Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вам вспомнить о трех людях, похороненных на Новодевичьем кладбище в Москве. Каждый из них был уникальной личностью, но получилось так что у них общий день памяти 4 марта.
Гоголь Николай Васильевич (1809–1852)
Портрет Николая Васильевича Гоголя». Художник Фёдор Моллер, начало 1840-х гг. Из собрания Третьяковской галереи
Великий русский писатель, оставивший огромный след не только в русской, но и в мировой культуре.
Родился 19 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье помещика.
В 1828 году, окончив Нежинскую гимназию, юный Гоголь отправляется покорять Петербург.
Здесь он поступает на службу в Министерство внутренних дел, но карьера чиновника, не прельщает молодого человека.
Он быстро становится своим в литературных кругах и знакомится с Жуковским и Пушкиным, которым дает почитать свои первые повести. Живой слог и увлекательные быстро развивающиеся сюжеты получают высокую оценку у маститых мэтров. В 1831 году впервые увидел свет сборник его повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», восторженно встреченный читающей публикой.
В 1832 году Николай Васильевич приезжает в Москву, уже, будучи знаменитым литератором.
Я не буду здесь подробно пересказывать его биографию, напомню только, что именно Гоголь стал в русской основоположником жанра, который сегодня называют триллер.
Все вы конечно помните его «Вия», но ведь были еще «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь или утопленница», «Страшная месть», «Портрет» и другие повести, которые мы в нашем советском детстве рассказывали друг другу по вечерам в пионерлагере.
Конечно я не литературовед и не специалист по оккультизму, но лично мне иногда кажется, что именно это соприкосновение с миром темных сил в значительной степени повлияло на психику Николая Васильевича и стало одной из причин душевного кризиса охватившего его в последние годы жизни.
Известно, что в последние годы жизни Николай Васильевич стал истово верующим человеком, много времени проводил в молитвах, переоценивал свое творчество. Чувствуя приближение смерти, он оставил подробные распоряжения о том, как и где его следует похоронить и какой должна быть его могила.
«Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном. Завещание мое немедленно по смерти моей должно быть напечатано во всех журналах и ведомостях, дабы по случаю неведения его никто не сделался бы передо мною невинно виноватым и тем бы не нанес упрека на свою душу».
Первоначально Гоголя похоронили на кладбище Свято-Даниловского монастыря.
На могиле был установлен камень, символизирующий Голгофу и на ней простой деревянный крест.
По легенде камень этот привез из Крыма поэт и философ К. С. Аксаков в доме отца, которого Гоголь останавливался в свой первый приезд в Москву и в дальнейшем дружил всю жизнь.
Чугунную ограду отлили по проекту скульптора Н. А. Андреева, автора памятника писателю, установленного в 1909 году на Пречистенском ныне Гоголевском бульваре.
В 1931 году, вскоре после того, как власть приняла постановление закрыть Свято-Данилов монастырь и организовать там приёмник-распределитель НКВД, прах Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище вместе с камнем-Голгофой, надгробием - саркофагом и оградой.
Вот только креста уже на новом пристанище Николая Васильевича ставить не стали.
Перезахоронение Гоголя породило массу слухов и городских легенд. Говорили, что поза его в гробу была неестественной, что обивка изнутри была исцарапана и даже о том, что у Гоголя… исчез череп.
Не знаю зачем вообще понадобилось вскрывать гроб, но совершенно точно известно, что входивший в комиссию по перезахоронению некий литературный функционер Лидин Владимир Германович (1894–1979) совершил неблаговидный поступок, которым сам он, похоже, гордился.
Вот как он сам об этом писал:
«...Работа по вскрытию склепа затянулась, и начинались уже сумерки, когда могила была, наконец, вскрыта... весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета... Я позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплетчик вделал в футляр первого издания «Мертвых душ». Книга в футляре с этой реликвией находится в моей библиотеке».
Вот так вот запросто, взял и потом неоднократно демонстрировал гостям, бывавшим в его доме.
