Великая венецианская живопись озарилась первыми лучами славы во вторую половину Кватроченто (1420-1500 гг.). Так вот известный художник этого периода Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1477-1510 гг.), занимает совершенно особое место в истории изобразительного искусства. Он родился в Костельфранко, в конце восьмидесятых или начале девяностых годов XV в. приехал в Венецию. Свое прозвище Джорджоне (что значит "большой Джорджо"), по словам Вазари (1511-1574 гг.), он получил за "величие духа". Учился живописи Джорджоне, скорее всего, у знаменитого Джованни Биллини (1430-1516 гг.), зачинателя венецианского Возрождения. Семейная мастерская Беллини была открыта всему новому. Художественные поиски и смелые эксперименты не оставили равнодушным и юного живописца. По словам русского историка искусств Павла Муратова, Джорджоне взволновал "воображение целых столетий" и "грезится доныне каждому артистическому темпераменту". Этот живописец был замечательным поэтом и музыкантом. По словам Вазари, "игра его на лютне и пение почитались божественными". И нет, пожалуй, во всем мировом искусстве произведений живописи более поэтичных и музыкальных, чем картины Джорджоне.
В этом ли главный секрет его великолепной живописи, играющей на самых сокровенных человеческих чувствах? Какие отличительные качества этого уникального живописца заставляют зрителя влюбляться в его картины с первого взгляда? И чем так примечательна картина "Юдифь"? Разбираемся в этой статье.
Для более комфортного прочтения прилагаем небольшой словарик с терминами и именами. Напоминаем, что полезные материалы по теме можно найти в конце статьи.
Мини-словарик:
1. Возрождение (Ренессанс) — эпоха расцвета искусства и культуры в Европе XIV-XVI веков, вдохновленная античным наследием.
2. Колоризм — особый подход к живописи, основанный на выразительном использовании цвета, характерный для венецианской школы.
3. Композиция — организация элементов картины для создания гармоничного и выразительного художественного образа.
4. Светотень — художественный прием, основанный на контрасте света и тени для передачи объема и глубины.
5. Сфумато — живописный прием, при котором контуры и формы плавно растворяются в дымке, создавая мягкие переходы.
6. Юдифь — библейская героиня, убившая ассирийского полководца Олоферна, образ которой вдохновил многих художников.
Живопись, высвеченная светом и музыкой
В Эрмитаже Джорджоне представлен одной из своих ранних и самых прославленных картин — "Юдифь". Эта картина, навеянная библейским сюжетом, кажется наименее загадочной из всех дошедших до нашего времени полотен Джорджоне. Но трактовка образа Юдифи весьма необычна. Согласно библейской легенде, скромная и благочестивая вдова ради спасения своего народа решила отправиться в стан ассирийской армии, осадившей ее родной город. Сняв траурные одежды, она украсила себя так, "чтобы прельстить каждого", и в таком виде предстала перед вражеским полководцем Олоферном. Чарующая красота и грация молодой женщины покорили чужеземца. В ее честь он устроил грандиозный пир. Но когда опьяненный воин заснул, Юдифь отсекла ему голову его же собственным мечом. Ассирийцы же, узнав, что их военачальник мертв, в панике отступили, и город был спасен. Юдифь стала национальной героиней.
Казалось бы, и на полотне Джорджоне Юдифь, олицетворение гражданской добродетели, должна торжествовать победу. Но на ее лице нет ни триумфа победы, ни гордости за содеянное. Тихо, задумчиво, отстраненно и несколько бесстрастно взирает Юдифь на голову поверженного врага (далекий пейзаж оттеняет ее состояние).
О чем может размышлять женщина, решившаяся на обман и убийство, пусть и ради блага своего народа? Ее чистый лик дышит спокойствием, но за этим спокойствием и целомудренной отрешенностью угадываются непоколебимая решимость и сила.
Чувства своей героини Джорджоне словно вуалирует чарующей женственностью, которую подчеркивают и классические пропорции, и текучие формы ее тела, и благородство ее облика, и струящиеся складки легкого одеяния. С непринужденным изяществом Юдифь опирается одной рукой на сверкающий меч, словно это дорогая трость, а не карающее оружие, а другой грациозно придерживает платье. Если бы не скрытая в тени ее ног хищная голова Олоферна, о сюжете этой картины еще можно было бы поспорить.
