Найти в Дзене

Старость в одиночестве

Полгода назад Анна Евгеньевна вышла на заслуженный отдых. Она стремилась каждый день посвящать тем занятиям, на которые прежде не хватало времени. Как и прежде, просыпаясь в шесть утра, она успевала закончить все домашние дела примерно за три часа. Осматривая результаты своих трудов, женщина задумывалась, чем бы еще заняться. Дом сверкал чистотой, холодильник был полон приготовленных блюд. В шкафах царил порядок, вещи были перестираны, полы сияли, а ковры благоухали свежестью. Ближе к вечеру она располагалась перед телевизором, чтобы немного расслабиться, а перед сном могла совершить небольшую прогулку или почитать книгу. Тяжело вздыхая, Анна Евгеньевна вспоминала свою насыщенную делами жизнь. Ей не хватало прежней занятости, четкого расписания, плотного графика и постоянной суеты. В доме ей было неуютно и тоскливо, казалось, что каждый новый день похож на предыдущий. Ей стало грустно и тошно, что же делать дальше? Чем себя занять? Взяв телефон, она позвонила дочери. — Машенька, здравс

Полгода назад Анна Евгеньевна вышла на заслуженный отдых. Она стремилась каждый день посвящать тем занятиям, на которые прежде не хватало времени. Как и прежде, просыпаясь в шесть утра, она успевала закончить все домашние дела примерно за три часа.

Осматривая результаты своих трудов, женщина задумывалась, чем бы еще заняться. Дом сверкал чистотой, холодильник был полон приготовленных блюд. В шкафах царил порядок, вещи были перестираны, полы сияли, а ковры благоухали свежестью.

Ближе к вечеру она располагалась перед телевизором, чтобы немного расслабиться, а перед сном могла совершить небольшую прогулку или почитать книгу. Тяжело вздыхая, Анна Евгеньевна вспоминала свою насыщенную делами жизнь. Ей не хватало прежней занятости, четкого расписания, плотного графика и постоянной суеты. В доме ей было неуютно и тоскливо, казалось, что каждый новый день похож на предыдущий. Ей стало грустно и тошно, что же делать дальше? Чем себя занять?

Взяв телефон, она позвонила дочери.

— Машенька, здравствуй!

— Привет, мам, — ответила дочь. — Как отдыхается? Все успела переделать?

— Да, наслаждаюсь домашними делами. Разбираю тут хлам, накопившийся за годы. У вас все хорошо? Как Кирюша, Артемка?

— У них сейчас недельные каникулы.

— Отлично! Пусть ко мне приедут, погуляем в парке, испечём пироги, почитаем книги, — с воодушевлением предложила Анна Евгеньевна. — Я уже соскучилась.

— Они едут к деду, на рыбалку и кататься на мотоциклах. Давно договорились. Отдохни, мам, ты с ними, наверное, уже нанянчилась.

— Раз договорились, пусть развлекаются с дедом.

Анна Евгеньевна часто брала внуков на выходные и каникулы. Она вспоминала это время с восторгом и скучала по детскому смеху и игрушкам. Дети растут быстро: Кириллу тринадцать, Артёму десять. Бабушкины сказки и пироги больше не привлекают их, к бабушке теперь не заманишь. У деда интереснее: дача, деревня, озеро, утки, лагерь, друзья, дискотеки.

Анна Евгеньевна позвонила сыну:

— Витя, привет! Что делаешь?

— Мам, я занят. Перезвоню позже.

— Хорошо, — ответила мама. — Хотела пригласить в гости.

— Как-нибудь заглянем. Мы у родителей Нади, у её отца юбилей. Сидим за столом.

Надя — девушка Виктора, хорошая и хозяйственная. Анне Евгеньевна она нравилась, ждала внуков.

— Хорошо, — грустно сказала Анна Евгеньевна — Передайте Сергею Владимировичу мои поздравления.

— Обязательно перезвоню.

"Могли бы и на юбилей пригласить, некуда новую блузку надеть".

Анна Евгеньевна опустила телефон на тумбочку. Обида подкатила комом к горлу. Неужели она стала никому не нужна? Раньше все только и твердили: "Анна Евгеньевна, помогите", "Анна Евгеньевна, выручите". А теперь что? Все заняты, у всех свои дела, юбилеи, рыбалка. А она тут одна, в четырех стенах, со своими пирогами и сказками.

Решение пришло внезапно. Завтра же она пойдет в собес. Подруга рассказывала, что там требуются сотрудники, чтобы помогать пожилым людям. Она еще полна сил и энергии, чтобы ухаживать за теми, кто нуждается в помощи. Может быть, это и есть ее шанс снова почувствовать себя нужной и полезной.

Вечером, попивая чай, Анна Евгеньевна уже представляла, как будет ходить по магазинам, помогать с уборкой и просто общаться с одинокими стариками. Она вспомнила свою соседку баб Зину, которой так не хватало простого человеческого тепла.

На душе стало немного легче. Завтрашний день обещал быть интересным и наполненным смыслом. Может быть, пенсия – это не конец жизни, а начало нового этапа, полного добрых дел и новых знакомств.