А самое «интересное», что скончавшийся в 1979 году Лидин был похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища, буквально в двух шагах от Н. В. Гоголя.
Вместе с Гоголем были перезахоронены два его близких друга - поэт Языков и философ и врач Хомяков, ставший прототипом Евгения Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети».
В 1952 году к столетию со дня смерти Николая Васильевича Гоголя на могиле был установлен бюст работы скульптора Томского. Вид могилы был полностью изменен.
Появилась надпись "Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза".
Тогда же было принято решение заменить мрачного измученного душевными терзаниями Гоголя работы Андреева, на веселого жизнерадостного писателя с одобрительной улыбкой, взирающего на Москву советскую. Автором нового монумента стал все тот же Томский, и надпись на постаменте соответствующая.
Старого Гоголя, слава Богу, отправили не на свалку истории, а в «ссылку» в Донской монастырь, где он в прочем пребывал не так долго.
В 1956 году памятник был установлен на Никитском бульваре во дворе дома, где он проживал и где скончался.
В самом здании с 1974 года работает Мемориальный музей Николая Васильевича Гоголя.
Говорят, что где-то в фондах этого музея находится сегодня и бюст Николая Васильевича, работы Томского до 2009 года украшавший могилу писателя на Новодевичьем кладбище. Ныне захоронению предан первоначальный вид.
Вот только камень, символизирующий Голгофу, теперь не тот. Тот который лежал на месте последнего приюта Николая Васильевича, а затем был выброшен за ненадобностью, сегодня находится совсем рядом на могиле Михаила Афанасьевича Булгакова, но это, как говорится уже совсем другая история. А в Свято Даниловом монастыре, где Гоголь был похоронен изначально сегодня установлен кенотаф.
Маргелов Василий Филиппович (1908–1990)
Легендарный советский военачальник, командующий ВДВ в 1954—1959 и 1961—1979 годах, превративший их в самый боеспособный и по-настоящему элитный род войск Советской армии. Генерал армии, Герой Советского Союза.
Имя этого человека в СССР было известно каждому, даже никогда не служившему не то что в ВДВ, но и в армии вообще. А те, кому довелось носить, голубой берет и тельняшку называли и продолжают называть его не иначе чем Батя! Его популярность и всеобщее уважение среди подчиненных от рядовых до старших офицеров и генералов была сравнима разве что с популярностью Суворова. Тот факт, что аббревиатура ВДВ давно расшифровывается не только как Воздушно Десантные войска, но и как Войска дяди Васи свидетельствует о высочайшей степени почтения к этому человеку, которая сохраняется и сегодня.
Василий Филиппович Маргелов родился 14 (27) декабря 1908 года в городе Екатеринославль (позже Днепропетровск, ныне Днепр).
В 1913 году семья перебралась в Костюковичи Климовичского уезда Могилевской губернии.
В 1921 году Василий окончил местную церковно-приходскую школу, и в 13 лет начал трудовую жизнь.
Был грузчиком, на хлебозаводе, коногоном в шахте, лесником.
В 1928 году был призван в ряды РККА с которой, в дальнейшем была связана вся его жизнь. Был направлен на учебу в Объединённую белорусскую военную школу им. ЦИК БССР в Минске, где зачислен в группу снайперов.
Уже на 2 курсе назначен на должность старшины пулемётной роты. В апреле 1931 окончил школу с отличием и был направлен в войска, где занимал ряд командных должностей.
Во время советско-финской (Зимней) войны 1939—1940 гг. Маргелов командовал Отдельным разведывательным лыжным батальоном 596-го стрелкового полка 122‑й дивизии.
Во время одной из операций лично взял в плен офицеров Генерального штаба королевских вооруженных сил Швеции, благодаря чему у Советского союза появились сильные козыри в переговорах с яко бы нейтральными шведами.
С первого дня Великой отечественной войны Василий Маргелов на фронте.
В июле 1941 года, назначен командиром 3-го стрелкового полка 1-й дивизии народного ополчения Ленинградского фронта.
