Найти в Дзене
Загадки минувшего.

Голосов овраг.

Голосов овраг проходит почти посередине заповедника и делит территорию Коломенского на две половины. Его длина – около одного километра, овраг имеет довольно крутые склоны. Он тянется от берегов Москвы-реки до самого проспекта Андропова. Овраг проходит по самой «дикой» части заповедника, вокруг него – заброшенные сады, поросшие травой склоны и небольшие рощицы. На его берегу находится выдающийся памятник древнерусского зодчества – церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная в XVI столетии. Документы полицейского управления Московской губернии, относящиеся к Коломенской волости за период 1825—1917 годы, неоднократно отмечают случаи загадочного исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки. Один из случаев приводится в газете «Московские Ведомости» от 09.07.1832 года. Возвращаясь ночью из села Дьякова, крестьяне деревни Садовники Архип Кузьмин и Иван Бочкарёв решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом, хотя это место и считалось «не

Голосов овраг проходит почти посередине заповедника и делит территорию Коломенского на две половины. Его длина – около одного километра, овраг имеет довольно крутые склоны. Он тянется от берегов Москвы-реки до самого проспекта Андропова.

Овраг проходит по самой «дикой» части заповедника, вокруг него – заброшенные сады, поросшие травой склоны и небольшие рощицы. На его берегу находится выдающийся памятник древнерусского зодчества – церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная в XVI столетии.

Документы полицейского управления Московской губернии, относящиеся к Коломенской волости за период 1825—1917 годы, неоднократно отмечают случаи загадочного исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки. Один из случаев приводится в газете «Московские Ведомости» от 09.07.1832 года. Возвращаясь ночью из села Дьякова, крестьяне деревни Садовники Архип Кузьмин и Иван Бочкарёв решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом, хотя это место и считалось «нечистым». Когда они спустились в овраг, то погрузились в густой туман, а когда прошли между Девичьим и Гусь-камнями, то словно канули куда-то и оказались в коридоре, залитом белёсым светом и загромождённом непонятными предметами. Мужики вошли в него и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут вокруг снова заклубился туман, и крестьяне продолжили путь. Вскоре они вновь очутились в овраге и, выйдя из него, направились домой. Каково же было удивление друзей, когда они узнали, что отсутствовали дома больше 20 лет, и на дворе уже 1831 год...

«История, застывшая в камне» — это распространенное выражение в полной мере применимо к столичному музею-заповеднику «Коломенское». Белоснежную церковь Вознесения построил здесь еще в 16 веке великий князь Василий III. Роскошные Царские врата возведены в царствование Алексея Михайловича. На соседнем холме возвышается храм Иоанна Предтечи, построенный в честь восшествия на престол самого Иоанна Грозного.

На территории нынешнего Коломенского, в селе Дьяково были обнаружены остатки городища, возникшего здесь еще две с половиной тысячи лет тому назад. Это поселение дало имя целой археологической культуре — Дьяковской.

Каково же происхождение Коломенского и почему оно было так названо? Существует несколько версий. Говорят, что село было основано еще римскими легионерами, которыми руководил полководец по имени К. Коломень. Михайло Ломоносов также считал, что римляне в прошлом вполне могли обосноваться в Подмосковье. В 1908 и 1916 годах профессор А. Некрасов, проводивший раскопки в Коломенском, находил надгробные плиты с надписями на старославянском и латинском языках. Одна из таких надписей гласила: «Prаеfесtus сvintus Соlоmnius». Летом 1903 года крестьянин села Коломенское обнаружил остатки доспехов и оружия римского легионера, а в 1916 году А.Некрасов нашел лаборум — римский военный знак, служивший знаменем.

Знаменитый Голосов овраг по количеству сложенных о нём легенд заметно опережает по востребованности все остальные местные коломенские достопримечательности. Там где он находится - это «дикая» часть заповедника Коломенское - заросшие травой холмы, небольшие рощицы и два старых фруктовых сада с большими валунами в овраге, напоминающими образы древних седых языческих религий. По дну оврага течет небольшой ручей (Голосов - он же Коломенский), образованный родниками, которых здесь великое множество. Предание гласит, что родники эти – следы коня самого Георгия Победоносца, когда-то проскакавшего здесь с вестью о своей победе над темным змием. Вода в ручье очень студеная. Утверждают, что ее температура круглый год одна и та же – плюс 4 градуса, что наделяет ее свойствами наибольшей плотности и живительной силы. Зимой ручей не замерзает даже в суровые морозы, чему никто пока не дал вразумительного объяснения.