В прошлом её дом был полон детского смеха, затем появились внуки, и рядом был любимый муж. Она чувствовала себя необходимой. Но теперь – лишь безмолвие, ощущение покинутости и зябкости. Приготовив еду, наведя порядок, она включала телевизор, чтобы хоть как-то заполнить пустоту. Многие бы посоветовали: "Наслаждайся свободой, найди увлечение". Однако радость жизни ускользала от неё в одиночестве. Близких подруг не было, коллеги остались в прошлом, а одноклассники – лишь виртуальные тени в социальных сетях.

Через месяц Анна Евгеньевна решилась позвонить детям, надеясь на встречу.

— Не получится, мам, мы с друзьями едем за город, — ответила дочь. — Если бы ты заранее сказала, мы бы приехали.

— Понимаю, жаль… — с грустью проговорила Анна Евгеньевна.

— Ладно, мне пора, детей собираю. Позвоню позже!

Затем она позвонила сыну Виктору.

— Мам, никак не выйдет. Мы приглашены на свадьбу к друзьям. Приедем к тебе на день рождения в мае, договорились?

— Хорошо, отдыхайте…

Анна Евгеньевна печально смотрела на стол, заставленный угощениями. Блины, ватрушки, салаты, утка, фрукты – хватило бы на целый месяц. Придется выбрасывать большую часть.

Её глаза наполнились слезами. Она не хотела докучать своим детям и решила дать им личное пространство. Одиночество и пустота сдавливали сердце, но злиться на них было бессмысленно. У них своя жизнь, цели и обязанности. Если бы только Миша, её муж, был жив, было бы легче. Но он тяжело заболел и ушёл из жизни пару лет назад.

Она решила найти себе занятие. Включив обучающее видео, она начала учиться вязать пледы и игрушки. Ей хотелось занять свои руки и переключиться на что-то полезное. Это действительно приносило ей спокойствие и помогало отвлечься от мрачных мыслей.

Маша позвонила брату, чтобы попросить его о помощи.

– Как там мама? У меня всё никак не получается к ней приехать, – спросила она в разговоре.

– Да я сам давно у неё не был, работа, – ответил Виктор. – Она недавно звала в гости, но у нас с Надей были планы. Наверное, обиделась, больше не звонит.

– Нас тоже с детьми приглашала, я сказала, что мы у деда в деревне. Раньше она мне открытки присылала каждое утро, а сейчас тишина. Может, что-то случилось?

– Так а чего не позвонишь, не спросишь? – поинтересовался брат.

– А ты чего?

– Может, завтра все вместе к ней поедем? – предложил Виктор. – Купим торт, закажем еду, купим цветы. Сделаем матери сюрприз, она обрадуется.

– Отличная идея, возьмём детей, купим подарки. Неправильно как-то, она приглашала, а нам всё некогда. Мама совсем одна, ей скучно…

На следующий день все собрались и отправились к матери, предварительно заехав в торговый центр.

— А что, если мы купим мамуле собачку? Перевяжем щенка ленточкой, положим в коробку, это будет сюрприз. С ним будет веселее, чем в одиночестве. Будет кормить, любить, вместе смотреть передачи, выгуливать по вечерам. — Отличная мысль! Поедем в приют, совершим доброе дело, подарим песику шанс на лучшую жизнь.

Анна Евгеньевна, заканчивая вязать плед, услышала звонок в дверь. — Кого это принесло, — пробормотала она. — Сюрприз! — раздался громкий крик.

Открыв дверь, женщина была ошеломлена. Вся семья в сборе: дети, внуки, зятья и снохи, даже родители мужа. — Ничего себе! Сколько вас! Почему без предупреждения? Я бы хоть подготовилась. — Мам, у нас всё с собой, — Маша указала на многочисленные пакеты. — Продукты, подарки, всякие вкусности. Скоро ещё доставят. — А это что? — поинтересовалась Анна Евгеньевна, заметив коробку в руках Виктора. — Это тебе, открывай. Только аккуратно. — Боже! Какое чудо! Что же мне с тобой делать? — Мам, мы подумали, тебе будет не так одиноко. — Маленькие были, всё живое в дом тащили, и сейчас тоже! — рассмеялась она. — Ладно, проходите, сейчас накроем стол.

Анна Евгеньевна не могла сдержать слёз радости. Она была счастлива видеть гостей. А больше всего новому другу, для которого и вязала плед. — Как раз вовремя… Я как раз думала, кому его подарить.

Семья хлопотала. Кто-то сервировал стол, кто-то принимал доставку, мыл руки, играл с щенком, включали музыку. Женщина смотрела на них, и её сердце наполнялось теплом. Не забыли, приехали, еще и с подарками. — Как назовём щенка? — спросила Анна Евгеньевна внуков. — Может, "Снежок"? — Бабуль, а можно остаться на выходные? Давно не были. Имя придумаем, погуляем, к ветеринару съездим? — Конечно… Я буду только рада. Завтра испеку блинчики, сделаю запеканку. Пойдём с новым другом в парк, погода хорошая. — Отлично. Мам, можно? — Конечно.

Анна Евгеньевна была счастлива. Потом все уедут, но теперь у неё будет верный друг, который всегда будет рядом.

Спасибо за внимание!