В статье: Об норвежском отце, который собрал из Лего игрушку для своих дочек, стал знаменитым, и даже немного разбогател.
Введение
В 2010 году в февральском номере журнал «Мake» опубликовал статью о Адриане Маршале, который из конструктора Лего сделал модель автомата для жарки блинов. И один норвежский папа прочел эту статью своей трехлетней дочери…
Этим папой был Мигель Валенсуэла (Miguel Valenzuela) из Осло, Норвегия. По профессии – инженер.
И вот Мигель прочитал эту статью своей старше дочке Лили, которая рассказала об этом своей младшей сестре Майе, и они вместе стали требовать от папы, чтобы он им сделал такую игрушку.
Тут надо сделать небольшой ликбез – в нашей стране Лего воспринимается просто, как набор кубиков, но в состав «экосистемы» Лего входят и различные механические передачи, зубчатые колеса и рейки, направляющие, рельсы, электроприводы, датчики и даже управляющий контроллер. Сделать и наборов «лего-техник» что-то серьезное – вполне возможно.
Принтер-блинопек из конструктора Лего
Любящий отец вынужден начать сборку…
Первый вариант оказался неудачным, потом второй, потом третий, и вот через полгода была готова тринадцатая итерация проекта- Lego Pancake Bot (Лего блинобот). Первая удача – три капли теста выдавлены на блинницу Presto и блин в форме Мики Мауса печется для маленьких дочерей!
Принтер разливал тесто по заданной в контроллере программе, а выпекание происходило на обычной бытовой блиннице. Следить за тем, чтобы блин не подгорел, а также переворачивать блин необходимо было вручную.
Принтер целиком был сделан из конструктора «Лего» NXT, за исключением емкости для теста – использовалась бутылка из-под соуса с острым носиком. По осям X и Y осуществлялось перемещение моторами, а тесто выдавливалось при помощи подачи воздуха в бутылку с тестом. Выпекалось все на блиннице размером 45х22 см (в Норвегии их именуют электросковородами)
Теоретически устройство позволяло выдавливать блины любой формы…
Это теоретически, а практически приходилось рисовать фигуру на клетчатой бумаге, потом вручную забивать координаты конца движения в таблицу Exel, которая конвертировала координаты в текстовую программу для управления.
Сам Мигель в тот момент думал, что сделал самое бесполезное изобретение в мире.
Проект был выложен в открытый доступ, но на всякий случай были зарегистрированы торговая марка «pancakebot», доменное имя в зоне com, и аккаунты в социальных сетях.
Неожиданно, в 2011 году, ролик на Ютубе «зашел» и набрал популярность. В сентябре 2012 года приезжает на международную «Ярмарку мастеров» (фестиваль Maker Faire) в Нью-Йорк, где его проект пользуется повышенным вниманием. В том же году он регистрирует компанию PancakeBot LLC. Именно в Нью-Йорке ему объяснили, что то, что он сделал – это 3D-принтер. Почему? Пищевая 3D-печать – это инновационно, модно, ярко, молодежно, а устроители фестиваля были заинтересованы в рекламе своего мероприятия куда больше, чем Мигель в рекламе своего детища.
В 2013 году он едет на аналогичную «Ярмарку мастеров» в Осло, где его снимает местное телевидение.
Этот небольшой успех приводит к мысли, что проект надо развивать дальше.
Акриловый принтер-блинопек
В 2013 году появляется новая модель принтера – с корпусом из листового акрила.
И дело не только в корпусе – изменился привод, контроллер управления, насос для подачи воздуха. Все стало уже нормальным, «не игрушечном», фактически речь шла об отработке промышленного прототипа.
Норвежский инженер Ян Дайре Бьеркнесс разработал PancakePainter, программу для рисования, одновременно выполнившая функции слайсера, написанную на Processing, которая позволяла создавать рисунки или использовать готовые и формировать G-код для PancakeBot.
Так же была отработана методика получения рисунков на блинах – выкладывание теста в два приема. То, что выложено первым – прожаривается сильнее и выделяется более темным рисунком на фоне более светлого теста из второй партии.
Переделки затянулись и акриловый «блинобот» был готов только в 2014 году, к самому началу фестиваля Maker Faire Bay Area в Сан-Матео. В Сан-Матео Мигеля ждал феерический успех – его «блинобот» стал, фактически, «гвоздем программы».
