Сегодня это прозвучит странно, но в эпоху Перестройки петь сентиментальную любовную лирику для рок-музыканта считалось «отстоем» и «попсой». Причём осуждение подстерегало «отступника» не со стороны властей, а со стороны своих же соратников – непримиримых рокеров.
Борису Гребенщикову (признан в РФ иноагентом) за былые заслуги подобное прощалось, да и пел он в то время больше о Любви Вселенской, несколько витиевато и отвлеченно. Так что все шишки за любовную лирику пришлось получить Вячеславу Бутусову за его трагическую суицидальную балладу об утерянной любви.
Первую шишку в лидера НАУТИЛУСА запустили его же земляки. Когда Слава в 1986 г. впервые представил на их суд «Я хочу быть с тобой», песню единогласно признали полной туфтой.
Л. Порохня, «Достоверное описание жизни и превращений Nautilus’a…»:
«После съемок, разумеется, выезжали к тому же Лёхе на квартиру, где мероприятие продолжалось до утра. Там-то однажды и предложил Слава спеть новую песню. Друзья согласились. Слава взял гитару и в довольно непривычной для себя манере стал петь: «Я пытался уйти от любви…»
Пел старательно, с чувством, по окончании установилась в комнате продолжительная пауза, первым слово взял Белкин:
— Ну, это полное г..но!
Слава несколько опешил, однако друзья поддержали вышеприведенное мнение, и через полчаса выяснилось, что такой дерьмовой песни Слава в жизни своей не писал…»
Из интервью с В. Бутусовым:
«ВБ: – …тогда в Свердловске было строго: либо музыка – кабак, либо хард-рок. Жестко. И ничего промежуточного.
– А это куда отнесли?
ВБ: – Кабак. Я и не спорил…».
В. Бутусов, из интервью 1999 г.:
«Лёша Могилевский хорошо сказал. Мне очень понравилась терминология — «мелодизированная какашка». Человек требовательный, сразу видно».
Бутусов сник и чуть было не забраковал творение. Однако 3 мая 1987 года «Hayтилусы» все-таки решились сыграть ее на концерте.
Как вспоминал сам Бутусов, песню осторожно «запихнули в середину программы». Когда стало понятно, что массы в отличие от братьев-рокеров реагируют на нее более чем нормально, НАУТИЛУС решился на студийную запись. Запись производилась в студии Аллы Борисовны Пугачевой, которая в то время прогрессивно опекала свердловских самородков. Во время аранжировки, как всегда, отличился Алексей Могилевский. Хотя он и называл песню "какашкой", его саксофонное вступление и ныне узнаётся с трёх нот.
Впервые в СМИ «Я Хочу Быть с Тобой» прозвучала в программе «Взгляд», затем была совместная с БРИГАДОЙ С концертная пластинка, а в 1988 году песня украсила пластинку «Князь Тишины», составленную в основном из перезаписанных старых хитов.
Забегая вперед, стоит сказать, что не все опасения группы по поводу песни были напрасными. Рокеры все-таки окрестили НАУТИЛУС попсой, Кинчев, несмотря на дружеские отношения с Бутусовым, сказал, что это, мол, «группа для девчонок», а сами девчонки стали при прослушивании этого хита лить кровавые тинейджерские слезы и придумывать душераздирающие истории.
В. Бутусов:
«Любовь зачастую понимается как отношение одного конкретного человека к другому – Васи к Любе, а понятие это гораздо шире, оно охватывает собою не только связи «человек – человек», но и другие: «человек – явление», «человек – символ», «человек – жизнь» в конечном итоге. Я не знаю, как так получилось, что в упомянутой песне центр тяжести сместился на тему любви в узком смысле. Видимо, так убога «любовная» тема на современной эстраде, если люди воспринимают лобово и нашу вещь. А может, у нас не все получилось, хотя задача была шире: попытка через любовь, через эмоции выразить вообще отношение к жизни».
В. Бутусов, «Комсомольская жизнь» №17 сентябрь 1988 г.:
«…нельзя всё время ориентироваться на одну аудиторию. Зачем? Мы меняемся, меняется наше творчество.
Сейчас мы пришли к выводу, что давать остросоциальные образы, зарисовки мало. Нужно говорить об общечеловеческих ценностях, таких чувствах, как, скажем, любовь… Песня «Я хочу быть с тобой» — это одна из попыток выйти на такой уровень и, кажется, довольно удачной.
Конечно, мы можем потерять часть зрителей, но, думаю, всегда найдутся люди, которые нас поймут».
Люди не просто "поняли". «Я Хочу Быть с Тобой» тут же затмила у масс популярность таких остросоциальных хитов, как «Ален Делон» или «Скованные одной цепью».
И ни одну девочку тогда бы не удовлетворила бы настоящая история создания этой композиции. Во-первых, текст написал не трагичный худощавый красавец Бутусов в орденах и галифе, а кругленький очкарик Кормильцев, напоминающий младшего научного сотрудника. Да и написал он её, как говорят, по совершенно незначительному поводу.
