Любовь Орлова с детства занималась музыкой, потом училась хореографии и пению, брала уроки актерского мастерства. В фильмах она сама пела, танцевала и выполняла акробатические трюки. В кино и на сцене актриса сыграла всего несколько десятков ролей, но была очень популярна у советских зрителей — девушки Советского Союза даже одевались и причесывались под Орлову.
Родилась Любовь Петровна в городе Звенигород 29 января 1902 года в дворянской семье. Отец, Петр Федорович, долгие годы отдал военному ведомству, имел правительственные награды. Мать, Евгения Николаевна Сухотина - была представителем древнего дворянского рода, её отец,Николай Сухотин, был членом Государственного совета и генералом кавалерии, возглавлял Николаевскую военную академию и был дальним родственником графа Льва Толстого. Люба с детства хранила книгу Льва Николаевича «Кавказский пленник», с автографом, оставленным автором специально для нее.
Еще в раннем возрасте у нее проявились способности к пению и танцам. На одном из домашних спектаклей Федор Шаляпин, восхищенный выступлением девочки, сказал, что она станет большой артисткой. Однако родители Орловой и думать не хотели о подобном варианте. Они мечтали, что дочь станет пианисткой, и в семь лет отдали ее в музыкальную школу.
Когда семилетней меня привели на экзамен в Ярославское музыкальное училище, после двух или трех сыгранных мною пьесок меня с похвалой зачислили на первый курс. Но не было предела изумлению учительницы, когда в первый же день занятий она выяснила, что я не знаю ни одной ноты, что на экзамене я играла всё на память (так учила меня мама). Впрочем, нотная грамота далась легко и не задержала моей учебы.
Любовь Орлова
1919-м Любовь стала студенткой московской консерватории. наступили тяжелые времена, нужно было как-то зарабатывать себе на жизнь, и в 1922-м учебу пришлось бросить. девушка стала преподавать музыку и подрабатывать в кинотеатре.
Параллельно с этим юная девушка посещала занятия в ГИТИСе, который в то время был просто театральным техникумом. В 1926 году Любовь Орлова выступала в качестве хористки, а потом перешла в актрисы на музыкальную студию при МХАТе.
В 1926 году Любовь Орлова прошла конкурс в труппу Музыкального театра под руководством В.И. Немировича-Данченко. Ее приняли в хор, но вскоре режиссеры заметили, что молодая артистка хорошо танцует. Любовь Орлова стала выступать с танцевальными номерами.
Она сумела выделиться из коллег, благодаря упорству, красоте и прирожденному таланту. В 1932-м она стала солисткой оперы «Перикола», получив первую в своей жизни центральную роль. Опера произвела настоящий фурор, и театралы толпами ходили на все представления.
Образ Периколы сыграл решающую роль в судьбе актрисы. Именно в этом образе на нее обратил внимание молодой режиссер Г.Александров, который пришел на преставление по совету своего друга. Александров был покорен, ему понравилось в актрисе все — и внешность, и голос, и талант. Режиссер не стал медлить, и предложил Орловой сниматься в его картинах, тем более, что как раз в то время он был занят поиском актрисы на главную роль для фильма «Веселые ребята».
Орлову утвердили на роль Анюты. На съемках у Григория Александрова и начался роман молодой актрисы со знаменитым режиссером, а после окончания работы они сразу поженились.
В прокат картина «Веселые ребята» вышла только спустя два года, в 1934 году: цензоры не поддерживали новый жанр «музыкальной комедии».
История создания моего первого комедийного фильма — это история преодоления множества непредвиденных препятствий, борьбы с противниками «легкого» киножанра, нескончаемых дискуссионных битв вокруг сценария, отнявших у нас, может быть, больше времени, чем съемки картины». Однако, когда премьера все-таки состоялась, Иосиф Сталин сказал: «Я как будто месяц провел в отпуске»
Григорий Александров
С тех пор артистка долгие годы снималась только в фильмах Григория Александрова и играла в них главные роли. Каждый новый сценарий режиссер разрабатывал специально для Орловой. В его картинах раскрывались все таланты актрисы: актриса пела, танцевала, исполняла акробатические трюки.
Ее популярность росла день ото дня, от фильма к фильму. Наверное в стране Советов не было ни одного человека, который бы не знал, кто такая Любовь Орлова. В 40-х годах ее просили выступить перед солдатами, уходящими на фронт. Актриса никогда не отказывала, находила слова напутствия и пела свои песни. Во время войны Орлова объездила все фронты, поддерживая моральный дух бойцов своими концертами.
Война закончилась, и Орлова вернулась на съемочную площадку. В 60-х годах актерская карьера Любови Орловой пошла на спад. Она почти не снимается и не участвует в театральных постановках.
Муж актрисы заботился о том, чтобы в кадре она всегда выглядела эффектно. Черно-белая съемка в мягком свете была максимально выгодна для внешности, Орлову снимали под определенными углами и с подсветкой снизу – так сглаживались морщины, и теней на лице было минимум.
Одной из самых сильных фобий актрисы был страх старости. Когда в 1972 году ей исполнилось 70 лет, она лично обратилась к партийному руководству с просьбой не упоминать в прессе ее возраст. И эта просьба была выполнена! А спустя 2 года Орлова после долгой паузы снялась в фильме «Скворец и Лира», где играла 25-летнюю героиню. Однако на этот раз, несмотря на все усилия съемочной группы, ее возраст на экранах скрыть не удалось. И острословы тут же переименовали этот фильм в «Склероз и климакс».
Интересный факт:
В паспорте актрисы была указана дата ее появления на свет: 29 января (11 февраля по новому стилю) 1902 г. Однако некоторые ее знакомые утверждали, что на самом деле она родилась раньше...
Никто не скажет, сколько ей лет. Она вообще гениальна: когда выдавали паспорта в начале тех же тридцатых, никаких документов не требовали – можно было назвать любую дату рождения и любое имя тоже… Так Любочка не растерялась и сразу скостила себе десяток лет! Это я, идиотка, все колебалась: стоит ли? Потом подсчитала, что два года я все же провела на курортах, а курорты, как говорят, не в счет, так и появилась в моем паспорте новая дата рождения: вместо 1895-го 1897-й. И только! До сих пор не могу себе простить такого легкомыслия!
Фаина Раневская
26 января 1975 года Любовь Орлова ушла из жизни. Она была известна не только в СССР, но и за рубежом. Ее имя стало синонимом вечной молодости и безупречной красоты, она была не просто актрисой – настоящей звездой №1, кинодивой, о которой ходили легенды. Уже в наши дни о ней появилось множество мифов: говорили, что своей славой она обязана Сталину, что ее брак с режиссером Григорием Александровым был фиктивным, что она первая из советских звезд начала делать пластические операции, но не все это было правдой. Правду знала только сама Орлова...
Любовь Петровна Орлова оставила огромный след в истории советского кино и до сих пор остаётся одной из самых узнаваемых и любимых актрис в России и странах бывшего СССР.