Москва, как известно, расположена и стоит на так называемой Русской платформе, очень прочном геологическом образовании. Однако у каждой такой платформы есть свои разломы (гигантские трещины). Один из самых больших разломов как раз и проходит под Голосовым оврагом. Здесь даже были обнаружены следы древней вулканической деятельности. Так что эти места с полным основанием можно считать «воротами в подземное царство». Получается, что через этот разлом на поверхность прорываются мощные энергетические поля, а ориентировка оврага с запада на восток рассекает естественное магнитное поле Земли. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге более чем в 12 раз, а вблизи «святых валунов» – более чем в 27 раз. Замечено, что здесь иногда внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр «заколдованного» оврага...

Альтернативные исследователи даже рассказывают, что однажды при замере этих самых электромагнитных полей один из ученых был резко поднят неизвестной силой в воздух на высоту 2,5 метров и брошен на почти отвесный склон оврага. Сам магнитометр вышел из строя, а «измеритель лептонных полей» (и такой у них есть) зафиксировал кратковременное наличие «критической массы», якобы влияющей на сознание людей.

Святые камни

Одна необычная и важная достопримечательность этих мест – два огромных камня-валуна в глубине оврага весом около пяти тонн каждый. Причем основная масса этих валунов-песчаников находится в толще земли. На поверхность выходят лишь небольшие их части. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком склоне. История этих каменных исполинов уходит в глубь веков. Считается, что им поклонялись еще языческие племена, жившие здесь около полутора тысячелетий назад. Считается, что именно тогда камни и получили свои имена. Нижний из камней (он нам встретится первым) называют «Гусь-камень». Считается, что он покровительствует мужчинам, даруя воинам силу и удачу в бою. Верхний (на склоне) - «Девичий камень». Он, соответственно, приносит счастье прекрасной половине человечества во всех смыслах. "Вот сейчас вы видите «Гусь-камень» издали.

С камнями в овраге связана легенда (современная) о Георгии Победоносце, который якобы бился именно на этом месте со змием (драконом), а камни - это останки коня и дракона (или одного из них; наиболее распространён вариант, в котором нижний (по высоте) камень (то есть Гусь-камень, «мужской») - остатки головы коня, а верхний (то есть «пупырчатый» Девий, «женский») - его внутренностей). По материалам М. Гривы, легенда начала обретать популярность в 1980-е годы и полностью закрепилась к концу 1990-х.

-2

Интерес в частности неоязычников к камням связан с именем А.С. Чигрина, который, будучи студентом исторического факультета Московского педагогического института им. В.И. Ленина, с 1985 года также работал экскурсоводом музея-заповедника «Коломенское». В своей курсовой и дипломной работах, «Языческое святилище в Коломенском», Чигрин предложил гипотезу о том, что «священные камни … уходят своими корнями в далекое языческое прошлое» и популяризировал эту теорию во время своих экскурсий к камням, которые проводил с 1989 года. Однако по мнению М. Гривы, «достоверные сведения о камнях восходят ко времени не ранее конца 1940-х - начала 1950-х годов». Наиболее вероятно, что почитание этих камней было привнесено извне - москвичами «из города» или другим пришлым населением - и лишь затем частично воспринято жителями близлежащего села Дьяково.

«Гусь-камень» (с углублениями, размером открытой части около 2×1,5 метра) считается мужским и по утверждению «компетентных специалистов», приносит мужскую силу, доблесть и вообще, успех в мужских делах и предприятиях. Также утверждается, что этот камень исцеляет телесные проблемы у мужчин, особенно в половой сфере. Отмечается, что и женский пол получит у Гусь-камня поддержку в делах и карьере. Кроме всего прочего оба камня используется эзотериками «для контактов с потусторонним миром», с собственной душой, языческими богами и прочими невидимыми сущностями (нетрудно догадаться какими). Часто рядом можно увидеть людей, разговаривающих с камнями, вот как примерно этот молодой человек ведущий с Гусь-камнем незримый диалог о вечном.

Девий камень (возможно изначально именно Дивий камень, от слова дивный) «сохранил внешне в своей форме окаменевший рельеф морского дна». Он затейливой пузырчатой формы и имеет размер открытой своей части около 2×2 метра. В дождливую погоду к нему почти невозможно добраться потому как основательных лестниц здесь фактически нет.

-3