Андрей Гамалов «Вячеслав Бутусов: Тихие игры падшего ангела», 1996:
«Существует легенда: «Я хочу быть с тобой» написана после того, как у Кормильцева на даче во время пожара погибла жена. При личной встрече с пухленьким, мирным Кормильцевым я спросил о происхождении этого слуха.
— Бред какой, — хохотнул Кормильцев. — Просто одна… знакомая… опоздала на свидание на пятнадцать минут».
Хороший пример того, как эмоционально сильные вещи рождаются на совершенно банальном жизненном материале.
Из интервью с В. Бутусовым, «МК Бульвар» №13, 26 марта - 1 апреля 2001 г.:
«— Так что, у Кормильцева был в жизни такой трагический случай?
— Это надо с ним переговорить, я могу предполагать какие-то вещи, но точно не скажу. Хотя художнику, которым, несомненно, является Илья Кормильцев, присуще гипертрофировать ситуацию в момент переживания. Это гротеск все-таки. Так что не знаю, как на самом деле все происходило. У всех у нас в жизни была какая-то трагическая любовь и так далее».
Из интервью с И. Кормильцевым, составленное по вопросам посетителей сайта E1.RU:
«— Расскажите пожалуйста, как писалась «Я хочу быть с тобой». Просто, это была сессия или каникулы, зима или лето, можно было сосредоточится или было много других дел?
— Весна, я уже пять лет как забыл, что такое сессии, после работы, в городе Ревда Свердловской области».
Более того - окончательный текст песни Бутусов сложил из двух разных стихотворений.
В. Бутусов:
«Илья принёс стопку текстов. У меня были подобраны несколько мелодий. Настроение было лирически-романтическое: «Я пытался уйти от любви…». Сидели, как обычно, на кухне, я запрокинул голову и увидел грязный побеленный потолок. В новой песне не хватало одной части. Начали перебирать исписанные и испечатанные листы. Вот! «В комнате с белым потолком, с правом на надежду» – то, что надо».
Песне про «пьяного врача, который сказал, что ее больше нет» была суждена долгая жизнь – она часто приберегалась Бутусовым как рояль в кустах, когда концерт особо не клеился. Однако она так «достала» авторов, что они начали относиться к своему хиту с неприкрытой иронией и даже цинизмом.
И. Кормильцев:
«Ведь был создан некий образ Славы – эдакий Бурмильцев. Это была такая точка пересечения, или компромисс чувства, эмоция, позиция, эстетика, которая была одинаково для нас обоих приемлема и интересна. В результате мы подсознательно начали на нее работать. …Правда, этот образ постепенно превратился в некую независимую синтетическую личность, начавшую самостоятельное существование».
В. Бутусов, из интервью журналу «Медведь», 2005:
«...некоторые наши товарищи в шутку исполняли: «Я хочу быть крутой, я хочу быть как Цой». А «Машина времени» в автобусе — мы вместе ездили с концертами, они во втором отделении, а мы в первом, публику разогревали — так стебалась над нами: «Я хочу быть крутой, я хочу быть Голдой». Это был их директор, Валера Голда — очень крутой человек, очень; по тем временам».
В. Бутусов, «Огонёк», март 2001 г.:
«На самую трагическую песню своей молодости «Я хочу быть с тобой» я недавно нарисовал очень прикольный рисунок. Там сидит такой маленький измученный мужчинка. Худой, со слезами на глазах, ног нет, отрубили, видимо, кровь течет… А на заднем плане такая властная женщина стоит, колоритная, толстая, с решительным лицом, руки властно расставила. И подпись — строчка из серьезной трагической песни: «Он пытался уйти от любви». Я это называю: свежий взгляд на старые вещи. Он необходим, чтоб не сойти с ума».
Бутусов долго и неприкрыто издевался над своей знаменитой песней, пока неожиданно не открыл для себя в ней новый, чуть ли не религиозный, смысл.
В. Бутусов:
«…я по-другому стал на эту песню смотреть! Я перестал над ней глумиться. Вместо того чтобы всю жизнь благодарить судьбу за то, что со мной произошло, я глумился! Я считал, что я корявый. И все остальное корявое.
…Раньше я воспринимал песню «Я хочу быть с тобой» исключительно как страдания. Но, чтобы страдания не трансформировались в изнывания, нужен соответствующий повод. То есть я воспринимал эту песню как повествование об утраченной любви, но плохо представлял себе масштабы этой трагедии. Теперь я понимаю это как персональный конец света.
…Когда мы записывали с продюсером «Нау-Бума» Олегом Барановым песню «Я хочу быть с тобой» для этой пластинки, он спросил у меня после записи вокала, почему я так загадочно улыбаюсь, а у меня просто вырабатывался при исполнении именно этой версии какой-то золотой фермент, и я был счастлив».
Кавер группы АКВАРИУМ:
Вячеслав Бутусов и Ichigo Tanuki - 君と居たい / Я хочу быть с тобой
***
Ссылки на мои другие статьи о песнях группы НАУТИЛУС:
Автор: Сергей Курий