21 ноября 1941 года получает назначение на должность командира 1 –го особого лыжного полка морской пехоты Краснознаменного Балтийского флота.
Вопреки разговорам о том, что Маргелов сухопутчик и «не приживётся», морпехи приняли нового командира с уважением, что особенно подчёркивало обращение к нему по флотскому эквиваленту звания «майор» — «Товарищ капитан 3-го ранга»
С июля 1942 года — командир 13-го гвардейского стрелкового полка, начальник штаба и заместитель командира 3-й гвардейской стрелковой дивизии. После ранения командира дивизии К. А. Цаликова командование на время его лечения перешло к начальнику штаба Василию Маргелову.
С 1944 года — командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Украинского фронта. Руководил действиями дивизии при форсировании Днепра и освобождении Херсона, за что в марте 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
Закончил войну генерал-майором, Героем Советского Союза.
На параде Победы командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Украинского фронта Маргелов В.Ф. командовал батальоном сводного полка.
После войны на командных должностях. С 1948 года, после окончания Ордена Суворова I степени Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова — командир 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии. В 1950—1954 годах — командир 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознамённого корпуса (Дальний Восток).
С июня 1954 по март 1959 года — командующий воздушно-десантными войсками.
После ЧП произошедшего в артиллерийском полку 76-й воздушно-десантной дивизии, был понижен в должности до первого заместителя командующего ВДВ. Восстановлен в должности командующего в июле 1961 и оставался на ней до января 1979 года.
Став командующим ВДВ, в знак того, что десантники переняли славные традиции старшего брата — морской пехоты и с честью их продолжали, Маргелов добился, чтобы десантники получили право носить тельняшки, но дабы подчеркнуть принадлежность к небу, у десантников они голубого цвета. Тогда же крылатая пехота получила, и голубые береты, являющиеся гордостью каждого, кто служил в ВДВ или в Войсках дяди Васи.
28 октября 1967 года Василию Филипповичу Маргелову было присвоено воинское звание «генерал армии».
В августе 1968 года он руководил действиями ВДВ при вводе войск в Чехословакию (Операция «Дунай»).
Главной заслугой Василия Филипповича, на посту командующего ВДВ, стало полное перевооружение ВДВ от стрелкового оружия до военно-транспортной и авиационной техники.
Именно Маргелов инициировал создание и серийное производство на предприятиях военно-промышленного комплекса средств десантирования, тяжёлых парашютных платформ, парашютных систем и тары для десантирования грузов, грузовых и людских парашютов, парашютных приборов.
Во всем мире десант и техника всегда сбрасывались отдельно. После приземления требовалось значительное время на сбор группы, поиск техники, её запуск.
На протяжении более 10 лет Василий Филиппович Маргелов доказывал в самых высших инстанциях возможность десантирования с самолета боевых машин с экипажами внутри.
5 января 1973 года впервые в мировой практике на парашютодроме ВДВ «Слободка» под Тулой было произведено десантирование на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолёта Ан-12 гусеничной боевой бронированной машины БМД-1 с двумя членами экипажа на борту.
Командиром экипажа был подполковник Леонид Гаврилович Зуев, а оператором-наводчиком старший лейтенант Маргелов Александр Васильевич.
Командовал высадкой непосредственно командующий ВДВ генерал армии Маргелов.
Говорят, что за двадцать минут прошедших с момента взлета самолета до благополучного приземления БМД-1 генерал выкурил пачку Беломора, а рука его в кармане шинели судорожно сжимала рукоятку пистолета с одним патроном, который он приготовил, чтобы застрелиться в случае неудачи.
Лично я, когда впервые услышал эту историю, вспомнил стихи Константина Симонова
«…Отцовский мой долг и право
Сыном своим рисковать,
Раньше других я должен
Сына вперед посылать.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать…»
23 января 1976 года, также впервые в мировой практике, десантированная из того же типа самолёта, произвела мягкую посадку БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр» также с двумя членами экипажа на борту — майором Александром Васильевичем Маргеловым и подполковником Леонидом Ивановичем Щербаковым.
