Найти в Дзене

7 мифов об аудиоформатах: правда о DSD, FLAC и MP3

Музыкальные споры — это не только про жанры и любимые группы. В мире аудио полно мифов о том, какие форматы звучат лучше, какой битрейт «жирнее» и почему одни цифры важнее других. Давайте развеем 7 самых популярных заблуждений — с юмором и без маркетинговой магии. DSD (Direct Stream Digital) иногда представляют как волшебный формат, чуть ли не аналоговый в цифровом мире. Но по факту – это просто другой способ кодирования. PCM (FLAC, WAV) работает иначе, но не хуже. А некоторые программы и устройства конвертируют DSD в PCM перед воспроизведением, так что его «аналоговость» больше рекламный трюк. А реальное преимущество заключается в конкретном устройстве. Фанаты WAV утверждают, что он чище, потому что несжатый. Но на деле FLAC – это тот же WAV, просто упакованный без потерь. Единственная разница – в обработке на уровне железа и ПО. Разве что можно поверить, что дополнительные вычисления наводят какие-то мистические помехи на аналоговую часть воспроизводящих устройств. Пока что никто эт
Оглавление
7 мифов об аудиоформатах: правда о DSD, FLAC и MP3
7 мифов об аудиоформатах: правда о DSD, FLAC и MP3

Музыкальные споры — это не только про жанры и любимые группы. В мире аудио полно мифов о том, какие форматы звучат лучше, какой битрейт «жирнее» и почему одни цифры важнее других. Давайте развеем 7 самых популярных заблуждений — с юмором и без маркетинговой магии.

1. DSD – самый лучший формат, потому что в нём «аналоговый звук»

DSD (Direct Stream Digital) иногда представляют как волшебный формат, чуть ли не аналоговый в цифровом мире.
DSD (Direct Stream Digital) иногда представляют как волшебный формат, чуть ли не аналоговый в цифровом мире.

DSD (Direct Stream Digital) иногда представляют как волшебный формат, чуть ли не аналоговый в цифровом мире. Но по факту – это просто другой способ кодирования. PCM (FLAC, WAV) работает иначе, но не хуже. А некоторые программы и устройства конвертируют DSD в PCM перед воспроизведением, так что его «аналоговость» больше рекламный трюк. А реальное преимущество заключается в конкретном устройстве.

2. FLAC звучит лучше, чем WAV

Фанаты WAV утверждают, что он чище, потому что несжатый.
Фанаты WAV утверждают, что он чище, потому что несжатый.

Фанаты WAV утверждают, что он чище, потому что несжатый. Но на деле FLAC – это тот же WAV, просто упакованный без потерь. Единственная разница – в обработке на уровне железа и ПО. Разве что можно поверить, что дополнительные вычисления наводят какие-то мистические помехи на аналоговую часть воспроизводящих устройств. Пока что никто этого не доказал.

3. MP3 – это ужасное качество, слушать невозможно

MP3 – формат с потерями, но 320 кбит/с в слепом тесте мало кто отличит от FLAC.
MP3 – формат с потерями, но 320 кбит/с в слепом тесте мало кто отличит от FLAC.

MP3 – формат с потерями, но 320 кбит/с в слепом тесте мало кто отличит от FLAC. Да, 128 кбит/с – это боль, но хороший MP3 вполне звучит достойно. Качественный mp3 - это честный hi-fi. К тому же, многие студийные записи сами по себе далеки от идеала.

4. Чем больше битрейт – тем лучше звук

Интуитивно кажется, что 1411 кбит/с (CD) в разы лучше 320 кбит/с (MP3, AAC).
Интуитивно кажется, что 1411 кбит/с (CD) в разы лучше 320 кбит/с (MP3, AAC).

Интуитивно кажется, что 1411 кбит/с (CD) в разы лучше 320 кбит/с (MP3, AAC). Но если кодек качественный, разница на слух будет минимальна. После 256-320 кбит/с разница становится практически неразличимой.

5. Высокая частота дискретизации даёт более качественный звук

192 кГц лучше, чем 44,1 кГц? Не факт.
192 кГц лучше, чем 44,1 кГц? Не факт.

192 кГц лучше, чем 44,1 кГц? Не факт. Человек редко слышит выше 20 кГц, а высокие частоты – это нагрузка на ЦАП и усилитель. Если железо посредственное, можно получить больше искажений, а не качество. Ключевую роль тут играют фильтры ЦАП и общая реализация устройства – без этого даже 192 кГц могут звучать хуже, чем добротные 44,1 кГц.

6. Человеческое ухо слышит разницу между 24 бит и 16 бит

На бумаге 24 бита дают больший динамический диапазон
На бумаге 24 бита дают больший динамический диапазон

На бумаге 24 бита дают больший динамический диапазон, но в реальных условиях (особенно в шумной комнате) это мало заметно. Однако важно помнить, что 24 бита помогают уменьшить искажения тихих звуков, особенно при высоком качестве записи и воспроизведения. И, главное – это качество реализации, а не сухие цифры.

7. Кабели улучшают звук

Кабели за тысячи долларов не превратят вашу комнату в концертный зал сами по себе.
Кабели за тысячи долларов не превратят вашу комнату в концертный зал сами по себе.

Кабели за тысячи долларов не превратят вашу комнату в концертный зал сами по себе. Толстый медный кабель достаточно толстого сечения уже отлично передаёт звук.

А цифровые кабели (USB, HDMI) передают нули и единицы – если ошибок нет, разницы тоже нет. Если кабель не из разряда «шнурков для зарядки», то проблем не будет.

Аналоговые кабели (межблочные, акустические) действительно могут немного влиять на звук, но только в рамках законов физики – проводимость, экранирование, сопротивление.

А вот разница между кабелями кабелем куда меньше, чем влияние помещения, где вы слушаете музыку, колонок, усилителя и ЦАП.

Итог

Аудио – это не только цифры, но и субъективное восприятие.
Аудио – это не только цифры, но и субъективное восприятие.

Аудио – это не только цифры, но и субъективное восприятие. Многие мифы живут благодаря маркетингу и индивидуальному опыту. Главное – не зацикливаться на характеристиках, а просто наслаждаться музыкой.

И, в заключение, напомню, что у меня есть Телеграм канал и чат, где вы можете задать вопросы.