Доисламская история когда-то была табу в Королевстве Саудовская Аравия. Будет ли «повторное открытие» древнего народа – набатеев – способствовать международному туризму?
До 2017 года или около того Королевство Саудовская Аравия считалось отличительной чертой исламского пуританства, где женщинам в обязательном порядке запрещалось путешествовать без разрешения их опекуна-мужчины, магазины закрывались во время молитвы, а «религиозная полиция» размахивала тростями, чтобы загонять верующих в мечети. Доисламская история была «временем невежества» («джахилийя»), и туризм, когда он был разрешен, был ограничен небольшими группами высокооплачиваемых иностранных бизнесменов и паломников, посещавших священные города Мекку и Медину. Но с приходом к власти наследного принца Мухаммеда бин Салмана (обычно известного как МБС) при его отце короле Салмане (который унаследовал трон в 2015 году) все кардинально изменилось. Теперь женщины могут водить машину. Открываются кинотеатры и концертные залы, которые религиозные лидеры, включая великого муфтия, когда-то считали источниками разврата, а также «города развлечений» и тематические парки в американском стиле. Все это является частью Vision 2030, амбициозной программы, направленной на отучение экономики страны от нефти. Огромные инвестиции вкладываются в туризм, и доисламская история Аравии, когда-то осуждавшаяся как идолопоклонническая, занимает в ней центральное место.
Набатеи
На фоне этого повторного открытия прошлого Аравии, многое делается для раскрытия потенциала оазиса Аль-Ула, расположенного на северо-западе в окрестностях Мадаин-Салиха, также известного как Аль-Хиджр или Хегра. Мадаин-Салих был вторым городом после Петры (ныне в соседней Иордании), созданным Набатейским царством, которое процветало с конца третьего века до нашей эры, пока не было аннексировано римлянами в 106 году нашей эры. Греческий историк Диодор Сицилийский в первом веке до нашей эры описывал набатеев как кочевое племя торговцев, которые избегали земледелия, постоянных жилищ и вина, занимаясь прибыльной торговлей ладаном, миррой и другими пряностями из Аравии Феликс (ныне Йемен), а также битумом из Мертвого моря. Как арабоязычные кочевники, которые путешествовали по обширным пустынным пространствам, они поддерживали культуру секретности относительно происхождения своих товаров, включая прибрежные порты, которые они часто посещали, и расположение цистерн и колодцев. Став государством-клиентом Рима, они защищали Империю от других аравийских племен, расширяя свои владения на север до Сирии, сталкиваясь с войсками царя Ирода до того, как император Траян взял под контроль Петру и превратил их королевство в римскую провинцию Аравия Петрея. Набатейские божества включали верховного бога Душару (чье святилище было найдено в Путеолах недалеко от Неаполя) и аль-Уззу, одну из трех богинь, которым, как говорят, поклонялись в Мекке до ислама.
В 2008 году ЮНЕСКО присвоило Аль-Уле статус Всемирного наследия как «важнейшему объекту набатейской цивилизации». На территории находится ансамбль гробниц и памятников, высеченных в местном песчанике, которые являются «выдающимся свидетельством важных культурных обменов в архитектуре, декоре, использовании языка и караванной торговле», связывающих Индийский океан и Средиземноморье. Хотя Мадаин-Салих может быть менее впечатляющим, чем Петра (которую сейчас посещает около миллиона туристов в год), его огромный туристический потенциал очевиден.
Место назначения - запустение
Это создает проблему для саудовцев. Традиция, поддержанная консервативными священнослужителями, которые доминировали в саудовской культуре до восхождения МБС, когда-то предостерегала мусульман от посещения Мадаин-Салиха, где, согласно Корану, Бог поразил его народ за идолопоклонство. Британский поэт и путешественник Чарльз Доути, посетивший Мадаин-Салих в 1876 году в составе паломнического каравана, подтвердил, что улемы (исламские ученые-авторитеты) учили, «что молитвы людей едва ли могут подняться на Небеса с земли Мадаин-Салиха». Самые набожные паломники отказывались пить из местного колодца из-за страха перед его проклятиями. Доути писал, что даже во времена Пророка Мухаммеда (ок. 560-632 гг.) — который, как теперь говорят, отвернул свое лицо, проходя мимо этого места — его «пустынные места» давно стали легендой.
Войдя в одну из пещер Мадаин Салеха, Доути обнаружил «могильные ямы, утопленные рядом, полные человеческих костей, разбросанных по отшлифованному полу» и почувствовал «отвратительный запах мумии», который «тяжело бил в ноздри». Судя по последним фотографиям, доступным в сети — некоторые из них были предоставлены историками и другими представителями СМИ, которые приняли приглашение Саудовского государства посетить и прорекламировать это место — переделка уже завершена. На сайте Аль-Улы представлены постановочные фотографии «активных занятий», таких как скалолазание на скалах из песчаника, монументальные произведения современного искусства и «панорамные прогулки» по улицам старого города Аль-Улы, где пары в западных нарядах «гуляют по улицам истории... вдоль самого большого в мире расписанного вручную ковра». Все это на месте, которое когда-то занимало древнее племя тамудов, народ которого, согласно Корану, был уничтожен Богом за то, что отверг Пророка Салиха, в честь которого набатейский город получил свое арабское название. Важно то, что новые подношения в Аль-Уле признают 200 000 лет истории; саудовское государство, похоже, приняло набатейцев .