С января 1979 года генерал армии Маргелов входил в группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Он постоянно выезжал в командировки в войска ВДВ, был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Рязанском воздушно-десантном училище.
За время службы в ВДВ совершил более шестидесяти прыжков. Последний из них в 65-летнем возрасте.
Скончался легендарный десантник 4 марта 1990 года. Его могила на 11 участке главного некрополя нашей страны является одной из самых посещаемых и почитаемых. На ней всегда живые цветы и всегда развевается флаг ВДВ. Войска Дяди Васи, помнят и чтут своего командующего.
Здесь же на 11 участке Новодевичьего кладбища упокоились его сыновья, братья-близнецы Василий и Александр, родившиеся 21 октября 1945 года.
Маргелов Василий Васильевич (1945–2010)
Журналист, востоковед, специалист по арабским языкам. Окончил Институт восточных языков при МГУ им. М. В. Ломоносова.
Профессиональный разведчик майор ГРУ запаса. Многократно выезжал в служебные командировки в арабские страны (Алжир, Египет, Йемен, Сирия, Ирак).
В дальнейшем работал в государственной радиовещательной компании "Голос России" - был первым заместителем директора Дирекции международных связей. Имеет государственные награды.
Скончался 28 декабря 2010 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с отцом.
Маргелов Александр Васильевич (1945–2016)
Офицер - десантник. Полковник ВДВ.
В 1970 году окончил Ракетный факультет МАИ и поступил на работу инженером в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) в подмосковном Калининграде (ныне город Королёв).
С 1971 года на службе в Советской Армии (ВДВ) ВС СССР.
С 1978 года — старший офицер отдела боевой подготовки ВДВ. Участвовал в разработке специальных средства десантирования экипажей боевых машин (БМД) внутри боевой техники без личных парашютов. В 1980 году был прикомандирован к Главному инженерному управлению Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям, с оставлением на военной службе. Совершил 145 прыжков с парашютом, является мировым рекордсменом по десантированию вместе с боевой техникой.
29 августа 1996 года указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении специальной техники был удостоен звания Героя Российской Федерации.
В соавторстве с братом написал книгу «Десантник №1» о своем отце Маргелове В.Ф.
Скончался 19 июля 2016 года после тяжелой продолжительной болезни.
Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с отцом и братом.
Так же хотелось бы сказать, что всего у Василия Филипповича Маргелова было пятеро сыновей. Все они достойно служили своей Родине и не уронили чести своего отца.
Почитать об их судьбах можно, перейдя по ссылке:
Евстигнеев Евгений Александрович (1926–1992)
Гениальный, не побоюсь этого слова актер. Незабываемый и неповторимый. Народный артист СССР.
За 35 лет активной творческой деятельности был ведущим актером театров «Современник» и МХАТ, снялся в 149 фильмах и сериалах, большинство из которых помнят и любят до сих пор.
Родился в городе Горький в рабочей семье. Перед самой Великой Отечественной войной окончил школу – семилетку и пошёл работать слесарем на завод «Красная Этна». Был очень одарен музыкально и фактически самостоятельно освоил игру на гитаре, рояле и ударных инструментах. Играл в различных джазовых коллективах.
В 1946 году поступил на первый курс Горьковского театрального училища, ныне носящего его имя. После окончания учебы играл на сцене Владимирского областного драматического театра, где его увидел ректор Школы – студии при МХАТ СССР Вениамин Радомысленский и пригласил сразу на третий курс своего ВУЗа.
Приглашение оказалось судьбоносным. Под руководством молодого преподавателя Олега Ефремова вместе со своими одногруппниками по Школе – студии Галиной Волчек, Игорем Квашой, Светланой Мизери, Лилией Толмачёвой и Олегом Табаковым Евстигнеев становится участником становления нового ни на что не похожего театра «Современник», ставшего одним из самых ярких событий в культурной жизни нашей страны второй половины 20 века.
