Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Бронеавтомобили Колчака - Фиат-Омский, 1918

На вооружении армии Российской Империи, стояло множество разношёрстных бронеавтомобилей. С расколом империи, а также Гражданской войны, вся эта разношёрстная техника была разделена между воюющими группировками — их в стране было около десятка (включая две основные и несколько сочувствующих той или иной стороне группировок), каждая из которых искала способы усилить свою военную мощь. Об одном из бронеавтомобилей, появившихся на свет в это суровое время, был Фиат-Омский. В 1918 году Российское правительство (фактически самопровозглашённое) под руководством бывшего царского адмирала Александра Колчака озадачилось усилением боевой мощи — для борьбы с «красной заразой» необходимо было вооружать армию новой техникой. В своих путешествиях по европейским странам и США он сумел заручиться обещаниями поставить Российскому правительству современные образцы боевой техники, но до этого ещё было время — поставки начнутся в 1919-1920 годах. А пока нужен был выход из ситуации. Выход нашёлся довольно б
Оглавление

На вооружении армии Российской Империи, стояло множество разношёрстных бронеавтомобилей. С расколом империи, а также Гражданской войны, вся эта разношёрстная техника была разделена между воюющими группировками — их в стране было около десятка (включая две основные и несколько сочувствующих той или иной стороне группировок), каждая из которых искала способы усилить свою военную мощь. Об одном из бронеавтомобилей, появившихся на свет в это суровое время, был Фиат-Омский.

Бронеавтомобиль Фиат-Омский в однобашенном варианте. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль Фиат-Омский в однобашенном варианте. Фотография в свободном доступе.

История создания

В 1918 году Российское правительство (фактически самопровозглашённое) под руководством бывшего царского адмирала Александра Колчака озадачилось усилением боевой мощи — для борьбы с «красной заразой» необходимо было вооружать армию новой техникой. В своих путешествиях по европейским странам и США он сумел заручиться обещаниями поставить Российскому правительству современные образцы боевой техники, но до этого ещё было время — поставки начнутся в 1919-1920 годах. А пока нужен был выход из ситуации.

Чертёж-схема бронеавтомобиля Фиат-Омский. Фотография с сайта RCforum.ru, находится в свободном доступе.
Чертёж-схема бронеавтомобиля Фиат-Омский. Фотография с сайта RCforum.ru, находится в свободном доступе.

Выход нашёлся довольно быстро — в американском подразделении FIAT внезапно «вспомнили», что согласно контракта от 1916 года в Россию недопоставили почти два десятка шасси от автомобилей Fiat 55HP. И в рамках «союзнической помощи», эти шасси были поставлены администрации Колчака. Сразу после поставки этих шасси, в администрации начали думать, что с ними делать — решение нашлось практически сразу. Все эти шасси решили забронировать и использовать в войсках для борьбы с «красными». Однако заказ формировать не спешили — «кустарщину» творить не сочли нужным, а каким должен быть настоящий бронеавтомобиль, конструкторы в России всё ещё не понимали.

Но проект бронирования отдали в разработку конструкторам одной из Омских мастерских. Хотя есть сведения, что часть броневиков строили и во Владивостоке, по собственному проекту. Этим и объясняется разница в их устройстве — часть бронемашин выпускалась в однобашенном, часть — в двубашенном варианте. В остальном конструкция машин была практически идентичной.

Описание конструкции

По мнению некоторых экспертов, бронеавтомобили Фиат-Омский были одними из лучших образцов военной техники, собранной в годы Гражданской войны. Но что же в них было такого интересного?

Корпус и башня

Корпус броневиков имел классическое строение и компоновку, присущее всем бронеавтомобилям того времени. В его основе — пространственная рама, с приклёпанными к ней листами стальной катаной брони толщиной от четырёх до шести миллиметров. Такое бронирование объяснялось задачами, которые планировалось возложить на эти машинки — разведывательные операции, проведение диверсий, а также охрана конвоев и поддержка локальных операций против «красных летучих отрядов». Отчасти благодаря относительно лёгкому корпусу, двигатель машины позволял развивать достаточно высокую скорость.

Фиат-Омский в двухбашенном варианте. Фотография в свободном доступе.
Фиат-Омский в двухбашенном варианте. Фотография в свободном доступе.

Корпус бронеавтомобиля был объединением лучших частей из бронеавтомобилей трёх видов — «Фиат-Ижорский», «Остин» и бронеавтомобилей штабс-капитана Мгеброва.

Два варианта корпуса различались не сильно - «короткий» корпус имел закруглённые обводы лобовой части, а также оснащался одной башней. «Длинный» вариант отличался наличием сразу двух башен в спонсонных установках. Обе конструкции обеспечивали обстрел из оружия на все 360 градусов, а мёртвых зон у вооружения практически не было.

Вооружение

В качестве вооружения на всех бронеавтомобилях использовались пулемёты Максим образца 1910 года — в зависимости от конструкции, использовался один или два пулемёта. В «коротком» варианте с одной башней устанавливался один пулемёт, а в длинном — два пулемёта в спонсонных установках.

