Найти в Дзене
Всякие Истории

Артур Шопенгауэр и Тёмное Просвещение: философские параллели

Оглавление

Современный мир сталкивается с кризисом либеральной демократии и переосмыслением просвещенческих идеалов. В поисках альтернатив многие обращаются к философии, на первый взгляд далёкой от сегодняшних реалий. Одна из таких философий — интеллектуальный пессимизм Артура Шопенгауэра, неожиданным образом перекликающийся с современным движением Тёмного Просвещения (Dark Enlightenment).

Философия Шопенгауэра, ярко выраженная в его главном труде «Мир как воля и представление», исходит из того, что миром управляет слепая иррациональная воля, и любые представления о рациональном прогрессе — это иллюзия. Эта мысль, резонирующая с растущим недоверием к рационалистическим идеалам Просвещения, неожиданно находит своё отражение в современной неореакционной философии, в частности, в концепции Тёмного Просвещения (Dark Enlightenment), представленной Ником Лэндом в его одноимённой работе «The Dark Enlightenment» (2012).

Шопенгауэр и критика модерна

Пессимизм и отрицание прогресса

Шопенгауэр полагал, что история не ведёт к лучшему, а человеческая жизнь неизбежно наполнена страданиями. Он считал, что мир управляется не разумом, а слепой, иррациональной волей, движимой вечным желанием, которое невозможно полностью удовлетворить. В такой системе человек обречён на постоянное недовольство и страдание, а прогресс является лишь иллюзорной идеей, созданной людьми, чтобы оправдать свои неудачи и страдания.

Эти идеи находят отражение в критике современного либерализма и веры в прогресс, изложенной в трудах Никa Лэнда, философа и одного из главных идеологов движения «Тёмного Просвещения». В работе «The Dark Enlightenment» (Ник Лэнд, 2012) либеральная демократия рассматривается как путь к упадку цивилизации, поскольку она поощряет посредственность, массовость и неспособна защитить общество от саморазрушения. Лэнд акцентирует внимание на том, что демократическое общество блокирует высокочастотные механизмы обратной связи, необходимые для быстрой адаптации и эффективного управления. Вместо этого оно создаёт условия для паразитических структур, потребляющих ресурсы без их адекватного восполнения, и приводит к постепенной деградации общества и государства.

Энтони Каскарди в своей работе «Consequences of Enlightenment» (1999) также подчеркивает, что идеи Просвещения, несмотря на изначально благородные цели, порождают иррациональные последствия в виде упрощённых универсалистских моделей, которые оторваны от реальной жизни и ведут к кризису либеральной культуры и политики. По его мнению, акцент на абстрактной рациональности игнорирует эмоциональную и эстетическую стороны человеческого опыта, что в итоге вызывает внутренний конфликт в самой структуре модерна.

-2

Антимассовая философия

Второй аспект философии Шопенгауэра, перекликающийся с «тёмным просвещением», — это антимассовость. Шопенгауэр презирал массовую культуру, считая, что подлинное понимание жизни доступно лишь интеллектуальной элите. Для него массовое сознание, с его поверхностностью и стремлением к удовольствиям, было неспособно к глубокому постижению истины и красоты. Он видел в философах и художниках высшие проявления человеческого разума и духа, способные воспринять мир в его подлинности и глубине.

Подобное же отношение демонстрируют неореакционеры, включая Роджера Берроуза, который в работе «Urban Futures and the Dark Enlightenment» (2018) показывает, что демократия и массовое общество не способны обеспечить устойчивое развитие, поскольку они блокируют естественные механизмы отбора и эффективного управления. Берроуз подчёркивает, что в современной урбанистической среде массовая культура и демократическое управление приводят к хаотичному развитию городов, не учитывающему долгосрочные интересы. Вместо этого неореакционеры видят будущее в элитарных технократических структурах, где власть сосредоточена в руках интеллектуалов, экспертов и бизнес-элит. Эти элиты, по мнению сторонников Тёмного Просвещения, способны принимать решения, основанные на рациональном расчёте и стратегическом планировании, избегая разрушительного влияния краткосрочных популистских интересов.

Тёмное Просвещение: антилиберальная философия

Что такое Тёмное Просвещение?