Кикстартер и рождение Pancakebot v.1.0
Стало ясно, что впереди МОЖЕТ быть коммерческий успех, а может и не быть. Легко идти вперед, когда нечего терять. А когда у тебя есть высокооплачиваемая работа, смысл рисковать? Не говоря уже о том, что руководство производственной компанией, сбытом, работой с заказчиками – та ещё головная боль…
В 2015 году Мигель оформляет патент США US20160015210A1 на PancakeBot: «Способ и устройство для рисования блинов», и продает права на свой принтер.
Надо делать принтер максимально дешевым. Где самое дешевое производство? Китай. Надо превратить прототип в готовое изделие и сделать конструкторско-технологическую документацию Кто будет делать? Китайцы!
Все решено, утрясено и новый коллектив энтузиастов в апреле 2015 года выходит на кистартер. Планируемая цена – 299 долларов. Для доннатчиков – естественно, дешевле.
За 35 дней удается собрать необходимые для запуска 50 000 долларов, но сборы продолжаются, собрано 2074 донната на сумму 460 584 доллара. Нужно отгрузить заказчикам 2074 принтера, а суммы достаточно для выпуска 3500 принтеров. Успех?
И вот – первая партия выпущена. И первый скандал – китайцы, как всегда, оптимизировали и упростили конструкцию. Чтобы спасти свою репутацию и свое детище Мигелю пришлось срочно разрабатывать апдейты, позволяющие пользователям самостоятельно доводить купленные принтеры до рабочего уровня.
Принтеры раскупают, как горячие блинчики, планируется вторая, обновленная версия продукта (анонсирована в апреле 2017 года) - Pancakebot v.2.0 стоимостью 560 полновесных долларов США.
Успех? Все хорошо?
Увы. Первый ажиотаж прошел, началось разочарование в продукте – блины ничуть не вкуснее обычных, по цене – дороже, по производительности – хуже обычных «блиномест» для общепита.
Хайп, реклама, интерес детей и взрослых – все это проходящее.
«Мы были в Bed, Bath & Beyond, Best Buy и во всех этих модных магазинах» - вспоминает Мигель. Ключевое слово – «Были».
Текущее состояние дел
Из-за снижения объема продаж и убытков вместо прибыли новые хозяева потеряли интерес к продукту, это позволило Мигелю восстановить свои права над своей разработкой и фирмой.
В 2019 году Мигель восстановил свои права над продуктом. Уже под его эгидой вышла вторая модель, которая продается за 560 долларов.
Напомню, что Мигель с самого начала считал, что изобрел "самое бесполезное устройство" и только интерес дочек к "панкекботу" заставил довести дело до серийного продукта.
В сложные времена для "панкекбота" Мигель переориентировал продукт на детей. Этакая духовка "Изи бейк", которая позволяет ребенку печь настоящие блины.
«В конце концов, они не увидели и не поняли моего видения. PancakeBot был не устройством, а духовкой Easy Bake в мире 3D-печати продуктов питания», - объясняет Мигель коммерческий провал предыдущей компании.
Но ведь не каждый родитель купит своему чадо дорогой 3D-принтер для забавы ? Не страшно! Есть школы, есть детские учреждения, для которых "блинобот" - отличный инструмент для кружковой деятельности и образовательных программ. И Мигель стал переориентировать свой продукт.
Сейчас Pancakebot позиционируется прежде всего, как оборудование для школьных мастерских, учебное оборудование для обучения навыкам готовки и основам 3D-печати.
Были разработана типовая образовательная программа, которая позволяет школе просто купить "блинобот" и далее действовать "по инструкции". Был придуман эффективный слоган для этой программы.
«Съешь свои ошибки» (Eat Your Mistakes!), «съешь свои неудачи» (Eat Your Failures!) - слоган компании для рекламы образовательной программы для школ. Старый слоган.
Был коммерческий успех, а анализ педагогического опыта и отзывов школ позволил изменить и расширить программу.
Сейчас предлагается новая программа - FEAST²™ — сокращение от Food, Engineering, Art, Science и Technology. Которая дороже, а значит и прибыльнее для предприятия.
Заключение.
Не знаю, как вам, а мне эта история показалась очень, и даже очень поучительной.
В ней интересно все – и любовь отца к детям.
И особенности китайской промышленности, и особая пряморукость китайских инженеров, способных из акрилового уродца сделать красивый шедевр инженерной мысли, и, одновременно, допустить ряд критических ошибок.
И продажа прав на продукт, т.к. автор изобретения не может заниматься налаживанием производства, сбыта и т.п. – для этого требуются совершенно другие люди, с другим складом ума.
И возврат изобретателя к своему детищу в трудную минуту, и правильное репозиционирование товара, вдохнувшее в него вторую жизнь.
Предыдущая статья на тему:
Следующая статья по теме:
Вводная статья про пищевую 3D-печать: