Психологическая травма, может быть, в результате краткосрочного события – ситуация угрозы, превосходящая возможности самозащиты, и в результате длительной травматизации в опасных для жизни условиях – участие в боевых действиях, попадание в плен. Как правило, длительная травматизация начинается с эпизода краткосрочного травмирующего события.
Конкретный пример травмирующего события привести сложно, потому что травматизация зависит не от характеристик самого события, а от того психоэмоционального состояния, в котором находился человек в момент травматизации и его восприятия этой ситуации в тот момент. Это означает что в другой момент, в другом психоэмоциональном состоянии он мог бы и не травмироваться. Так же одна и та же ситуация из-за этих обстоятельств не может быть травматичной для разных людей, побывавших в ней.
Это важно проговорить, потому что часто такие реакции могут приводить к негативным последствиям для боевых товарищей, за которые человек будет испытывать сильные чувства вины и стыда.
Важно понимать, что есть автоматические реакции психики, без нашего согласия включающиеся с целью экстренно вывести нас из кризисных для жизни ситуаций. Я говорю о реакции «бей или беги», причём от силы стрессора реакция «беги» может преобладать, а в случае чрезмерного стрессора человек может впасть в ступор (реакция «замри»). Как бы мы не хотели иметь о себе представление как о смелых, уверенных в себе людях, у психики на этот счет есть свое мнение. И она без нашего согласия сделает что нужно чтобы спасти нас. Вообще в условиях боевых действий такое когнитивное искажение как эффект сверхуверенности страдает – это когда мы переоцениваем свои способности, думаем, что мы способны на большее, чем есть на самом деле. Важно помнить, что наше представление о самих себе часто не отражает всей полноты наших проявлений в глазах других людей, также мы можем не учитывать аварийных механизмов спасения психики. Понимание этого важно, чтобы иметь возможность справиться с последствиями травмы и, в частности, с разрушающими чувствами вины и стыда.
В момент травмы
Непосредственно в травматическом событии человек чувствует угрозу, которая ощущается подавляющей в данный момент. То есть нет гарантий и стратегии выживания в ней. А если и были, то забылись (уже после травмы человек может винить себя и за то, что он же знал, что нужно делать, но не сделал). Чувство нарастающей угрозы своей, страх, чувство растерянности и беспомощности, безнадежности, безвыходности, острое осознание угрозы собственной жизни. Запуск аварийной реакции психики на стресс «бей-беги-замри».
В условиях продолжающихся боевых действий возможно длительная ретравматизация.