станут ему совершенно ненужными и безразличными.
ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?
Грех - это не поступок. Это состояние души. И вот всякие там ссоры, свары, взаимные обиды - это следствие, это симптомы, но не сама болезнь. А мы должны лечить именно болезнь. Суть!
Вот, есть какие-то запреты и установления в Церкви, в частности, в Великом посту,и мы это стараемся соблюдать. Это как необходимое предписание , которое надо во что бы то ни стало исполнить. Вот, исполнил, и сердце успокоилось. И всё хорошо, всё нормально. Всё в порядке.
Да мы - условные фарисеи, между прочим! Они пуще нас исполняли такие тонкости, такие предписания Закона, которые , может, и не снились даже. А вот пришел Бог, они Его распяли.
Вот, мы все церковные правила исполняем, стараемся, постом скоромную пищу в рот не возьмём, молимся, стараемся больше молиться, но...
Но всё это не делает нас ближе к Царствию Небесному. Это не годится. Это недостаточно для Царствия Небесного. Потому что для Царствия Небесного нужна духовная жизнь.
А духовная жизнь невозможна без самопринуждения, без духовного подвига, утеснения, самоутеснения.
Чтобы человек думал:
-Что, какие мысли роятся у меня в голове? Вот, то, что я делаю, - это угодно Богу или нет? Кого-то это обижает? Оскорбляет ближнего моего?
Если так каждый раз мы будем под самоограничением и контролем, то мы постепенно придем в духовную и душевную норму.
Может, мало-помалу и научимся любви. потому что любовь познается в самопожертвовании. Самоограничении.
И вот, подводя итог, всему, что я сказал, Господь говорит:
-Не человек для субботы, а суббота для человека.
Перефразируя эти слова, скажу вот что:
-Не человек для поста, а пост для человека.
Священник Александр КОПЯТКЕВИЧ, 8 марта 2025 год. Москва.
Начало проповеди вот здесь: