Найти в Дзене
Блокнот географа

Зарегистрированные мечети в СССР в 1952 году

Начался священный месяц Рамадан, и первую публикацию весны хотелось связать с историей Ислама на территории России и бывшего Советского Союза. В третьем томе сборника документов «Ислам и советское государство» под редакцией профессора Дмитрия Юрьевича Арапова, выпущенном Издательским домом Марджани в 2011 году, имеется интересный документ под заголовком «Справка Совета по делам религиозных культов о численности и местоположении зарегистрированных мечетей в СССР. 1952 г.» и подзаголовком «Перечень республик и областей, где имеются зарегистрированные мечети, с указанием их количества по состоянию на 20 апреля 1952 г.» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 23. Л. 60-63. Машинопись. Подлинник). Часть 1, Часть 2, Часть 3. Несмотря на то, что в цифрах имеются некоторые несхождения (ошибки либо в оригинальном архивном документе, либо при перепечатке — в частности, фактическая сумма числа мечетей по областям Узбекской ССР дает 70 мечетей вместо 66 в документе, по Таджикской ССР — 20 вместо 27), а также

Начался священный месяц Рамадан, и первую публикацию весны хотелось связать с историей Ислама на территории России и бывшего Советского Союза.

В третьем томе сборника документов «Ислам и советское государство» под редакцией профессора Дмитрия Юрьевича Арапова, выпущенном Издательским домом Марджани в 2011 году, имеется интересный документ под заголовком «Справка Совета по делам религиозных культов о численности и местоположении зарегистрированных мечетей в СССР. 1952 г.» и подзаголовком «Перечень республик и областей, где имеются зарегистрированные мечети, с указанием их количества по состоянию на 20 апреля 1952 г.» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 23. Л. 60-63. Машинопись. Подлинник).

Часть 1, Часть 2, Часть 3.

Несмотря на то, что в цифрах имеются некоторые несхождения (ошибки либо в оригинальном архивном документе, либо при перепечатке — в частности, фактическая сумма числа мечетей по областям Узбекской ССР дает 70 мечетей вместо 66 в документе, по Таджикской ССР — 20 вместо 27), а также на тот факт, что из поля зрения в данном случае выпадает большое количество незарегистрированных общин, я решил составить по материалам данного документа карту, фиксирующую общую картину периода активных гонений на религию по состоянию на эпоху позднего сталинизма (пусть даже послевоенные годы и считаются едва ли не периодом «послаблений» в отношениях религии и государства).

Карта в высоком разрешении

В целом при взгляде на карту легко выделить три зоны повышенной плотности действовавших на тот момент зарегистрированных мечетей — (1) Поволжье и Урал, (2) Северный Кавказ и Закавказье — без депортированных в 1943-1944 гг. народов — чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и (3) Средняя Азия.

Весьма интересно, что во всей Татарской АССР зарегистрированных мечетей в 1952 году было меньше (16), чем в Куйбышевской (Самарской) области (20). Сопоставимое с Татарстаном количество мечетей было в Пензенской области (15). Как пишут в своей монографии «Ахметзян Мустафин. Из истории ислама в СССР» историки И. А. Зарипов и М. А. Сафаров, «пристальный контроль над деятельностью мусульманских общин осуществлялся именно в «национальных» республиках РСФСР — Татарской и Башкирской АССР... Стоит учитывать положение ислама в «национальных» автономных республиках, где жизнь верующих находилась под особым контролем с принятием специальных организационных и пропагандистских мер по сдерживанию Ислама».

Ни одной официально открытой зарегистрированной мечети не было на всём северо-западе РСФСР. Это означало, что по состоянию на 1952 год официально были закрыты и соборная мечеть в Ленинграде (построена в 1909-1920 гг.), и соборная мечеть в Твери (Калинин, 1906 г.). Самая восточная действовавшая в 1952 году в СССР зарегистрированная мечеть находилась в Иркутске, что в свою очередь означает, что не работала Читинская соборная мечеть также дореволюционной постройки. Цифра «0» для Томской области означала закрытие двух исторических джума-мечетей в Томске (Красной — постройки 1904 года и Белой — 1913 года). Не работавшими числились все без исключения мечети Рязанской области (в том числе Ханская и Новая в Касимове, мечети в сёлах касимовских татар, в числе которых известная деревянная мечеть села Подлипки 1880 года, несколько мечетей в крупных татарско-мишарских сёлах Азеево и Бастаново).

Общее сокращение числа мечетей в татарско-мишарских районах Среднего Поволжья показано на графике ниже (границы губерний и республик и областей РСФСР не совпадают, данные на 1859, 1862 и 1864 годы относятся только к сельским мечетям и взяты из «Списков населённых мест» соответствующих губерний).

-2

В местах традиционного проживания польско-литовских татар, в Белорусской и Литовской ССР насчитывалось всего три мечети, в их числе историческая мечеть 1884 года в городе Ивье Гродненской области.

Значительные области Северного Кавказа к началу 1950-х были зонами тотального запустения после массовых депортаций чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев (что наглядно видно даже на сетке АТД по состоянию на 1952 год с «Грозненской областью», Приэльбрусьем, Карачаем и югом ЧИАССР в составе Грузинской ССР). В этом отношении к ним примыкает и Крым, где к 1952 году не осталось ни одной официально зарегистрированной мечети. Обращает на себя внимание и полное отсутствие зарегистрированных мечетей в Северной Осетии, в том числе не работала историческая Владикавказская соборная мечеть.

В Средней Азии и Казахстане распределение зарегистрированных мечетей в 1952 году также выглядит очень неравномерным: всего четыре мечети на всю Туркменскую ССР, сильно «разреженная» Казахская ССР, полное отсутствие зарегистрированных мечетей в Кустанае, Кокчетаве, Усть-Каменогорске, в казахстанском и туркменском Прикаспии. В Узбекской ССР более половины всех мечетей были сосредоточены в Ташкенте и Ташкентской области, ещё около четверти — в Ферганской долине — при том, что в таких крупных центрах мусульманского богословия и образования, как Бухара и Самарканд, зарегистрированных мечетей в 1952 году было всего три и две соответственно (при этом даже указанные числа относятся не к городам, а к областям).