15 апреля 1956 года состоялась премьера, спектакля по пьесе Розова «Вечно живые». С тех пор именно эта дата считается днем рожденья «Современника» и появилась традиция каждый год в этот день показывать новый спектакль. Именно поэтому можно считать 15 апреля 1960 года днем рождения АКТЕРА Евстигнеева. Он был занят во всех спектаклях, поставленных Ефремовым, но первое время оставался одним из равных.
После того, как зрители увидели спектакль «Голый король» где он сыграл главную роль он становится Звездой №1 на театральном небосклоне.
Вместе с ним в этом спектакле играла жена Галина Волчек.
В 1961 году у них родился сын Денис, ставший в последствии известным кинорежиссером и продюсером.
В кино Евгений Александрович начал сниматься ещё в 1957 году и к 1964 году его фильмография насчитывала 12 работ. 13 фильм вопреки всем суевериям оказался весьма удачным и принес Евгению Евстигнееву всенародную славу. Речь идет о дебютном фильме кинорежиссера Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» где Евстигнеев сыграл начальника пионерского лагеря товарища Дынина.
В 60-е годы Евгений Александрович становится одним из самых снимаемых актеров советского кино. Ежегодно в прокат выходят 2–3 фильма, с его участием. Конечно, мы помним его в первую очередь как великолепного комического актера снявшегося в ранних картинах Эльдара Рязанова
У Швейцера
И других знаменитых режиссеров.
Однако уже в тогда Евстигнеев доказал, что ему подвластны роли любого амплуа, от исторических личностей
до фантастических злодеев готовых уничтожить мир
В 1970 году режиссеры Алов и Наумов пригласили Евгения Александровича на одну из главных ролей в свой знаменитый фильм «Бег»
Сам актер считал эту роль одной из лучших в своей артистической биографии.
В это же время Олег Ефремов по личной просьбе министра культуры СССР Фурцевой оставляет «Современник» и возглавляет находящийся в жестоком кризисе МХАТ. Вместе с ним уходит и Евстигнеев.
Начав с официозных «Сталеваров»
и «Заседания парткома»
Ефремов поставил целый ряд спектаклей, как классического, так и современного репертуара, во многих из которых был занят Евгений Евстигнеев.
Некоторые спектакли стали настоящими событиями в театральной жизни столицы, как например «Медная бабушка» по пьесе Л. Зорина, в котором Ефремов сыграл Пушкина, а Евстигнеев Соболевского
Востребованность в кино у Евстигнеева была просто невероятная. Если к 1970 году его фильмография насчитывала порядка 40 работ, то за последующие два десятилетия он успел сняться ещё более чем в ста фильмах, в том числе и телевизионных, которые все мы с вами прекрасно помним и пересматривали по много раз.
«17 мгновений весны»
«Место встречи изменить нельзя»
«Собачье сердце»
«Гардемарины вперед!»
Все роли, сыгранные Евгением Александровичем даже вспомнить нелегко, но творческое наследие его по-настоящему огромно.
Конечно, столь интенсивные физические и психологические нагрузки не могли не сказаться на его здоровье.
Первый инфаркт он перенес в 1980 году. В 1986 умерла его вторая жена актриса Лидия Журкина, с которой он прожил более 20 лет расставшись в 1964 году с Галиной Волчек.
Следствием стресса вызванного потерей любимого человека стал тяжелейший второй инфаркт.
2 марта 1992 года Евгений Александрович вместе со своей третьей женой Ириной Цывиной вылетел в Лондон, где ему должны были сделать сложнейшую операцию на сердце. Вечером 4 марта великий актер скончался в ходе обследования. Врачебное заключение гласит, что его могла спасти только пересадка донорского сердца.
Тело было доставлено в Москву и предано земле на 10 участке Новодевичьего кладбища.
Несколько лет назад памятник был заменен и сегодня место последнего покоя замечательного артиста выглядит вот так
В 2006 году к восьмидесятилетию замечательного русского актера ему установили памятник на Театральной площади Нижнего Новгорода, города в котором он родился.
На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи