Найти в Дзене

ТОНКОСТИ РАЗДЕЛА ИМУЩЕСТВА БЫВШИХ СУПРУГОВ ПРИ НАЛИЧИИ БРАЧНОГО ДОГОВОРА

Сергей Ульянченко и Ирина Кондрашева состояли в браке четыре с половиной года, в течение которых женщина приобрела квартиру по ДДУ и оформила ее на себя. За три месяца до развода супруги заключили брачный договор, по условиям которого все имущество, нажитое в браке, являлось их совместной собственностью, за исключением личного имущества одного из них. Также они заключили соглашение о разделе имущества, по которому квартира, приобретенная Сергеем Ульянченко до брака, стала общей совместной собственностью после выплаты компенсации в размере 700 тыс. руб. После развода Ульянченко обратился в суд с иском о признании недействительными соглашения о разделе и брачного договора, утверждая, что условия документов поставили его в крайне невыгодное положение. Он настаивал, что квартира не является совместной собственностью супругов, так как была приобретена до брака на его личные средства. Он потребовал взыскать компенсацию и судебные расходы. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска,

Сергей Ульянченко и Ирина Кондрашева состояли в браке четыре с половиной года, в течение которых женщина приобрела квартиру по ДДУ и оформила ее на себя. За три месяца до развода супруги заключили брачный договор, по условиям которого все имущество, нажитое в браке, являлось их совместной собственностью, за исключением личного имущества одного из них. Также они заключили соглашение о разделе имущества, по которому квартира, приобретенная Сергеем Ульянченко до брака, стала общей совместной собственностью после выплаты компенсации в размере 700 тыс. руб.

После развода Ульянченко обратился в суд с иском о признании недействительными соглашения о разделе и брачного договора, утверждая, что условия документов поставили его в крайне невыгодное положение. Он настаивал, что квартира не является совместной собственностью супругов, так как была приобретена до брака на его личные средства. Он потребовал взыскать компенсацию и судебные расходы.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав, что оспариваемые документы соответствуют закону и сделки были заключены добровольно. Он учел, что право собственности на квартиру было зарегистрировано за Ульянченко в период брака, а истец не доказал, что условия документов ставили его в неблагоприятное положение. Суд также отклонил довод о несоразмерности имущества, выделенного каждому из супругов, указав, что возможность отступления от законного режима предусмотрена законодательством.

Апелляция отменила решение первой инстанции и признала соглашение недействительным, взыскав компенсацию и судебные расходы. Свою позицию она обосновала тем, что стороны включили в соглашение квартиру, не являющуюся совместной собственностью супругов.

Ирина подала кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, который поддержал решение первой инстанции, указав, что супруги вправе изменить режим совместной собственности на основании брачного договора или соглашения.

Верховный Суд добавил, что супруги, в том числе бывшие, вправе по своему усмотрению не только изменять режим общей совместной собственности имущества, нажитого в браке, но и включать в брачный договор и в иное соглашение, определяющее имущественное положение его участников, любые не противоречащие закону условия (в том числе и о распоряжении имуществом, являющимся личным имуществом каждого из супругов).

Включение таких условий в брачный договор или в соглашение о разделе имущества не может толковаться как незаконное, поскольку ст. 38 СК РФ запрета на это не содержит.

Таким образом, Суд отменил определение апелляции о признании недействительным соглашения о разделе имущества между супругами и вынесении нового решения, оставив в силе соответствующую часть судебного акта первой инстанции. В остальной части решение второй инстанции оставлено без изменения.

Определение ВС РФ по делу № 18-КГ19-82 о разделе имущества супругов при наличии брачного договора