Найти в Дзене
Алексей Довнар

Слово в понедельник первой седмицы Великого поста

Накануне вступления на путь Святой Четыредесятницы мы просили друг у друга прощения, а сегодня начинаем движение, полное самоконтроля, молитвы и покаяния, где последнее невозможно без предпоследнего, а срединное - без первого. Именно поэтому на первой неделе Великого поста нам предлагается чтение покаянного канона Андрея Критского, чтобы чрез собранные в нем эпизоды разбудить в своих памяти и стремлениях порыв к изменениям.  Будучи детьми прародителей своих Адама и Евы, мы унаследовали от них поврежденность человеческой природы, которую преподобный Андрей выразил в словах: «Ада́ма первозда́ннаго преступле́нию подража́вше, отдали́лся аз от Бо́га и отпа́л от благода́ти, лиши́лся ве́чнаго Ца́рствия и ра́достей его́, грехо́в мои́х ра́ди» и ещё: «Увы́ мне́, несча́стная душе́ моя́! Но́ ты и пе́рвой Еве подража́ла, и́бо на пло́д воззре́вше, ты дре́ву необду́манно прикосну́лась и сне́дь без тре́пета вкуси́ла, и го́речию его испо́лнилась». Грехопадение наших прародителей стало не только лич

Накануне вступления на путь Святой Четыредесятницы мы просили друг у друга прощения, а сегодня начинаем движение, полное самоконтроля, молитвы и покаяния, где последнее невозможно без предпоследнего, а срединное - без первого. Именно поэтому на первой неделе Великого поста нам предлагается чтение покаянного канона Андрея Критского, чтобы чрез собранные в нем эпизоды разбудить в своих памяти и стремлениях порыв к изменениям. 

Будучи детьми прародителей своих Адама и Евы, мы унаследовали от них поврежденность человеческой природы, которую преподобный Андрей выразил в словах: «Ада́ма первозда́ннаго преступле́нию подража́вше, отдали́лся аз от Бо́га и отпа́л от благода́ти, лиши́лся ве́чнаго Ца́рствия и ра́достей его́, грехо́в мои́х ра́ди» и ещё: «Увы́ мне́, несча́стная душе́ моя́! Но́ ты и пе́рвой Еве подража́ла, и́бо на пло́д воззре́вше, ты дре́ву необду́манно прикосну́лась и сне́дь без тре́пета вкуси́ла, и го́речию его испо́лнилась».

Грехопадение наших прародителей стало не только личной трагедией Адама и Евы, но и многих поколений после них, до сего дня. Всю пагубность изгнания из Рая первых людей, которые лишились жизни в Боге, а потому зачахли в вере и делах ее, мы познаем из последующих песней канона: маловерный апостол Петр чуть не утопает, когда решается идти ко Христу по воде, Рувим, сын Иакова, оскверняет ложе отца, а братья Иосифа из зависти продают его в рабство, - сие лишь толика примеров, каким стало человечество.

Очевидно, что первородный и последующие грехи отдельного человека и всего человечества - то, что никак не может служить сколь-нибудь минимальному созиданию блага, поскольку невозможно соединить его с грехом, в своей ненасытности противоположность добродетели не дает душе воспарить над обстоятельствами и приблизиться к истоку Пути, к подлинной Истине и полноценной Жизни - в Троице славимому Богу. Такое положение дел не укладывается в первоначальный замысел Творца о Своем венценосном творении.

«Каков же замысел Творца», - спросит современный человек? Однозначно, в наследовании жизни вечной, причем не той, о которой грезят любители косметологических процедур, тщетно продлевающие свою молодость, но такой, когда творение, то есть каждый из нас, соединится с Богом - источником всякого блага и пребудет в непреходящей радости и блаженстве во Царствии Небесном. Сегодня мы знаем, что ждет нас впереди. Однако это знание может и должно быть достигнуто через деятельное преуготовление к его реализации в явь уже здесь, на земле.

Для деятельного преуготовления к вечной жизни с Богом нам и дан Великий пост, в котором преподобный Андрей Критский словами канона увещевает всех и каждого из нас: «Пости́лся Госпо́дь в пусты́не со́рок дне́й и гла́д челове́ческий испыта́л. Не убо́йся, душе́, искуше́ний врага́, но отрази́ их от ног твои́х моли́твою и посто́м». Не останемся глухи к призыву покаяния, в нем же есть подлинно преображение душ и телес наших, кои принадлежат не нам, но Тому, Кем мы сотворены, значит, к Нему мы и призваны прийти и войти в радость Господа своего.