Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Илон Маск уничтожает конкурентов: чем закончится битва за Луну

Оглавление

США совершили рывок в освоении Луны: там уже работает аппарат Blue Ghost от молодой частной компании Firefly Aerospace. «НИ» разобрались, почему это большой прорыв и как Илон Маск может все испортить.

Впервые в истории частный аппарат совершил успешную посадку на Луну. Фото: Firefly Aerospace
Впервые в истории частный аппарат совершил успешную посадку на Луну. Фото: Firefly Aerospace

Мария Соколова

В мировой космонавтике 2 марта 2025 года произошло знаменательное событие: впервые в истории космический аппарат от частной компании совершил полностью успешную посадку на поверхность Луны. Первые фотографии уже опубликованы.

Первое селфи аппарата Blue Ghost с поверхности Луны. Фото: Firefly Aerospace
Первое селфи аппарата Blue Ghost с поверхности Луны. Фото: Firefly Aerospace

Речь идет о посадочном модуле Blue Ghost M1 от частной американской компании Firefly Aerospace: 14 января 2025 года космический аппарат запустили на ракете Falcon 9 Илона Маска, и в воскресенье он совершил мягкую посадку в Море Кризисов на Луне.

Как частные компании летают на Луну

Частники и раньше пытались отправить свои аппараты к естественному спутнику Земли, но все миссии заканчивались авариями. Первой такую попытку совершила японская компания Ispace в 2022 году: аппарат HAKUTO-R M1, запущенный опять-таки на ракете Falcon 9, приблизился к Луне в апреле 2023 года, но разбился при попытке совершить мягкую посадку.

Первый в мире частный лунный аппарат HAKUTO-R разбился при попытке совершить посадку. Фото: EPA
Первый в мире частный лунный аппарат HAKUTO-R разбился при попытке совершить посадку. Фото: EPA

А модуль Peregrine от американской компании Astrobotic Technologies, который нес на борту два лунохода и другие приборы, и вовсе не смог достигнуть поверхности Луны. Его запустили 8 января 2024 года на ракете Vulcan Centaur, но спустя десять дней аппарат сгорел в атмосфере Земли — произошла утечка топлива, и, обогнув Луну, Peregrine вернулся к Земле.

Лунный модуль Peregrine сгорел в атмосфере Земли из-за утечки топлива. Фото: NASA/Isaac Watson
Лунный модуль Peregrine сгорел в атмосфере Земли из-за утечки топлива. Фото: NASA/Isaac Watson

Посадочный модуль Nova-C от американской компании Intuitive Machines оказался удачнее: 15 февраля 2024 года с Земли стартовала ракета (и снова Falcon 9), а 23 февраля Nova-C совершил посадку на Луну. Однако вскоре аппарат наклонился на 30 градусов. К счастью, научные приборы были нетребовательны к положению спускаемого аппарата и миссия была признана успешной. Если бы на борту были луноходы, то это был бы провал.

Аппарат Nova-C наклонился, но смог выполнить научную программу на Луне. Фото: Intuitive Machines
Аппарат Nova-C наклонился, но смог выполнить научную программу на Луне. Фото: Intuitive Machines

Как США завоевывают Луну

Такая активность американских частных компаний появилась не просто так. NASA в 2021 году стало заключать с частниками контракты на доставку полезной нагрузки на Луну в рамках программы Commercial Lunar Payload Services (CLPS).

Суть в том, что американское космическое агентство отбирает несколько перспективных компаний и сразу же переводит им деньги. А эти предприятия должны самостоятельно разработать космические аппараты, которые смогут доставить на поверхность спутника Земли луноходы и научные приборы, предоставленные NASA.

И модуль Peregrine, и Nova-C, и Blue Ghost появились благодаря этой программе. Поэтому они обладают схожим функционалом. Это все грузовики, которые могут доставить на Луну груз массой 120–150 кг.

НАСА для лунной программы отобрало три проекта космических грузовиков. Слева направо: Blue Ghost, Nova-C, Peregrine. Фото: NASA/Goddard/Rebecca Roth
НАСА для лунной программы отобрало три проекта космических грузовиков. Слева направо: Blue Ghost, Nova-C, Peregrine. Фото: NASA/Goddard/Rebecca Roth

Потенциал у программы колоссальный: ранее в рамках такого партнерства между NASA и частниками появились грузовые и пилотируемые корабли серии Dragon от компании SpaceX, которые летают на МКС. Если бы NASA тогда доверилось только компании Boeing, то Америка могла бы остаться без пилотируемой космонавтики. Пилотируемый корабль Starliner — одна сплошная неудача.

Теперь же власти США всего лишь за несколько лет получили сразу три аппарата, которые могут доставлять оборудование в полярные области Луны для освоения этой территории.

Сотрудничество NASA с частными компаниями привело к появлению корабля Crew Dragon от SpaceX. Фото: NASA
Сотрудничество NASA с частными компаниями привело к появлению корабля Crew Dragon от SpaceX. Фото: NASA

Если в 60-е годы прошлого века лунная гонка между США и СССР была погоней за престижем, то в XXI веке лунная гонка — это погоня за полезными ископаемыми, особенно за изотопом гелий-3. Это топливо для термоядерных реакторов. Пока дешевая и экологически чистая энергия является мечтой человечества, но рано или поздно термоядерные реакторы могут стать реальностью, и тогда лидеры лунной гонки получат большое преимущество на Земле.

Луна может стать местом добычи гелия-3 для термоядерных реакторов. Фото: newizv.ru
Луна может стать местом добычи гелия-3 для термоядерных реакторов. Фото: newizv.ru

Что может помешать США контролировать Луну

Без Илона Маска и его ракет Falcon 9 было бы сложно осуществить лунные миссии частников из-за дороговизны запуска других ракет. SpaceX уже внесла большой вклад в освоение Луны. Но, как ни странно, именно Маск может стать непреодолимой преградой на пути достижения успеха.

Пока освоение Луны идет в рамках программы Artemis («Артемида»), однако американские власти намерены проанализировать расходы на лунную программу — спасибо департаменту государственной эффективности DOGE во главе с Маском. Часть из запланированных расходов на 100 млрд долларов может отправиться под нож.

Лунная программа США оказалась под угрозой срыва из-за пересмотра бюджета. Фото: NASA
Лунная программа США оказалась под угрозой срыва из-за пересмотра бюджета. Фото: NASA

Маску куда интереснее увеличить число полетов своего корабля Starship и ускорить освоение Марса, чем позволить государству тратить деньги на оплату услуг других компаний, специализирующихся на Луне.

Но где гарантия, что выбранный SpaceX путь по освоению космического пространства с помощью колоссального Starship единственно верный? Отсутствие конкуренции может привести к непоправимым последствиям.

Корабль Starship будет использоваться в лунной миссии «Артемида 3». Фото: SpaceX
Корабль Starship будет использоваться в лунной миссии «Артемида 3». Фото: SpaceX

Кто может конкурировать с США на Луне

Если Америка проиграет лунную гонку из-за лоббирования интересов SpaceX, то кто сможет занять ее место? Может быть, Россия?

Очень хотелось бы верить в успехи Роскосмоса на Луне, но пока факты указывают на то, что у Китая шансов оказаться лидером куда больше.

Китай — главный конкурент США на Луне. Фото: newizv.ru
Китай — главный конкурент США на Луне. Фото: newizv.ru

Для создания космических аппаратов больше не надо обладать уникальным опытом, который копился десятилетиями. Та же Firefly Aerospace — совсем молодой стартап, который в активе имел только одно достижение. Эта компания разработала ракету сверхлегкого класса Firefly Alpha, которая с сентября 2023 совершила два успешных полета. А на создание Blue Ghost NASA выделило всего лишь 93,3 млн долларов.

Теперь для разработки космических аппаратов необходимо иметь лишь доступ к технологиям и современным методам разработки. У РФ с этим пока большие проблемы. Роскосмос тратит годы на разработку аппаратов со скромными возможностями (разбившаяся в 2023 году «Луна-25» могла нести только 31 кг научных приборов, а ее разработка началась еще в 2016-м), но в итоге остается ни с чем.

Российский аппарат «Луна-25» нес на себе только 31 кг научной аппаратуры. Фото: Роскосмос
Российский аппарат «Луна-25» нес на себе только 31 кг научной аппаратуры. Фото: Роскосмос

Следующий аппарат, «Луну-26», Роскосмос должен запустить только в 2027 году. Причем дублера (на тот случай, если что-то пойдет не так) у этого аппарата, скорее всего, не будет. А о самостоятельном освоении Луны уже и речи нет — пилотируемые полеты отложены на неопределенный срок.

Пока Россия может рассчитывать лишь на роль помощника в лунной программе КНР.

---