У них есть гиперкар, а еще действующий прототип летающего автомобиля и человекоподобный робот. GAC — пятый по объемам автопроизводитель Китая. В Китае у GAC есть совместные предприятия с Toyota и Honda. Сами они иногда называют себя китайской Toyota, намекая на знаменитое качество японцев. Рассказываем, как меньше чем за 70 лет компания прошла путь от деревянных грузовиков до гиперкаров и летающих автомобилей.
От грузовиков к партнерству с Pegeout и Jeep
Начиналось все с ремонта автобусов, а еще — с выпуска грузовиков с деревянным каркасом кузова в 1954 году. Тогда три автомобильных производства города Гуанчжоу объединили под одним управлением и под общим брендом Guangzhou. Долгое время ничем особо выдающимся он не отличался.
В 1985 г. на заводы начали приходить иностранные бренды. Первым стал Pegeout, но сотрудничество было недолгим. Затем свои производства и модели перевели в Гуанчжоу Honda, Toyota и Mitsubishi, с разной степенью успешности. В 1997 г. все государственные автомобильные активы региона собрали в Guangzhou Automobile Group Corp. — сокращенное название GAC.
В 2010 г. в партнеры пришел FIAT. Примерно в это же время итальянцы поучаствовали в спасении Chrysler. Так GAC получили доступ к культовой модели Jeep Cherokee. Джипы не были новинкой на китайском рынке — еще раньше их производство началось на заводах Bejing Jeep. Но и новые образцы стали очень популярны.
Позже, после объединения FIAT и Peugeot, французы опять разорвали отношения. Недолгим было сотрудничество GAC с Mitsubishi, но именно на платформе GAC построен электромобиль Mitsubishi.
Trumpchi, GAC, Aion и Hyper
В том же 2010 г. компания запустила первую собственную марку Trumpchi. Для нее китайцы использовали платформу седан Alfa Romeo 166 (привет, FIAT). Первую партию машин продали оргкомитету Азиатских игр в Гуанчжоу. Название этого бренда можно не заучивать — он остался только для Китая, где звучит как «Чуань Ци». На международные рынки модели выводят под материнским названием — GAC.
Для электромоделей создали серию Trumpchi Aion, которая в 2020 г. стала самостоятельной торговой маркой.
В 2022 г. Aion запустил премиальную линейку Hyper, которую сравнивают с Porsche Taycan и Tesla Model S.
У бренда Hyper сейчас есть три модели — SSR, GT и HT.
Гиперкар SSR получил углепластиковый кузов с подъемными дверями и два электромотора суммарной мощностью 1225 сил.
Разгон 0–100 км/ч: 2,3 секунды
Максимальная скорость: 251 км/ч
Запас хода: 506 км.
Cедан GT
Мощность двигателя (показатели зависят от версии): 245-340 сил
Разгон 0–100 км/ч: 4-9-6,5 секунд
Максимальная скорость: 180 км/ч
Запас хода: 600-710 км.
Кроссовер HT
Мощность двигателя (показатели зависят от версии): 245-340 сил
Разгон 0–100 км/ч: 5,8-6,8 секунд
Максимальная скорость: 183 км/ч
Запас хода: 600–770 км.
Концепты, робот и летающий автомобиль
Концепты компании называют одними из самых смелых на рынке. Вице-президент Центра исследований и разработок GAC — Чжан Фань. До прихода в GAC он отработал больше восьми лет в Mercedes-Benz. Там он участвовал в создании дизайна моделей SL, SLK и концепта A-Classe третьего поколения.
В GAC он создал Green Space — огромный водородный минивэн с дверями «крылья чайки». В салоне разместилась гостиная — диван на месте задних сидений и журнальный столик. Рулевое колесо сделано в виде штурвала.
Еще Чжан разработал отдельный язык дизайна «капля воды».
А дизайн-центр в Милане возглавил бывший шеф концептуального направления Renault Стефан Жанен. Он представил серию концепт-каров под общим название м Car Culture.
Впечатляет еще один его образец, под названием Barchetta. Многие концепты и не дойдут до рынка. Но результаты разработок появляются в серийных моделях. Вот пример с концептом ENO.146: он достиг мирового рекорда эффективности сопротивления. Эти технологии внедрили в Aion Hyper GT, у которого пока лучший в мире коэффициент аэродинамического сопротивления среди серийных дорожных автомобилей.
У GAC много лабораторий, где идут разработки силовых агрегатов, новых источников энергии, интеллектуальных систем. В свои батареи они даже стреляют. И заявляют, что вероятность возгораний аккумуляторов практически сведена к нулю. Есть двигатель на аммиаке — первый в мире, есть перспективная платформа водородомобиля. Готовы к внедрению системы автономного вождения и быстрая зарядка для электромобилей: пополнить заряд энергии с 30 до 80% можно всего за 10 минут.
А еще есть летающие автомобили и роботы собственных разработок GAC. Летающий автомобиль — это симбиоз машины и гексакоптера с шестью роторами. Летает только кабина — шасси с колесами выступают посадочной платформой. А гуманоидный робот GoMate напичкан собственными технологиями GAC. Демонстрировать свои возможности он будет на производственных линиях и в промышленных парках компании.
А что в России
На российский рынок GAC вышел в конце 2023 г. с семиместным кроссовером GS8. В 2024-м модельную гамму дополнили полноразмерный минивэн М8 и городской кроссовер GS3.
По итогам 2024 года бренд продал 19,7 тыс. автомобилей. А в декабре по месячным продажам вошел в десятку самых популярных марок. Бестселлером остается GS8.
Здесь все варианты бестселлера GAC GS8
В нынешнем году бренд покажет еще как минимум 3 новые модели.
GAC GS4 – это китайская замена RAV4
GS8 GX Traveller самое дорогое исполнение бестселлера GAC в России
GAC Empow – спортивный седан.
В 2025 г. GAC в России бренд планирует продать до 30 тыс. автомобилей.
Здесь все новые модели GAC в России
Текст: Юлия Миронова