Тёмное Просвещение, или «неореакция» (NRx), считает демократию не просто ошибочной, но и глубоко опасной. Ник Лэнд, автор одноимённой работы «The Dark Enlightenment», утверждает, что демократия — это не прогресс, а процесс, который неизбежно ведёт к деградации и социальному хаосу. По его мнению, демократическое общество заглушает механизмы обратной связи, которые необходимы для эффективного принятия решений, что приводит к медленному упадку и неспособности адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Тёмное Просвещение вдохновлено идеями таких мыслителей, как Кёртис Ярвин (Mencius Moldbug), который предложил модель неокамерализма — управления государством по принципам корпорации, где власть принадлежит профессиональному CEO, принимающему решения исключительно исходя из прагматических и экономических интересов. Главный лозунг неореакционеров: «Свободный выход — это единственное универсальное право человека». Это означает, что граждане должны иметь возможность свободно покидать государства и выбирать место проживания и работы, что, по мнению сторонников NRx, обеспечит конкуренцию между «государствами-корпорациями» и приведёт к их большей эффективности и инновационности.

-3

Критика Просвещения и рационализма

Современные исследования, такие как «The Legacy of the Enlightenment» под редакцией Джеймса Шмидта (2002), показывают, что постмодернизм пытается дистанцироваться от идей Просвещения, критикуя его за абстрактный рационализм, универсализм и пренебрежение локальными культурными особенностями народов и сообществ. Исследователи отмечают, что постмодернистская критика выявляет проблемы, заложенные в самом Просвещении, такие как чрезмерная вера в рациональное знание и универсальные права, которые могут приводить к игнорированию уникальности отдельных культурных идентичностей и социальных контекстов. Именно такую позицию разделяют и сторонники Тёмного Просвещения, утверждая, что мир управляется не универсальными правами и абстрактным разумом, а реальной силой, иерархией и конкретными структурами власти. Они подчёркивают, что универсалистские идеалы Просвещения способствуют возникновению иллюзий о равенстве и прогрессе, которые, по их мнению, деструктивно влияют на общество и препятствуют развитию эффективных и устойчивых форм правления.

Элитаризм и власть: неореакция против демократии

Власть как выражение воли

Шопенгауэр говорил, что «воля управляет миром». По его мнению, человеческие поступки и общественные явления обусловлены не столько сознательными решениями, сколько глубинными импульсами и инстинктами, исходящими из иррациональной воли к жизни. Эта идея оказывается близка неореакционным идеям Лэнда и Кёртиса Ярвина (Mencius Moldbug), которые видят демократию как паразитическую систему, не способную эффективно управлять обществом, поскольку она лишена ясных целей и рациональных механизмов принятия решений. Вместо этого они предлагают неокамерализм — модель государства-корпорации, управляемой профессиональным CEO, который действует исходя из принципов максимизации прибыли и рационального планирования. В такой модели государство рассматривается как предприятие, которое должно обеспечивать долгосрочное процветание и стабильность своих граждан, избегая краткосрочных политических игр и популистских решений, характерных для демократических режимов.

Искусство, эстетика и путь к спасению

Искусство как выход из страдания

Шопенгауэр видел в искусстве и музыке спасение от власти бессмысленной воли. Он утверждал, что именно эстетический опыт позволяет человеку временно освободиться от мучительного желания и бесконечной неудовлетворённости, порождаемых иррациональной волей. В своём понимании искусства он особенно выделял музыку, считая её высшей формой выражения и непосредственным воплощением воли самой по себе, без посредства образов и понятий. Музыка, по мнению Шопенгауэра, способна напрямую воздействовать на внутренний мир человека, достигая самых глубоких слоёв человеческого сознания.

-4

В этом он близок к современным философам и культурологам, таким как Энтони Каскарди, который утверждает, что искусство и эстетика способны раскрыть глубокие истины, невидимые через рациональное познание мира. Каскарди подчеркивает, что эстетический опыт не только позволяет человеку глубже познать реальность, но и оказывает влияние на его субъективность, формируя более тонкие и глубокие слои эмоционального и интеллектуального восприятия жизни. Таким образом, искусство становится не просто развлечением или культурным явлением, а важнейшим средством спасения и познания человеческой сущности.

Пессимизм как зеркало нашего времени: взгляд в будущее

Философские параллели между Шопенгауэром и Тёмным Просвещением раскрывают фундаментальные вопросы о природе человека, общества и власти, которые остаются актуальными на протяжении веков. Внимательное рассмотрение этих идей позволяет лучше понять причины современных кризисов либеральной демократии и пересмотреть некоторые глубоко укоренившиеся убеждения о прогрессе, равенстве и рациональности. Несмотря на спорность и радикализм неореакционных идей, их популярность свидетельствует о серьезной потребности общества в альтернативных взглядах на будущее, способных предложить не только критику существующего порядка, но и оригинальные стратегии решения сложных социальных и политических задач. Таким образом, диалог с наследием интеллектуального пессимизма и неореакции становится важным элементом переосмысления наших представлений о возможностях человеческого развития и устойчивого общественного устройства.