В этой деревне сегодня всего 7 жителей. Но два века назад здесь возвели храм с колоннами, как в Петербурге. Его стены пережили пожар, революцию и даже пули. Сейчас он стоит в руинах — и всё же хранит величие прошлого.
Конечно же, в небольшой деревне никто не стал бы строить такой храм. Но 175 лет назад население Будимирово было почти в 60 раз больше, чем сейчас. В 1850 году насчитывалось 418 душ, а в 2010 году всего 7 человек. Поэтому в то время Будимирово считалось селом, а не деревней, в котором помимо каменной церкви еще было 13 белых изб и 63 черных*.
*Белой считалась изба с дымоходом, черная его не имела. Думаю, объяснять почему она называлась черной уже не надо.
А вот бань, судя по документам 1850 года, не было. Зато в огородах имелась конопля, картофель, капуста и прочее, но немного, только для собственного употребления. В свободное от полевых работ время жители ездили в Москву и в её окрестности на заработки, преимущественно на ткацких фабриках.
Как и многие церкви того времени, каменной она стала не сразу. Если верить первым упоминаниям села, в Дмитровской Писцовой книге 1627-1629 гг., в то время тут стояла деревянная шатровая "церковь благовещение Пречистые Богородицы да предел Николы Чудотворца". Интересно, что в книге это место описано как старинная вотчина, так что очевидно, что это село появилось еще раньше.
В книге П. А. Марцева "Москва - Углич" есть упоминание, что церковь XVII века была частью монастыря, который основал еще Тверской князь Михаил Ярославич в самом начале XIV века. Но найти какие-то подтверждения этому я не смог.
В 1790 году старую церковь обновляют и на её месте появляется новая с деревянной колокольней. Количество прихожан тогда насчитывалось 839 душ из 107 приходских дворов.
Но продержалась она недолго. В марте 1813 года, в ночи "от случившегося нечаянно пожару" церковь сгорела. Утварь церковную на сумму 988 рублей, а также иконы из иконостаса успели вынести. А вот колоколам не повезло "четыре колокола с жару растопились". С ними заодно сплавилось и паникадило, оставив после себя 42 пуда (около 688 кг.) меди.
С этого пожара и началась история каменной церкви.
В 1816 году священники и прихожане представили проект новой, каменной трёхпрестольной церкви, взамен сгоревшей. Который уже был одобрен резолюцией архиепископа. Архитектором проекта стал Тверской губернский архитектор Николай Николаевич Легран[д]. Сын французского архитектора Николя Леграна, создавшего первый генеральный план Москвы в 1775 году.
Против этого плана выступил владелец села — коллежский советник Николай Васильевич Ушаков. По его мнению, трёхпрестольная церковь для бедного прихода была излишеством, тем более это увеличивало количество престольных праздников, а крестьяне и так много гуляют и пьют и мало работают. К тому же церковная касса насчитывала всего 1000 рублей, что затянуло бы строительство.
Мнение помещика было учтено, и церковь построили с одним престолом — Благовещенским. Судя по документам, новый проект был одобрен Легран[д]ом Н.Н., так же, есть вероятность, что он сам стал его автором.
Строительство началось в 1819 года и закончилось в 1827 году. В новую церковь вернули старые иконы и сохранившуюся утварь, а колокола отлили из меди, что осталась после пожара.
Время шло, население росло. Общее количество прихожан, к концу XIX века, из села Будимирово и окрестных деревень Лука, Подол, Малахово и Селищи, составило 2144 души при 298 дворах.* Поэтому не удивительно, что в 1875 году вернулись к идее по увеличению количества престолов.
*Сейчас во всех этих местах проживает меньше ста человек.
Утвержденный проект для обновления церкви подготовил архитектор И.В. Нефедьев. По нему планировалось оформить второй ярус колокольни двенадцатью колонами, а вместо высокого шпиля достроить еще один, третий, ярус. И, конечно, пристроить два алтаря.
Колокольню закончили в том же 1875 году. Правда не стали заморачиваться с колоннами вокруг второго яруса и эту деталь проекта не осуществили. Спустя несколько лет, в 1884 году пристроили алтари Никольского и Успенского придела. Так же в конце XIX века — в начале XX века, с западной стороны колокольни пристроили притвор. Верхний ярус и притвор отличались стилистически, это добавило уникальности этому храму.
На этом крупные архитектурные изменения прекратились, и дальше в архитектурный облик храма вносились изменения только временем и человеческой деятельностью.
Ушли цари, пришли большевики, а вместе с ними антирелигиозная борьба, которая привела к закрытию большинства храмов. Самый пик начался в 1929 году, когда приняли упрощенную процедуру изъятия религиозных сооружений. Главным критерием стал возраст построек:
- Построенные до 1613 года здания были неприкосновенны.
- Построенные в промежутке 1613—1725 гг. Только в случаи особой необходимости могли подвергаться изменению
- Построенные в промежутке 1725—1825 гг. сохранялись только фасады
- Построенные после 1825 года никакого охранного статуса не имели
Эта церковь не смогла избежать закрытия и была перепрофилирована под гражданские нужды — зернохранилище. На память от большевиков, на яблоке (сфера под крестом) остались десятки отверстий от пуль.
Храм хоть и ветшал, но советскую власть кое-как пережил, а вот российская действительность почти его погубила. В середине 90-х годов XX века в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы произошел пожар. Точная причина неизвестна, это могло быть "нечаянно", как в 1813 году, так и злонамеренно — поджог.
Основной объем храма выгорел до кирпичных стен. Купол рухнул, обнажив небу уникальную колоннаду из шестнадцати тосканских колонн, которые были его основанием. От пожара и от времени штукатурка отвалилась, и появилась возможность увидеть белокаменные элементы в кирпичных фустах колонн. В каждой колонне было по три таких элемента, а также из белого камня сделана база колонны, капитель и кольцо архитрава.
Меньше всего от пожара пострадала колокольня и притвор, там даже сохранились элементы росписи и растительных орнаментов, которые были сделаны в конце XIX века. Остальная роспись, как и элементы интерьера не сохранились.
Но даже в таком состоянии заброшенная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы выглядит интересно, благодаря разнообразным архитектурным решениям, которые накапливались с каждым переустройством.
В завершении хочу привести цитату из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область", которая описывает это место как "незаурядный пример сельской приходской церкви в стиле ампир, обладающей редкой объемно-пространственной композицией, уникальным решением интерьера и тонко проработанными архитектурными деталями."