Сопоставляя эту картину с другим шедевром Джорджоне — не менее знаменитой "Спящей Венерой" (Дрезденская галерея), выдающийся русский художник Александр Бенуа (1870-1960 гг.), один из наших вдохновенных историков искусства, написал: "...Странная картина, такая же двусмысленная и коварная, как и картины Леонардо. Юдифь ли это? — хочется спросить про эту строгую печальную красавицу, с лицом дрезденской Венеры, так спокойно попирающую отрубленную голову. Какими глазами взглянет на нас эта женщина, если поднимет свои веки, какими глазами взглянет и дрезденская Венера Джорджоне?" Возможно моделью для обеих картин была одна и та же девушка, уж очень поразительно их сходство. Эту тайну унес с собой художник точно так же, как унес он и разгадку многих своих других картин.
Новаторская живопись Джорджоне: теория пропадающих очертаний
Творческие искания молодого художника со временем привели его к важнейшим открытиям, а по существу к созданию новой концепции живописи. Найденные им художественные приемы, неожиданные колористические и композиционные решения не оставили равнодушным даже самого Беллини. Великолепные качества его таланта очень хорошо определены великим французским художником Эженом Делакруа (1798-1863 гг.): "...Живопись вызывает совершенно особые эмоции, которое не может вызвать никакое другое искусство. Эти впечатления создаются определенным расположением цветов, игрой света и тени, словом тем, что можно было бы назвать музыкой картины".
Вглядитесь в картины Джорджоне, и вы увидите нечто такое, чего не было еще никогда до этого в живописи. Великий Леонардо (1452-1519 гг.) разработал теорию "пропадающих очертаний" и частично растворил их в своем сфумато. Джорджоне пошел дальше: он преодолел контур и вместе с ним форму, так что фигуры и пейзаж, все части картины составляют у него единую цветовую симфонию. И в этом отношении его живопись поистине волшебна! Цвет, играя в световых лучах, сам начинает излучать лучезарный свет. "Он считал неприлежным, — пишет про Джорджоне Вазари, — что писать прямо краской, без всяких подготовительных эскизов на бумаге, есть истинный и лучший способ работы и что это и является истинным рисунком". Это утверждение открывает новый этап в истории живописи.
Мастер пользуется теплыми, глубокими тонами, достигая невиданного богатства и гармоничности тональных соотношений. Использование легкой прозрачной светотени позволяет Джорджоне добиться удивительной мягкости письма. Написанная в самые первые годы XVI в., эрмитажная картина "Юдифь" может быть признана ключевой для оценки не только творчества Джорджоне, но и всей Венецианской школы. "Юдифь" утверждает в этой школе новый идеал, идеал Высокого Возрождения, подобно тому, как он был утвержден во Флоренции ранними работами Леонардо.
Вместо заключения
Утонченная живопись Джорджоне несет нечто неизбывно волнующее, притягательное и таинственное. Да и сама личность художника, скрытая от нас почти непроницаемой завесой тайны, столь же притягательна и загадочна. Промелькнув, как молния, на художественном горизонте Венеции, чрезвычайно рано умерший художник очень скоро превратился в легенду. А реальные события его жизни, его чувства, мысли, идеи растворились в том образе, что создали почитатели его таланта. Картины этого удивительного мастера излучают какое-то особое, глубоко волнующее нас поэтическое настроение, лирическую одухотворенность, в которой и воображаемая мечтательность, и едва уловимая и смутная печаль. Не печаль ли эта о молодости, которая прекрасна, но стремительно проходит? Очевидно, но вспомним слова Делакруа о магической гармонии живописи, о душе художника, определяющей его стиль. В бесконечной гармоничной душе Джорджоне, как и в созданных им образах, мы ощущаем некую тайну, манящую и в то же время неуловимую, которая как бы разливается под его кистью по всему миру искусства и разнообразию природы...
Полезные материалы:
1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (2021).
2. Данилова И. Русские писатели и художники XIX века о Дрезденской галерее. Старые мастера в Дрезденской галерее (1959).
3. Муратов П. П. Образы Италии (2022).
4. Arzamas. Наталия Мазур. Лекции. Как увидеть искусство глазами его современников