Это принятие было медленным процессом. С 1970-х годов правительство Саудовской Аравии начало осторожно вводить археологию в учебную программу по истории страны, а региональным музеям разрешили показывать экспонаты из доисторического периода Аравии. Подписи к музеям используют международную григорианскую систему датирования, тем самым избегая ссылок на «доисламский» и «исламский» периоды. Такие места, как Мадаин-Салих, стали частью национального наследия Саудовской Аравии, а не реликвией запрещенного прошлого джахилии. Табу против мусульман, посещающих проклятое место, были ослаблены, и в 2011 году Мадаин-Салих появился в популярном телешоу «История пророков», где ведущий шейх Набиль аль-Авади рассказал историю пророка Салиха и наказания, которое Бог наложил на набатеев (известных по кораническому названию Тамудис) на фоне песчаниковых скал и гробниц Мадаин-Салиха.
«Ложь и шарлатанство»
Новая презентация AlUla имеет все культурные отличительные черты западных консалтинговых компаний. Так же, как борьба за Африку в 19 веке была обусловлена конкуренцией между соперничающими европейскими державами, борьба за Аравию (или ее деньги) в 21 веке была обусловлена конкуренцией между соперничающими консалтинговыми компаниями, такими как корпорация McKinsey и Boston Consulting Group. Впечатление от торговых площадок, нацеленных на верхний сегмент западного туристического рынка, усиливается изображениями оздоровительного центра AlUla, где посетители могут улучшить свои дыхательные техники в «полнолунных звуковых ваннах» у набатейского храма, а также получить консультации у известного калифорнийского терапевта и инструктора по йоге.
Мнения современных мусульманских ученых относительно практики йоги, которая также имеет древние, доисламские корни, могут различаться, но мнение уважаемого ханбалитского ученого шейха Мухаммада Салеха аль-Мунаджида, который учился у Абд аль-Азиза ибн База (1912-99), выдающегося великого муфтия Саудовской Аравии, известного своими фетвами, осуждающими любого, кто оспаривает геоцентрическую точку зрения о том, что солнце вращается вокруг земли, однозначно. Йога, проповедует аль-Мунаджид, является формой идолопоклонства, «основанной на лжи и шарлатанстве», которая может понравиться «простодушным людям со слабой верой». Некоторые позы йоги, имитирующие животных, умаляют человеческое достоинство, включая «принятие наготы и стояние на четвереньках». Он также критиковал тенденцию практикующих йогу поощрять вегетарианскую диету, «для которой Аллах не ниспослал никакого авторитета».
Фетвы ученого шейха — его онлайн-ответы на вопросы верующих, размещенные на его сайте IslamQA — больше не имеют полномочий от саудовского государства. Запущенный в 1996 году, IslamQA теперь запрещен в королевстве, поскольку только Dar al-Ifta' — официальное религиозное учреждение под контролем правительства — уполномочено издавать фетвы.
Менее спорным аспектом Vision 2030 является его приверженность искусству. Мадаин Салех разместил ряд инсталляций в рамках Desert X. Его сокуратор, бразилец Марчелло Дантас, видит в шоу чествование «девственности этого ландшафта в умах людей... новой интерпретации очень древнего места с забытой историей». Одна из его самых ярких инсталляций, созданная кувейтской художницей Монирой аль-Кадири, состоит из масштабных бронзовых скульптур, вдохновленных фрагментами метеорита, найденными Гарри Сент-Джоном Филби, другом Ибн Сауда, основателя современного королевства, и отцом шпиона Кима Филби, когда он пересекал Пустую четверть в 1932 году.
Наглядный урок
Превращение некогда проклятого места в туристическое направление является частью более широкого проекта, рационализированного экономически, в рамках которого роль королевства как хранителя Мекки и Медины включается в национальное движение, построенное вокруг личности МБС. Международный туризм призван отучить саудовское общество от зависимости от углеводородов, в то время как международный спорт отучит его от ваххабитского пуританства, не оспаривая легитимность правящего саудовского клана.
Идолопоклоннические набатейцы включены в новый национальный нарратив как наглядный урок. Направление движения было указано в 1970-х годах Алламой Табатабаи, известным ученым, который проповедовал, что уроки можно извлечь из посещения реликвий ныне исчезнувших «царей и мятежных фараонов» с их «величественными жилищами и роскошными тронами». «Бог просто оставил их там для будущих поколений, чтобы они черпали советы и с помощью которых люди могут видеть и учиться». Это соответствует новой догме, провозглашенной с саудовских кафедр. Наследный принц «необычайно одарен». Угрозы его реформам угрожают международной безопасности, миру и стабильности. Верующие теперь могут посещать набатейские памятники, будучи уверенными в том, что они являются частью исторической ткани избранной Богом страны. И то же самое могут делать и иностранные туристы.