Влияние на затраты в складской логистике оказывают несколько ключевых факторов, таких как: расположение склада и транспортная доступность, размер и конфигурация помещений (площадь, высота, планировка, наличие погрузочных доков), тип хранимых и отгружаемых товаров (габариты, вес, хрупкость), сезонность спроса по ассортименту, текущий уровень автоматизации (использование складской техники, роботов, автоматизированных систем управления).
Оптимизация затрат является непрерывным процессом, требующим комплексного подхода в планировании ресурсов и постоянного анализа данных. Внедрение современных технологий, эффективное управление запасами, а также оптимизация внутренних процессов позволяют значительно снизить расходы и повысить конкурентоспособность бизнеса.
Затраты в складской логистике
Затраты в складской логистике можно классифицировать по следующим направлениям:
- Затраты на хранение: аренда или покупка склада, оплата коммунальных услуг (электричество, отопление, вода, канализация), затраты на техническое обслуживание и ремонт помещений, охрану и видео наблюдение.
- Затраты на оборудование: покупка или аренда погрузочно-разгрузочной техники (погрузчики, штабелеры, краны), складской техники (стеллажи, конвейеры, поддоны, тара), затраты на техническое обслуживание и ремонт оборудования.
- Затраты на приемку и отгрузку товаров: погрузочно-разгрузочные работы, упаковка товаров, маркировка, процедуры контроля качества.
- Затраты на управление запасами: затраты на учет товаров и проведение инвентаризаций, планирование закупок, включая мониторинг и оценку поставщиков, затраты на реверсивную (возвратную) логистику.
- Затраты на транспортировку: затраты на перемещение, использование складской техники внутри склада и транспортные расходы на доставку товара со склада конечному потребителю (включая топливо, ремонт, страхование транспортных средств или оплату услуг аутсорсинговых компаний).
- Затраты на персонал: заработная плата складских работников, менеджеров склада, охраны, технических служб, работников на аутсорсинге, налоги и социальные отчисления, выделение средств на обучение и развитие персонала.
- Административные затраты: затраты на маркетинг и рекламу, продвижение услуг компании, участие в выставках и конференциях, содержание IT-систем, обеспечение офиса, страхование склада и имущества, разработку новых логистических решений и оптимизацию существующих процессов.
- Затраты на экологию: затраты на утилизацию отходов, оборудования и возвратных товаров, очистку сточных вод.
Точный перечень затрат зависит от специфики каждого конкретного склада, типов отгружаемых товаров и логистических процессов, принятых в компании методов планирования и контроля результатов деятельности.
Необходимо постоянно проводить анализ показателей, чтобы оптимизировать их для повышения эффективности работы складской логистики, минимизировать потери от брака, порчи и краж товара (издержки на утилизацию бракованного товара, упущенная прибыль от продажи испорченного товара), свести к нулю штрафы за нарушение сроков поставки, тогда компания будет конкурентоспособной и способной масштабировать бизнес.
Инструменты для анализа затрат в складской логистике
Оптимизация затрат в складской логистике - это непрерывный процесс, первостепенно необходимо четко определить цели оптимизации, например: снижение себестоимости хранения товаров, повышение производительности труда персонала, сокращение потерь на излишние запасы, перемещения, транспортировку, повышение рентабельности и осуществлять регулярный мониторинг показателей для оценки результатов. Важно, чтобы персонал был готов к изменениям и быстро вовлекся в процессы внедрения новых технологий, правильно рассчитать объем инвестиций. Далее необходимо провести оценочный аудит, анализ текущих показателей процессов и операций, чтобы выявить узкие места и разработать эффективные мероприятия по улучшению деятельности.
Ключевые области оптимизации затрат в складской логистике касаются:
- Планировки и организации складского пространства: рациональное использование площади склада, зонирование, оптимизация расположения стеллажей и проходов, все это позволяет минимизировать затраты на аренду и эксплуатацию.
- Управления запасами: внедрение систем управления запасами (WMS) для автоматизации учета товаров, прогнозирования спроса и оптимизации уровней товаров, это помогает избежать дефицита и возникновения излишков, снижая риски убытков.
- Автоматизации процессов: использование роботизированных систем, конвейеров, сканеров штрих-кодов и других технологий для повышения эффективности погрузочно-разгрузочных работ, перемещения грузов и проведения инвентаризации. Автоматизация повышает скорость обработки заказов, снижает риски влияния ошибок персонала на операционную деятельность и оптимизирует использование трудовых ресурсов.
- Выравнивание транспортных маршрутов: планирование оптимальных маршрутов для доставки товаров на склад от производителей и поставщиков, отгрузки готовых заказов со склада клиентам. Использование GPS-навигации, систем TMS (Transportation Management System/Системы управления транспортом) и других инструментов позволяет сократить затраты на топливо, обслуживание и время доставки.
- Управления персоналом: оптимизация штатного расписания и оптимальное количество работников в штате, обучение персонала, внедрение системы мотивации, это способствует повышению эффективности работы склада и снижению затрат на оплату труда.
В качестве инструментов анализа затрат можно использовать:
ABC-анализ: классификация товаров по их стоимости и объему продаж для фокусировки на наиболее важных позициях, поиск альтернативных поставщиков, сравнение цен и условий поставки для выбора наиболее выгодных вариантов.
SWOT-анализ: Этот метод позволяет оценить сильные и слабые стороны компании, а также выделить возможности и угрозы, связанные с её функционированием в регионе присутствия, разработать долгосрочный и краткосрочный план стратегического развития с измеримыми целями.
Методы методологии Lean (бережливого производства): последовательное выявление причин возникновения несоответствий, чтобы найти корень проблем и оптимизировать затраты. Например, оптимизация планировки склада, максимальное использование пространства, минимизация расстояний перемещения товаров, внедрение стандарта рабочего места («5С»).
Анализ цепочки поставок: оценка затрат на всех этапах операционной деятельности склада (от закупки до доставки клиенту) для выявления узких мест. Например, оценка степени повреждений товаров во время отгрузки от поставщиков или хранения.
Финансовый анализ: изучение финансовых показателей, таких как себестоимость хранения, затраты на персонал, затраты на транспорт и т.д..
Аналитика данных: использование программного обеспечения для сбора и анализа данных о складе, например, о движении товаров, уровне запасов, скорости обработки заказов, количестве ошибок персонала, претензий и рекламаций.
Способы снижения затрат с помощью WMS
Автоматизация при помощи WMS позволяет эффективно планировать размещение товаров на складе, учитывая их размеры, вес, оборачиваемость и другие параметры. Это минимизирует пустые пространства и увеличивает плотность хранения, что приводит к экономии арендной платы и расходов на отопление/охлаждение склада. Например, автоматизация складских операций компании в сфере Horeca при помощи WMS позволило повысить пропускную способность склада на 75% и это отразилось на росте финансовых показателей.
Подробнее про о способах снижения затрат читайте в статье на нашем сайте.
Автоматизация при помощи WMS предоставляет предпринимателям полную картину о состоянии склада, затраты перестают быть «стихийными» и компании могут управлять своими потерями и издержками комплексно, что дает значительное конкурентное преимущество за счет непрерывного совершенствования складских процессов и операций, быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.
Сколько стоит автоматизация склада с AS WMS?