Обреченное на провал сотрудничество между нацистской Германией и императорской Японией привело к появлению двух совершенно разных фильмов, преследующих одну и ту же фашистскую цель: «Дочь самурая» и «Новая Земля».
Это должен был быть престижный проект для нацистской Германии и императорской Японии, способ убедить их народ – и мир в целом – в том, что недавно подписанный Антикоминтерновский пакт был больше, чем пустыми словами. Чтобы доказать, что обе страны действительно были Brüdervölker (братскими странами), немецкий и японский режиссеры вместе создали фильм, показывающий, как две страны объединились политически и культурно. Итак, в 1936 году немецкая съемочная группа высадилась в Иокогаме, готовая войти в историю кино.
Фильм будет называться Die Tochter des Samurai (Дочь самурая) и будет показывать любовный треугольник между японцем Теруо (популярный актер Косуги Исаму), его невестой Мицуко (Хара Сэцуко, которая впоследствии станет самой знаменитой кинозвездой Японии) и его немецкой возлюбленной Гердой (Рут Эвелер). Сюжет был прост: Теруо возвращается в Японию после получения образования в Германии, его голова заполнена современными идеями — и Гердой. В Японии он должен воссоединиться со своим Volk (народом) , корнями и чувством долга, отвергнуть Герду и найти свой путь обратно к Мицуко. Он заканчивается тем, что Теруо и Мицуко женятся и у них есть маленький ребенок, и они становятся поселенцами, занимающимися сельским хозяйством в Маньчжурии, Китай, в то время как японский солдат присматривает за ними.
Германия отправила кинорежиссера Арнольда Фанка (1889-1974) в Японию по просьбе влиятельных продюсеров Кавакиты Нагамасы и Кавакиты Касико. Они выбрали Фанка из-за его фильмов о горах и спорте, которые прославляли протофашистскую идеологию, фокусируясь на грандиозных кадрах природы и героических подвигах. Его японским коллегой был Итами Мансаку (1900-46), который, напротив, был сатирическим, левым режиссером со склонностью к тщательно продуманным психологическим портретам и подрывной критике власти. Фанк выбрал Мансаку, основываясь на его работе в исторических фильмах, вероятно, не зная о его политических взглядах. Итами трижды отклонял предложение работать с ним, прежде чем согласился, возможно, под давлением студии или соблазнившись возможностью поработать над международным фильмом. Эти двое мужчин оказались глубоко несовместимыми, и их споры достигли апогея, когда Итами в конечном итоге отказался появляться на съемочной площадке. Однако вместо того, чтобы отказаться от проекта, создатели фильма разделились и сняли два фильма, используя те же декорации, актеров и схожие сюжетные линии: «Дочь самурая» , снятая Фанком, и «Новая Земля » Итами, оба вышли в 1937 году.
Эти фильмы раскрывают столкновение между изображением Японии нацистской Германией и борьбой Японии за утверждение своего собственного образа. Фанк стремился представить то, что он считал «традиционной японской культурой» своей немецкой аудитории, включив в фильм смесь японских занятий и стереотипов, таких как бесчисленные кадры горы Фудзи, цветущей сакуры, женщин в кимоно, поединка сумо и составления икебаны. Он также почти полностью избегал городских сцен, вместо этого сосредотачиваясь на длинных, эстетически приятных кадрах природы. Часто представленные без контекста или сюжетной связи, они идеализировали Японию как досовременное, почти волшебное место, избегая ее современной военной и экономической мощи. Итами, напротив, изображал фабричных рабочих и фермеров и кадры Иокогамы и Токио, представляя Японию как современное индустриальное государство. Он также убрал из своего фильма любое упоминание Германии, сделав Герду американкой и заменив флаг со свастикой, который Фанк щедро использовал, на различные международные флаги, возможно, для того, чтобы дистанцироваться от проекта Фанка или привлечь международную аудиторию.
Тем не менее, несмотря на эти различия, в обоих фильмах прослеживаются схожие темы. Одна из них — троп Volk-ohne-Raum (люди без пространства), центральная тема в нацистской пропаганде, которая утверждала, что после Версальского договора у немецкого народа не было достаточно места для жизни и роста, и он должен был расширяться на Восток. Идеология была тесно связана с идеей bäuerliche Tugenden (крестьянских добродетелей) и священностью почвы, частой темой нацистских пропагандистских фильмов, таких как Schimmelreiter (1934), Ein Volksfeind (1937) и Opfergang (1944).
Хотя троп Volk-ohne-Raum обычно понимается как немецкий, японские мыслители также подхватили его. К 1930-м годам он использовался для обоснования экспансии Японии в Маньчжурию и за ее пределы. Различные персонажи в обоих фильмах выражают обеспокоенность тем, что, хотя японская земля хороша, ее недостаточно, чтобы прокормить Volk (minzoku). Теруо объясняет Герде, что в Маньчжурии плодородная почва, но никто не обладает знаниями, чтобы ее возделывать; отец Теруо говорит ему, что в Японии недостаточно места и что японская земля не может прокормить людей.
Хотя Итами и выступал против ориентализирующих изображений цветущей сакуры и гейш у Фанка, он выступал за японский империализм в Китае. На протяжении всей «Новой Земли » Маньчжурия кажется лишенной людей, с ее полями, строительными площадками, современными городами и улицами, полностью заброшенными — полностью подходящими для переселения японцев.
В версии фильма Фанка, которая распространялась в Германии, все упоминания Маньчжурии были вырезаны после жалобы китайского посла в Берлине. Сцены, изображающие Маньчжурию, остались, но в фильме больше не упоминалось конкретное место действия, поскольку к 1937 году нацистская Германия не решила, кто будет более желанным союзником — Япония или Китай.
Страны Оси продемонстрировали почти абсолютную веру в силу кино, что было продемонстрировано многочисленными пропагандистскими фильмами, которые они произвели. Однако для того, чтобы совместный японо-германский пропагандистский фильм сработал, его нужно было сначала снять. Демонстрируя свою неспособность к сотрудничеству, Фанк и Итами невольно отразили союз между нацистской Германией и императорской Японией и продемонстрировали невозможность создания транснациональной фашистской культуры. Несмотря на многочисленные заявления об обратном с обеих сторон, политическое партнерство Японии и Германии было не более чем пустыми словами. Каждая сторона добавляла секретные поправки к своим договорам и создавала тайные союзы, такие как секретный протокол безопасности Японии в пакте Коминтерна 1936 года и пакт Молотова-Риббентропа Германии с Советами в 1939 году. Однако, хотя обе страны не желали осмысленно сотрудничать, даже в чем-то таком относительно простом, как совместный фильм, они были рады использовать одну и ту же доктрину и средства, чтобы разделить мир между собой. В конечном итоге идеологии, лежащие в основе «Дочери самурая» и «Новой Земли» — агрессивное стремление к экспансии, расовому превосходству и безудержному милитаризму — привели к уничтожению обеих наций.