Боекомплект составлял 3000 патронов для варианта с одной башней и 6000 патронов для варианта с двумя башнями. Располагался боекомплект в железных коробках, расположенных по стенкам боевого отделения. В каждой из коробок размещались по 250 патронов, причём в боекомплект обязательно должны включать две ленты с бронебойными патронами.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве основной силовой установки на бронеавтомобиль устанавливался фирменный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 72 л.с. Запуск двигателя производился с места водителя при помощи электростартёра либо заводной рукояткой снаружи корпуса. Мощность двигателя позволяла автомобилю развивать скорость до 65—70 км/ч на шоссейной дороге и до 40 км/ч — на рокадах. Скорость движения на реверсе составляла порядка 15—18 км/ч.

Двигатель оснащался фирменной четырёхскоростной коробкой передач (3+1) от FIAT. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущий задний мост при помощи карданного вала (от цепей Галля было решено постепенно отказываться, но до этого ещё далеко). Задний мост, также как и в версии Ижорского завода, был предварительно усилен – установлены более прочные оси, усилена конструкция подвески, а также установлены двускатные колёса. Оснащался бронеавтомобиль и стояночным тормозом барабанного типа – он устанавливался на задний мост.

Подвеска машины – полуэллиптическая, рессорного типа, построенная из стальных упругих пластин. Такая подвеска, особенно с использованием резиновых демпферов, давала экипажу бронемашины небывалый на тот момент комфорт – броневик, конечно же, трясло на бездорожье, но не так сильно. Дополнительную «мякотку» при движении экипаж получал за счёт использования шин «гусматик», заполненных густой и вязкой смесью глицерина и желатина. До появления пневматических шин, такие колёса обеспечивали мягкий ход целому ряду гражданских и военных автомобилей. Сами колёса – деревянные, спицованные, изначально открытые, на машинах поздних серий на них надевались стальные колпаки для защиты от повреждений.

Боевое применение

О боевом применении «Фиатов-Омских» точных данных не сохранилось. Скорее всего, около 15 построенных бронемашин в течение 1919—1920 годов использовались различными белогвардейскими формированиями против продвигающихся на Восток частей Рабоче-крестьянской Красной армии. Возможно, что в числе трёх автомобилей, приданных Уфимской группе генерала Михаила Ханжина в период боевых действий на Волге летом 1919 года, были бронеавтомобили «Фиат-Омский». Также вероятно, что «Фиаты-Омские» имелись в подчинении генерала С. Н. Розанова и использовались при подавлении большевистского восстания во Владивостоке в ноябре 1919 года. Некоторые бронемашины в ходе боёв были, возможно, потеряны либо захвачены «красными».

Оба варианта броневиков - "короткий" и "длинный" в одном ряду. Фотография в свободном доступе.
Оба варианта броневиков - "короткий" и "длинный" в одном ряду. Фотография в свободном доступе.

Дальнейшая судьба «Фиатов-Омских» известна лишь эпизодически. В конце 1920 года по меньшей мере две машины «длинной» модификации попали во Владивосток (или находились там всё время, если были собраны в этом городе) и были приняты на вооружение армией Дальневосточной республики. Однако после полного установления советской власти на Дальнем Востоке эти машины ни по каким документам не проходили. Видимо, оказавшиеся в руках Красной армии «Фиаты-Омские» постепенно отправились на слом в 1921 или 1922 году.

Ещё один Фиат-Омский в двухбашенном варианте. Фотография в свободном доступе.
Ещё один Фиат-Омский в двухбашенном варианте. Фотография в свободном доступе.

По сохранившимся фотографиям достоверно известно, что один «Фиат-Омский» каким-то образом попал в руки японцев, однако другие данные о судьбе этой машины отсутствуют. В целом броневик был достаточно удачен, особенно если учесть условия его появления. Технологически удачное шасси «Фиат тип 55» обеспечило бронеавтомобилю весьма неплохие динамические характеристики, а вооружение и бронирование в целом соответствовали большинству русских броневиков того времени. Другое дело, что в силу «кустарности» производства качество сборки страдало, да и омские броневые листы были не самого высокого качества. Так или иначе, «Фиатов-Омских» было слишком мало, чтобы оказать существенное влияние на ход боевых действий. Однако их можно считать единственными полноценными серийными бронеавтомобилями, самостоятельно созданными Белым движением.

Заключение

Белое движение внесло не слишком большой вклад в историю развития бронетехники, но все же отрицать этот вклад совсем невозможно. И эрзац-танки на основе тракторов, и «Фиат-Омский» оставили свой след на страницах истории. Жалко, что от них не сохранилось даже толковых чертежей — лишь посредственного качества фотографии и отрывочные сведения, по которым сложно составить полноценную картину. В этом плане у военных историков еще огромный фронт работ.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.